Тематический день в средней группе посвященный дню памяти А. С. Пушкина.
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

День памяти А.С. Пушкина в детском саду - это время, когда имя поэта звучит высоко и торжественно. В нашей средней группе "Колосок" в этот день  было проведено много мероприятий, целью которых было закрепление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина, привитие любви к произведениям отечественной литературы, воспитание чуткости к художественному слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Есть имена, как солнце! Имена -

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном, в любые времена!  

Игорь Северянин

Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.

Тематический день в средней группе

посвященный дню памяти А. С. Пушкина.

«Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина»

Цель. Ознакомление детей с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина.

Задачи:

- познакомить с биографией А.С. Пушкина.

- привитие любви к произведениям отечественной литературы;

- формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст;

- учить бережно, относиться к книгам;

- воспитание чуткости к художественному слову;  

-  поощрять творческое проявление в продуктивной деятельности.

План мероприятий тематического дня.

Утро:

Беседа: Знакомство с А.С. Пушкиным и его творчеством.

(приложение №1)

НОД на тему знакомства детей с произведениями А.С. Пушкина «Ветер, ветер ты могуч..» (с элементами экспериментирования).

(приложение № 2)

ИЗО-деятельность: лепка «Золотая рыбка».

Речевая ситуация: «Если бы я поймал золотую рыбку».

Прогулка:

Наблюдение: Наблюдение: за ветром.

Цель: вызвать интерес к окружающему миру; учить определять наличие и направление ветра; расширять кругозор.

Исследовательская деятельность: Кто играет ленточками?

На веранде раздать детям бумажные ленточки. Предложить послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчеркнуть: ленты не шевелятся, не шуршат. Предложить выполнить с ними различные движения. Затем выйти на площадку, предложить рассказать, что происходит с ленточками. Подвести детей к выводу: это ветер играет ленточками.

Чтение: «У лукоморья дуб зеленый…»  (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»).

2 половина дня:

Рассматривание иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина.

Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» 

Уголок творчества: Работа с раскрасками.

Цель: учить детей закрашивать, не заходя за контур. Продолжать знакомить детей с героями произведений А. С. Пушкина.

Сотрудничество с родителями: предложить дома прочесть детям сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», нарисовать рисунок к сказке.

Приложение №1

Беседа: Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

Цель. Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина.

Ход беседы:

-  Ребята вы заметили у нас в книжном уголке, что-то новое? (ответы детей)

 -  Правильно, у нас на книжной полке появился новый портрет.

А вы знаете кто на нем изображен?

Этот портрет принадлежит великому русскому писателю и поэту А.С. Пушкину.

- Я немного расскажу вам о нем и о том, как он начал писать свои произведения.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Самыми близкими его сердцу людьми были его бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.  Его няня, Арина Родионовна знала и рассказывала ему очень много сказок. Она первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.  Он написал много стихов о любви, о дружбе, о природе. Александр Сергеевич писал свои стихи и сказки простым языком, который был понятен всем – и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому А. С. Пушкина и называют народным поэтом.

        Посмотрите сколько книг писателя стоят на нашей книжной полке, назовите те, которые вам уже встречались или вам их читали дома.

 Сейчас я предлагаю вам прослушать одно из стихотворений этого замечательного поэта. (просмотр и прослушивание видеозаписи стихотворения на интерактивной доске).

Приложение № 2

НОД на тему знакомства детей с произведениями А.С. Пушкина в средней группе с элементами экспериментирования

 «Ветер, ветер ты могуч»

Цель. Познакомить с отрывками из произведений Пушкина, уточнять и расширять представление детей о ветре.

Задачи:

- знакомить детей с произведениями А.С. Пушкина;

- формировать умение слушать и понимать художественный текст;

- активизировать познавательный интерес к окружающему миру и явлениям природы;

- расширять знания детей о таком природном явлении, как ветер, ураган, буря, смерч, а также его ролью в жизни человека.

- формировать способность приобретать знания путем опытов и экспериментирования;

- воспитывать основы безопасности жизни и желание заботиться о сохранении своей жизни.

Ход занятия: ребята, мы сегодня познакомились с великим русским писателем А. С. Пушкиным. Он, как и многие поэты, в своих стихах писал о природе, о природных стихиях.

Вот послушайте отрывок из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь, стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

- О каком природном явлении говориться в этих строках. (о ветре)

- А о каком именно ветре здесь говорится? (сильном)

- Как А.С. Пушкин назвал сильный ветер (могучим)

- Как вы понимаете слово «могуч»? (Сильный, грозный)

- Представьте себе, что вы это могучий, грозный, сильный ветер и покажите, как он выглядит (мимическое упражнение)

- Что гоняет ветер? (Стаи туч)

-Вам приходилось наблюдать, как при сильном ветре тучи быстро движутся по небу? (ответы детей)

- А что ветер волнует? (Море)

-Какое море было? (Синее)

-Как вы понимаете «ты волнуешь сине море»

(сильный ветер поднимает волны)

- Что значит веешь на просторе?

(Веет в океане, в море, в поле, где ничего не мешает)

- А как мы узнаем есть ли на улице ветер? (ответы детей)

- А можно услышать ветер?  (ответы детей)

(Прослушивание записи – шум ветра)

- Послушайте как А. С. Пушкин описывал звуки ветра в одном из своих стихотворений.  (читает фрагмент стихотворения А.С. Пушкина)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру

Пальчиковая игра про ветер.

Ветер по морю гуляет (машут руками из стороны в стороны)

И кораблик подгоняет (ладошки соединяют лодочкой, дуют на них)

Он бежит себе в волнах (имитируют движения плывущей лодочки)

На раздутых парусах (машут ладошками в верх - вниз)

Мимо острова крутого (обрисовывают руками бугорок)

Мимо города большого (строят ладошками домик над головой)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (Стучат кулачком по ладони).

- Эти слова к игре тоже взяты из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

- В разное время года ветер бывает разный. Давайте мы сейчас поиграем в игру, и вспомним, каким он бывает.

- Я буду называть время года, а вы мне какой в это время бывает ветер.

                Дидактическая игра «Какой ветер?» (с мячом)

Ход игры: дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч и называет время года, а ребенок, бросая мяч в ответ говорит какой бывает ветер в это время года. (летом - мягкий, теплый, прохладный и т. д)

- Молодцы, вы сказали очень много слов о ветре. В своих стихах поэт говорит о разной силе ветра, давайте-ка попробуем вместе это понять, и увидеть.

Опыт «Сильный ветер, слабый ветер».

Цель: с помощью простого опыта познакомить детей с силой ветра.

Оборудование: пустые картонные коробочки разные по размеру и весу, трубочки по количеству детей, фен или небольшой вентилятор.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие на столе коробочки. Предлагает потрогать их, определить какие они по весу: лёгкие или тяжёлые. Затем воспитатель проводит эксперимент. Воспитатель начинает дуть на коробочки, они остаются лежать на столе. Ветер слабый не сдувает предметы. Воспитатель предлагает детям помочь и дуют на коробочки вместе, обсуждают что происходит. Затем воспитатель берёт фен и направляет его на детей они «трогают» воздух. Затем воспитатель направляет струю воздуха на коробочки, и они падают со стола на пол. Ветер сильный – сдувает предметы. После проведения эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о силе ветра.

 - Как видите ветер может быть очень сильным и даже опасным, давайте с вами вспомним правила как нужно себя вести во время сильного ветра, в бурю.

  Оказавшись на улице во время сильного ветра следует держать как можно дальше от рекламных щитов (и других навесных конструкций), линий электропередачи, а также деревьев. Осмотритесь вокруг, нужно быть подальше от всего, что может оторваться, сломаться и упасть на голову. Нельзя подходить к оборванным проводам и раскачивающимся предметам (деревьям), так как они могут упасть.

- Ветер не всегда бывает опасным, давайте вспомним как ветер помогает людям?

Дидактическая игра «Где работает ветер?»

На доске размещены карточки с изображением предметов. Дети должны выбрать только те предметы, которые работают при помощи воздуха (вертолет, пылесос, воздушный змей, вентилятор, мельница и т.д.).

Воспитатель: Ребята, какие отрывки из произведений А. С. Пушкина мы сегодня вспоминали. Я начинаю говорить фразу, а вы - заканчиваете.

«Ветер, ветер. Ты могуч,

Ты гоняешь, …стаи туч,

Ты волнуешь …сине море,

Всюду веешь… на просторе»  и т. д.

- Может кто из вас запомнил какое из них и хочет прочесть это стихотворение самостоятельно? (желающие читают стихотворение).

Список  произведений А.С. Пушкина

 используемый  для детей средней группы.

 «Ветер, ветер! Ты могуч..» (из Сказки о мертвой царевне..) (чтение)

«Ветер по морю гуляет….»  (для заучивания)

«Ель в лесу, под елью- белка…» (из Сказки о царе Салтане…),

«У лукоморья….» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»)

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический день в средней группе "День здоровья"

quot;Здоровый ребенок – успешный ребенок”.Цель: Закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье.Задачи: закрепить знание детей о понятии «здоровье»; закрепить ...

Тематический день в средней группе «День семьи, любви и верности»

Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек ничего о ней не знает, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знани...

Тематический день в средней группе Колокольчик День Государственного флага

День Российского флага – это праздник свободы, мира и добра. Он символизирует единство всего нашего многонационального народа, напоминает, что все несут ответственность за настоящее и будущее на...

Тематический день в средней группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «День доброты»

Жизнь показывает: даже в сложное нынешнее время крылатая фразаФ.М. Достоевского «Красота спасет мир…» находит все большее подтверждение. Знание правил этикета и умения их использова...

Тематический день в средней группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «День доброты»

Жизнь показывает: даже в сложное нынешнее время крылатая фразаФ.М. Достоевского «Красота спасет мир…» находит все большее подтверждение. Знание правил этикета и умения их использова...

Тематический день в средней группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Сойкин день»

С целью воспитания уважения к культурно-историческим традициям русского народа, расширения представлений о разнообразии птиц и пополнения словаря дошкольников   названиями зимующих пти...