Главные вкладки

    Картотека народных игр для второй младшей группы
    картотека по художественной литературе (младшая группа)

    Аведенко Любовь Анатольевна

    Картотека народных игр для второй младшей группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_narodnyh_igr_2_ml_gr.docx20.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека народных игр для второй младшей группы

    Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.

    Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

    Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

    1. Игра «У медведя во бору»

    Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру.

    Медведь сидит,

    На нас глядит.

    Медведь не спит

    И на нас рычит!

    Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко,

    Медведь за нами кинулся!

    Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем.

    2. Игра «Гуси-лебеди»

    Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

    Гуси-гуси! Га-га-га.

    Есть хотите? Да, да, да.

    Гуси-лебеди! Домой!

    Серый волк под горой!

    Что он там делает?

    Рябчиков щиплет.

    Ну, бегите же домой!

    Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

    Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

    3. Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

    Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

    -бегать, подпрыгивать на двух ногах;

    -игра способствует развитию речи.

    Зайка беленький сидит,

    Он ушами шевелит,

    Вот так, вот так

    Он ушами шевелит

    (Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами)

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.

    Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

    Надо лапочки погреть.

    (Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются)

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать, .

    Скок, скок, скок, скок,

    Надо зайке поскакать.

    (На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

    Кто-то зайку испугал,

    Зайка прыг… и убежал.

    (Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).

    4. «Заинька»

    Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

    Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

    1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

    Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

    2. Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

    Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

    3. Заинька, повернись, серенький, повернись,

    Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

    4. Заинька попляши, серенький попляши!

    Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

    5. Заинька поклонись, серенький поклонись

    Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

    Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

    При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться выполняя движения.

    При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

    Заинька выбирай, серенький выбирай!

    Вот так этак, выбирай (2 раза).

    5. «По ровненькой дорожке»

    Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

    Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

    По ровненькой дорожке,

    По ровненькой дорожке

    Шагают наши ножки.

    Раз-два, раз-два,

    По камешкам, по камешкам

    По камешкам, по камешкам….

    В ямку бух!

    При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.

    После нескольких повторений он произносит другой текст:

    По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

    Устали наши ножки, устали наши ножки.

    Вот наш дом—здесь мы живем.

    По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом—на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

    6. «Карусели»

    Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

    Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

    Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

    А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

    Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

    Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

    Дети останавливаются.

    7. «Колпачок»

    Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

    Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:

    Колпачок, колпачок

    Тоненькие ножки,

    Красные сапожки

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили

    На ноги поставили

    Танцевать заставили.

    Танцуй сколько хочешь.

    Выбирай кого захочешь!

    Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку.

    8. «Мороз Красный Нос»

    Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

    Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

    Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

    Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

    Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

    (Дети идут навстречу воспитателю.)

    - Заморожу! Заморожу!

    Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

    9. «Солнышко и дождик»

    Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

    Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

    Светит солнышко сильнее

    Светит в нашу комнату

    Мы захлопали в ладоши,

    Очень рады солнышку!

    (дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)

    Дождик, дождик все быстрей!

    Все под зонтик поскорей!

    (Бегут под зонтик).

    10. Игра: «Угадай чей голосок»

    Цель: Развитие слухового внимания

    Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

    Мы собрались в ровный круг,

    Повернемся разом вдруг,

    И как скажем скок - скок - скок! -

    Угадай чей голосок?

    Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

    11. «Курочка – хохлатка»

    Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

    Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

    Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

    Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

    Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

    На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

    Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

    «Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

    12. «Пузырь»

    Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

    Надувайся, пузырь,

    Надувайся велик!

    Раздувайся, держись,

    Да не рвись!

    13. «Мыши водят хоровод»

    Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:

    «Мышки водят хоровод,

    А на печке дремлет кот.

    Тише, мыши, не шумите,

    Кота Ваську не будите!

    Вот проснется Васька-кот,

    Разобьет весь хоровод!»

    После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом» и игра повторяется сначала.

    14. «Ходит Ваня»

    Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

    Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

    Ходит Ваня, ходит Ваня,

    Посреди кружочка

    Ищет Ваня, ищет Ваня,

    Для себя дружочка

    Нашел Ваня. Нашел Ваня

    Для себя дружочка

    Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

    Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

    15. «Хоровод»

    Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

    Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

    Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

    Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

    До того мы закружились, что на землю повалились.

    Бух!

    При произнесении последней фразы выполняют приседания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

    Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

    Сценарий математического развлечения по мотивам русской народной сказки «Репка» (вторая младшая группа)

    Сценарий развивает математические представления у детей, формирует понятие о количественном и порядковом счете,закрепляяет сенсорные эталоны .Воспитывает  желание работать в группе сверстников....

    Кружок народного творчества "Ладушки" вторая младшая группа

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района(МДОУ «Детский сад «Сказка»)ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Не...

    Диагностика кружка народного творчества"Ладушки" вторая младшая группа

    Мониторинг усвоения воспитанниками 2 младшая группы кружка народного творчества «Ладушки»за сентябрь 2014-2015 учебного  года№№ п/пФамилия, Имя ребенкаФормирование устойчивого интереса у детей к ...

    Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

    Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

    Картотека народных игр для второй младшей группы

    Картотека народных игр для второй младшей группы...