Наглядно-дидактическая игра «Жили-были….».
методическая разработка по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирина Зацепина

Наглядно-дидактическая игра «Жили-были….».

В настоящее время на рынке товаров можно приобрести разнообразные игры и пособия для развития речи детей. В своей практике мы активно используем пособия, изготовленные  своими руками, и руками детей. Одним из таких пособий является наглядно-дидактическая игра «Жили-были….».

image

Она изготовлена из фанеры, в центре находится большой кармашек, к нему идут тропинки от маленьких кармашек. Они изготовлены из разного материала: шерстяных ниток, камушек, ракушек, фасоли, гороха, бусинок, пластиковых трубочек  и макарон. Пособие является мобильным, что позволяет перемещать, по группе. Оно многофункциональное, доступное в изготовлении.

Данная дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста. Ее можно использовать, как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы.

Цель: развитие связной речи, закрепление речевых умений полученных на занятия.  

Задачи:

-продолжать развивать связную речь;

- развивать память, зрительное восприятие картинки;

- развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение;

- активизировать словарный запас;

- развивать глазодвигательные функции;

- развивать сенсорику и массаж пальцев рук.

 

image

 

 

1.  Развитие связной речи:

Описание примерной игры: Дети отвечают на вопросы педагога: «Ребята, вам знакома сказка? Как она называется? Кто первый пришел в теремок? Кто второй? А кто сломал теремок?»

 Ребенок учится связному и последовательному, логически выстроенному рассказу.

image

  1. Д/игра «Расскажи сказку». Цель игры. Развивать умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения. Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к р. н. творчеству. Развивать фантазию, память, внимание.
  2. Д/игра «Поиграем в сказку» Дети очень любят рисовать и фантазировать. Из этого родилась новая игра «Поиграем в сказку». Конечно, подготовительный этап занимает намного больше времени, чем сама игра, но благодаря выдумке детей, процесс пополнения персонажами наша сказка продолжается. На первом этапе вместе с детьми обсудить, в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки, ребята самостоятельно работают с ножницами. С такими персонажами можно играть в любую сказку.
  3. Д/игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации) Цель: развитие зрительного внимания. Предварительная работа на стенде располагает определенных героев сказки и начинает игру. Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки. Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещѐ собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? (Репка) Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (Рассказ сопровождается показом персонажей).
  4. Д/И «Расскажи сказку по иллюстрациям» (Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения) Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
  5. Д/И «Найди ошибку» (Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке). Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
  6. «Разрезные картинки» (Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление) Дети составляют картину из частей.
  7. «Разукрась героя сказки» (Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
  8. «Узнай сказку по нарисованному предмету» (Закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи). Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
  9. «Найди пару» (Закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Развитие глазодвигательной функции, профилактика зрительных расстройств:

Задания выполняются на занятиях связанных со зрительной нагрузкой. Плакат размещается на стене выше уровня глаз ребенка. На подготовительном этапе необходимо познакомить детей с дидактической игрой. Педагог предлагает ребенку (детям) вспомнить сказку, рассказать ее самостоятельно или с помощью воспитателя.

Описание игры: «Ребята, поможем нашим героям добраться до теремка, проводим их глазками. Кто первый нашел теремок? Правильно Комар-пискун. Проводим его глазками до теремка. Посмотрите, в каком направлении он летит, выполняет круговые движения, летит прямо, опускается и вот он долетел до теремка. Кто следующий нашел теремок?»

       Так провожаем каждого героя до теремка. Педагог медленно ведет указкой по линиям и комментирует свои действия. Предлагает  детям следить глазами за указкой.
       На следующем этапе ребенок сам ведет указкой по «дорожкам» и  комментирует свои действия.

 

 Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения, и только потом  ребенок самостоятельно, без указки прослеживает глазами по «дорожкам».

     Таким образом, ребенок развивает глазодвигательные функции и снимает зрительное напряжение.

3.  Автоматизация изолированных звуков в речи:

Описание игры: «Ребята, наш комарик летит к теремку и поет свою песенку. Как он ее поет? З-з-з... , давайте произнесем вместе с ним звук (з). Медведь идет к теремку и рычит, как он рычит? Р-р-р».

Так, мы играя автоматизируем изолированные звуки в речи.

 

 

 

 

 

4. Развитие сенсорики и массаж пальцев рук:

 Описание игры: педагог предлагает проводить каждого героя до теремка пальчиком. Ребенок ведет пальчиком, (надавливая подушечками пальчиков) по дорожкам, изготовленных из разных материалов.

 

Выполняя это задание стимулируются подушечки пальчиков, осуществляется массажный эффект.

При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей.

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядно-дидактическая игра «Жили-были….».

В настоящее время на рынке товаров можно приобрести разнообразные игры и пособия для развития речи детей. В своей практике мы активно используем пособия, изготовленные  своими руками, и руками детей. Одним из таких пособий является наглядно-дидактическая игра «Жили-были….».

C:\Users\пингвин\Desktop\7bTKNSrzoN8.jpg

Она изготовлена из фанеры, в центре находится большой кармашек, к нему идут тропинки от маленьких кармашек. Они изготовлены из разного материала: шерстяных ниток, камушек, ракушек, фасоли, гороха, бусинок, пластиковых трубочек  и макарон. Пособие является мобильным, что позволяет перемещать, по группе. Оно многофункциональное, доступное в изготовлении.

Данная дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста. Ее можно использовать, как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы.

Цель: развитие связной речи, закрепление речевых умений полученных на занятия.  

Задачи:

-продолжать развивать связную речь;

- развивать память, зрительное восприятие картинки;

- развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение;

- активизировать словарный запас;

- развивать глазодвигательные функции;

- развивать сенсорику и массаж пальцев рук.

C:\Users\пингвин\Desktop\80J19FHIx8g.jpg

1.  Развитие связной речи:

Описание примерной игры: Дети отвечают на вопросы педагога: «Ребята, вам знакома сказка? Как она называется? Кто первый пришел в теремок? Кто второй? А кто сломал теремок?»

 Ребенок учится связному и последовательному, логически выстроенному рассказу.

C:\Users\пингвин\Desktop\Ci-Trt-3Ilk.jpg

  1. Д/игра «Расскажи сказку». Цель игры. Развивать умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения. Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к р. н. творчеству. Развивать фантазию, память, внимание.
  2. Д/игра «Поиграем в сказку» Дети очень любят рисовать и фантазировать. Из этого родилась новая игра «Поиграем в сказку». Конечно, подготовительный этап занимает намного больше времени, чем сама игра, но благодаря выдумке детей, процесс пополнения персонажами наша сказка продолжается. На первом этапе вместе с детьми обсудить, в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки, ребята самостоятельно работают с ножницами. С такими персонажами можно играть в любую сказку.
  3. Д/игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации) Цель: развитие зрительного внимания. Предварительная работа на стенде располагает определенных героев сказки и начинает игру. Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки. Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещѐ собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? (Репка) Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (Рассказ сопровождается показом персонажей).
  4. Д/И «Расскажи сказку по иллюстрациям» (Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения) Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
  5. Д/И «Найди ошибку» (Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке). Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
  6. «Разрезные картинки» (Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление) Дети составляют картину из частей.
  7. «Разукрась героя сказки» (Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
  8. «Узнай сказку по нарисованному предмету» (Закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи). Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
  9. «Найди пару» (Закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу

2.  Развитие глазодвигательной функции, профилактика зрительных расстройств:

Задания выполняются на занятиях связанных со зрительной нагрузкой. Плакат размещается на стене выше уровня глаз ребенка. На подготовительном этапе необходимо познакомить детей с дидактической игрой. Педагог предлагает ребенку (детям) вспомнить сказку, рассказать ее самостоятельно или с помощью воспитателя.

Описание игры: «Ребята, поможем нашим героям добраться до теремка, проводим их глазками. Кто первый нашел теремок? Правильно Комар-пискун. Проводим его глазками до теремка. Посмотрите, в каком направлении он летит, выполняет круговые движения, летит прямо, опускается и вот он долетел до теремка. Кто следующий нашел теремок?»

       Так провожаем каждого героя до теремка. Педагог медленно ведет указкой по линиям и комментирует свои действия. Предлагает  детям следить глазами за указкой.
       На следующем этапе ребенок сам ведет указкой по «дорожкам» и  комментирует свои действия.

 Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения, и только потом  ребенок самостоятельно, без указки прослеживает глазами по «дорожкам».

     Таким образом, ребенок развивает глазодвигательные функции и снимает зрительное напряжение.

3.  Автоматизация изолированных звуков в речи:

Описание игры: «Ребята, наш комарик летит к теремку и поет свою песенку. Как он ее поет? З-з-з... , давайте произнесем вместе с ним звук (з). Медведь идет к теремку и рычит, как он рычит? Р-р-р».

Так, мы играя автоматизируем изолированные звуки в речи.

4. Развитие сенсорики и массаж пальцев рук:

 Описание игры: педагог предлагает проводить каждого героя до теремка пальчиком. Ребенок ведет пальчиком, (надавливая подушечками пальчиков) по дорожкам, изготовленных из разных материалов.

Выполняя это задание стимулируются подушечки пальчиков, осуществляется массажный эффект.

При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей.

C:\Users\пингвин\Desktop\NeCyCniYV1Q.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жили- были ручки, жили- были ножки"

Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...

Игра Жили-Были

Целью данного пособия является создание комплекса занятий по развитию  всех  компонентов устной речи,  формированию познавательной целостной картины мира, расширению кругозора детей ста...

Наглядно – дидактическое пособие «Игры для автоматизации звука Ш»

В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звука Ш у детей с нарушениями речи, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука Ш в интересную игру...

Мастер-класс «Проведение дидактической игры «Жила-была сказка…».

Авторская игра на формирование у детей навыков творческого рассказывания...

Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детск...

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - ИГРА для гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Я-МАЛЬЧИК, Я- ДЕВОЧКА»

Наблюдая за детьми своей группы (второй младшей), я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют п...