«Как мы гуляли и в сказку попали»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конакова Таисия Александровна

Цель:

  • вспомнить русские народные сказки и на материале сказок вызвать у детей желание принять участие в разговоре на «сказочную» тему;
  • совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу; упражнять в подборе определений, активизировать словарь по теме «лесные животные», совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, развивать выразительность речи;
  • развивать эмпатию: способность переживать, желание помочь попавшим в беду сказочным героям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_gulyali_i_v_skazku_popali.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №40»

«Как мы гуляли и в сказку попали» НОД для детей старшего дошкольного возраста

Составила: Конакова Т. А.

г. Нижнекамск, 2018г

Цель:

  • вспомнить русские народные сказки и на материале сказок вызвать у детей желание принять участие в разговоре на «сказочную» тему;
  • совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу; упражнять в подборе определений, активизировать словарь по теме «лесные животные», совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, развивать выразительность речи;
  • развивать эмпатию: способность переживать, желание помочь попавшим в беду сказочным героям.

 

Материал: компьютерные картинки с изображением животных: заяц, лиса, волк; макет «лесная полянка»: искусственные деревья, избушка; шапочки животных: заяц, лиса, волк; следы животных: заяц, лиса, волк; мнемотаблицы по русским народным сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

Ход занятия

1. Игра «Подбери слово»

Воспитатель с детьми подходят к интерактивной доске. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Подбери слово». На экран выводится картинка с изображением зайца.

 

Воспитатель: заяц, какой?

Примерные ответы детей:

- заяц белый

- заяц трусливый

- заяц пугливый

- заяц косой

- заяц ловкий

 

На экран выводится картинка с изображением лисы.

Воспитатель: лиса, какая?

Примерные ответы детей:

- лиса рыжая

- лиса пушистая

- лиса хитрая

 

На экран выводится картинка с изображением волка.

Воспитатель: волк, какой?

Примерные ответы детей:

- волк серый

- волк зубастый

- волк злой

- волк голодный

- волк матерый

 

Воспитатель. Молодцы! Подобрали  точные  определения для этих животных: заяц – белый, трусливый, пугливый, косой, ловкий; лиса – хитрая, рыжая, пушистая; волк – серый, зубастый, злой, голодный, матерый.

Воспитатель. А где живут эти животные?

Примерные ответы детей. Эти животные живут в лесу.

Воспитатель. Как можно назвать этих животных, если они живут в лесу?

Примерные ответы детей. Лесные животные.

Воспитатель. Правильно. Предлагаю отправиться в лес, на прогулку. Прогулка эта будет не простая, а сказочная.

Дети подходят к макету «Лесная полянка»

Воспитатель предлагает поздороваться с лесом:

Дети здороваются с лесом.

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

 

Воспитатель обращает внимание детей на следы. Дети подходят к следам. Пока дети здороваются и подходят к следам, воспитатель отправляет за дерево ребенка, который будет исполнять роль зайца-хвасты (слова с ребенком заучиваются заранее). Ребенок уходит за дерево и надевает шапочку зайца. После слов «ребята, слышите!» ребенок начинает говорить:

 

- У меня не усы, а усищи!

У меня не зубы, а зубищи!

У меня лапы, а лапищи!

Никого я не боюсь!

 

Воспитатель. Ребята, я узнала этого сказочного героя. Кто это?

Примерные ответы детей. Это заяц - хваста.

Воспитатель. Ребята, как бы не случилось беды. Давайте предупредим тихо (голосом мышки) зайца.

- Заяц, заяц, не хвались,

Заяц, заяц, берегись!

 

Дети тихо, голосом мышки предупреждают зайца, но заяц не слышит и продолжает хвастаться.

Воспитатель. Не слышит нас заяц. Ребята, давайте предупредим зайца голосом медведя.

Дети голосом медведя (низко, грубо) предупреждают зайца.

 

- Заяц, заяц, не хвались,

Заяц, заяц, берегись!

Заяц слышит, замолкает и убегает (присоединяется к детям).

 

Воспитатель. Молодцы, ребята! Предупредили зайца, идем дальше. Смотрите, снова следы! Как вы думаете, кому принадлежат эти следы?

 

Примерные ответы детей. Это следы волка и лисы.

 

Пока дети рассматривают следы, девочка и мальчик, которые будут исполнять роль лисы и волка, уходят за деревья (место определено заранее).  Дети надевают шапочки лисы и волка. После слов «это следы лисы и волка», начинают диалог.

 

Волк:              Лизавета, здравствуй!

Лиса:              Как дела, зубастый?

Волк:             Ничего идут дела,

                       Голова пока цела.

Лиса:              Где ты был?

Волк:              На рынке.

Лиса:              Что купил?

Волк:              Свининки.

Лиса:              Сколько взяли?

Волк:              Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса:              Кто отгрыз?

Волк:              Собаки.

Лиса:              Сыт ли милый куманек?

Волк:              Еле ноги уволок.

С.Я.Маршак 

Воспитатель (после диалога). Ребята, наша прогулка действительно сказочная: сколько сказочных героев мы уже встретили! Предлагаю немного отдохнуть.

Разминка

 

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет:

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят!

Автор неизвестен.

 Воспитатель. Ребята, зря мы, наверно, с вами вспомнили о бабе Яге. Какая-то нехорошая тишина в лесу наступила, не слышно никого. Ребята, смотрите, что это за странные картинки на дереве висят?

Дети подходят к дереву, на котором развешены мнемотаблицы (при развешивании таблиц можно использовать зажимы для бумаги).

Воспитатель. Это точно проделки бабы Яги! Это она все сказки и всех сказочных героев заколдовала и превратила в такие схемы.

Воспитатель предлагает рассмотреть схемы и назвать сказки.

Дети рассматривают схемы и называют сказки. Схему со сказкой «Заюшкина избушка» воспитатель снимает и показывает последней.

Пока дети отгадывают последнюю сказку, назначенные заранее дети (лиса и заяц) занимают определенные места (заяц – на пеньке, лиса – в избушке). Дети – герои надевают шапочки зайца и лисы (шапочки раскладываются заранее). Заяц начинает «плакать».

Воспитатель. Ребята, слышите, кто-то плачет.

Дети подходят к зайцу, и любой ребенок спрашивает (по тексту или близко к тексту сказки)

Ребенок.

 О чем, заинька, плачешь?

Заяц. Как же мне не плакать: была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне пожить да меня же и выгнала.

Ребенок. Не плачь, зайка, я тебе помогу. Идем со мной.

Дети подходят к избушке и обращаются к лисе.

Ребенок.

Лиса-хитрушка, уходи из избушки!

Лиса.

Ха – ха – ха, не боюсь и над вами посмеюсь!

Ребенок (снова обращается к лисе).

Лиса-хитрушка, уходи из избушки!

Лиса.

Ха – ха – ха, не боюсь и над вами посмеюсь!

Воспитатель предлагает детям вместе прогнать лису. Дети громко прогоняют лису.

Дети.

Лиса-хитрушка, уходи из избушки!

Лиса.

Ой, боюсь, боюсь, боюсь,

Сейчас быстро соберусь!

Лиса убегает (снимает шапочку и присоединяется к детям)

Воспитатель. Молодцы! Зайке помогли, все сказки отгадали и лису прогнали.

Воспитатель.

 

В лесу славно погуляли,

Много сказок повстречали.

Зайчику смогли помочь

И лису прогнали прочь.

Схемы бабушки Яги

Тоже разгадать смогли.

Жалко с лесом расставаться,

Но пришла пора прощаться.

 

Автор: И.Ф. Кугаевская

 До свиданья, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Дети прощаются с лесом. После «выхода» из леса воспитатель спрашивает детей:

- С кем из сказочных героев вы хотели бы встретиться в следующий раз? 

Ответы детей:

- с сестрицей Аленушкой;

- с Царевной-Лягушкой;

- с волшебной Яблонькой.  

Использованная литература:

  1. Русские народные сказки. Курочка Ряба. Теремок. Колобок. Маша и медведь. Заюшкина избушка.
  2.  Кугаевская И. Ф. Авторская разработка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)

В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

Конспект ННОД для Старшей группы Как мы гуляли и в сказку попали?

Конспект НОД для Старшей группы: «Как мы гуляли и в сказку попали»Цель:вспомнить русские народные сказки и на материале сказок вызвать у детей желание принять участие в разговоре на «сказочную» тему;с...

Конспект НОД для старшей группы: «Как мы гуляли и в сказку попали»

На материале русских народных сказок осуществляется работа по развитию связной речи, активизации словаря, умению отвечать на вопросы....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как мы гуляли и в сказку попали»

Цель:·         вспомнить русские народные сказки и на материале сказок вызвать у детей желание принять участие в разговоре на «сказочную» тему;·...

конспект НОД "Мы гуляли и в сказку попали"

вспомнить русские народные сказки и на материале сказок вызвать у детей желание принять участие в разговоре на "сказочную" тему...

"Как мы гуляли и в сказку попали"

Конспект занятия по развитию речи "Как мы гуляли и в сказку попали"...

конспект по развитию речи "Как мы по лесу гуляли и в лес попали"

Цель:·         Вспомнить русские народные сказки и на материале сказок вызвать у детей желание принять участие в разговоре на «сказочную» тем...