Выступление на педсовете «Художественное слово как универсальное средство воспитания детей дошкольного возраста»
материал по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кольчугина Елена Михайловна

Художественное слово является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и в богатую языковую среду.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_kolchugina.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Художественное слово как универсальное средство воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Кольчугина Елена Михайловна

        Актуально звучат сейчас слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…». Эти слова подчеркивают значение художественного слова в эмоциональном, нравственно-эстетическом и умственном воспитании детей.

        Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Б. М. Теплов подчёркивал, что художественное слово захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

        Чтобы реализовать воспитательные возможности художественного слова, педагогам необходимо создать определенные условия. В группе необходимо создать эмоциональную атмосферу заинтересованности, воспитывать у детей желание слушать, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах.

        Л. С. Выготский о важности художественного слова в жизни ребёнка писал о необходимости «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

        В дошкольный период ребёнок является слушателем и зрителем книги, и  роль педагогов особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача взрослых.

        С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя»: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».

        Основными методами являются:

        1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

        2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

        3. Инсценировка, драматизация. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

        4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

        При ознакомлении дошкольников с художественным словом используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

        - выразительное чтение воспитателя;

        - беседа о прочитанном;

        - повторное чтение;

        - рассматривание иллюстраций;

        - объяснение незнакомых слов.

        Художественное слово является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и в богатую языковую среду.

Список источников

  1. Белоусова Л. Е. «Добрые досуги по произведениям детских писателей» СПБ: Детство- Пресс 2005.
  2. Егорова Т. А. «Комплексные занятия по сказкам для детей 4–6 лет» Волгоград: Издательство «Учитель» 2013.
  3. Колобова О. А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 37-45.
  4. Рыжова Л. В. «Методика работы со сказкой». Санкт — Петербург Детство — Пресс 2012.
  5. Ушакова О. С, Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». Конспекты занятий.- М: ТЦ «Сфера», 2005.
  6. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков: Фолио; М: АСТ, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Выступление на педсовете Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»....

Доклад на педсовете на тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Данный материал может быть полезен как и для воспитателей так и для родителей....

Педсовет «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

План и презентация с текстом по слайдам для проведения педагогического совета в ДОУ на тему: "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДО...

Выступление на педсовете "Роль игры в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способность...

Выступление на педсовете на тему : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА»ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ  РАЙОН Р...