Практический материал "Осень в загадках"
методическая разработка по художественной литературе

Фомичева Светлана Александровна

Автором представлена подборка тематических загадок про осень для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_zagadkah.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1

«Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

        

«Осень в загадках»

(практический материал для педагогов и родителей)

Одним из  средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда  предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира.  Особенно детей привлекает в загадках,  своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование.  Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.

Ниже приведенные загадки могут пригодиться и родителям дошкольников, для развития сообразительности, памяти и наблюдательности. Можно заучить некоторые загадки наизусть, ведь они все в стихотворной форме.

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Пришла без красок
Да без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

В золото оделись,
Деревья и кусты,
С каждым днём всё чаще,
Холодные дожди!
(Осень)

Пусто в поле, дождь идёт. 
Ветерок срывает листья. 
С севера туман ползёт, 
Тучи грозные нависли. 
Птицы движутся на юг, 
Чуть крылом касаясь сосен. 
Догадайся, милый друг, 
Что за время года?.. 
(Осень)

Август месяц хлопотливый -
Спеют яблоки и сливы,
Спеют персики и груши.
Только успевай их кушать,
А вот клены во дворе
Опадают в … 
(Сентябре)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)

Ветер хмурый тучи гонит
За поля и за луга.
А на тёмном небосводе
Хмуро движется луна.
После солнечной погоды
Сентября и октября
Скоро хмурая природа
Ждёт прибытья ...
(Ноября)

Может он идти и литься,
В лужах из него водица.
И не заяц, но косой,
Иногда он проливной
Осенью не редкий гость.
Догадались? Это ...
(Дождь)

Он быстрее всех летает.
Тучи в небе разгоняет.
В луже листья собирает. 
Лодку с парусом гоняет.
Может дерево сломать.
Может нас теплом ласкать.
Он сильнее всех на свете.
Потому что это...
(Ветер)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад)

Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.
(Листья)

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
(Гриб)

Ранним утром во дворе 
Лед улегся на траве. 
И весь луг стал светло-синий. 
Серебром сверкает... 
(Иней)

Слезки капают из тучи —
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам… (дождик)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце-то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. 

(Лужа)

Интернет источники:

1. https://dohcolonoc.ru/cons/459-rol-zagadki-v-razvitii-doshkolnika.html

2. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog61137/chto-takoe-zagadka.html

3. https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/1371-zagadki-pro-osen-dlya-detej-s-otvetami.html

4. https://infourok.ru/detskie-zagadki-ob-oseni-2276866.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...

Публикация в сборнике IV Международной практической конференции "Педагогическая наука: теоретический и практический взгляд". г. Чебоксары

Публикация в сборнике IV Международно практической конференции "Педагогическая наука: теоретический и практический взгляд", г. Чебоксары. Представление научно-методической работы "Совме...

Программа практической площадки VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации»

Программа практической площадки VI Всероссийской  научно-практической конференции "Актуальные проблемы начального,дошкольного и  специального образования в условиях можернизации"...