Эпические произведения -былины
презентация к уроку по художественной литературе (старшая группа)

Старшинина Ольга Николаевна

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эпические произведения былины2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Былины - произведения искусства, а поэтому для них характерен вымысел. Для былин важна не правда отдельного факта, сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имён, географических названий. Композиция былины Зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается Заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины

Слайд 3

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Слайд 4

Какова основная мысль былины? ( Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

Слайд 5

Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев: Киевский цикл События большинства этих былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Новгородский цикл Это былины, герои которых родились и жили в Новгороде. В них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой, но их герои обладают яркими и особенными чертами: прекрасно играют на гуслях, путешествуют на дно морское и удачно возвращаются .

Слайд 6

Былины не пелись, а сказывались – произносились немного нараспев . Песня звучала медленно и плавно, степенно. Это соответствовало образу самого сказителя: редко можно было встретить исполнителя моложе сорока лет. Обычно это были пожилые люди, лет 50-70. В деревнях сказители пользовались почетом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом переживали истории богатырей.

Слайд 7

Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно, ничего не меняя в ней. Каждое исполнение было одновременно и процессом её создания.

Слайд 8

Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К старшим богатырям причисляют только Святогора , Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича ; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана , Колывана Ивановича, Ивана Колывановича , Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея ; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие — это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни — старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие — оберегателями людей.

Слайд 9

Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович , Чурило Пленкович , Дюк Степанович и др. Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской , татарской и послетатарской , или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича , Хотена Блудовича , Чурилу Пленковича , Дюка Степановича, Данила Ловченина , сорок калик со каликою, Соловья Будимировича . Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича , Ставра Годиновича , Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича .

Слайд 11

Добрыня известен тем, что освободил родной город от Змея Горыныча. Этот богатырь силен, справедлив и смекалист. Он умел играть в шахматы, был хорошим музыкантом и играл на гуслях. Боевым оружием начал интересоваться с 12 лет.

Слайд 12

Алеша – самый младший из них. Он мужественный, храбрый, а еще ловкий, удалый, задорный и веселый. Главный подвиг его – победа над чудищем Тугарином .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по изодеятельности: "Путешествие по былине "Садко".

Сегодня большое внимание уделяется духовно - нравственному воспитанию детей. Знакомя ребенка с историческими событиями, традициями, культурой нашей страны, мы помогаем ему жить в согласие с миром люде...

Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...

Семинар-практикум "Былинные богатыри земли русской

В сценарии представлен материал по повышению профессионального мастерства педагогов по теме "Героический эпос Древней Руси". Материал семинара позволит изучить образ русских богатырей на основе былин,...

Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

На занятии дети знакомятся с героическим прошлым России, знаменательными битвами на суше и на море, отважными полководцами и флотоводцами, теми людьми, которые всю жизнь отдали служению Отечеству....

"Зачем читать детям былины?"

Показать родителям необходимость использования былинного материала для познавательного и нравственного развития детей....

Проектная деятельность «Былины и былинные богатыри» с детьми старшего дошкольного возраста

Проект дает возможность детям  больше узнать о былинах, их происхождении, былинных героях - образцах для подражания....

Презентация подборки материала по теме: « На героя и слава бежит» /по мотивам былинных произведений для детей подготовительной группы/.

-формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской;-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уваж...