"Сказки, как средство развития связной речи дошкольника"
статья по художественной литературе (средняя группа)

Помазова Валентина  Юрьевна, воспитатель

С развитием связной речи у детей дошкольного возраста развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности при работе с детьми в ДОО и использование традиционных и нетрадиционных методов, приемов существенно влияют на разностороннее развитие личности детей. Развитие связной речи дошкольника, обучение его с помощью русской народной сказки – это раскрепощение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomazova_v.yu_._st._skazka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки, как средство развития связной речи дошкольника»

(статья)

Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

В современном мире книгу заменил компьютер, интернет (средства технического прогресса), в то время когда особенно остро стоит вопрос развития связной речи у детей дошкольного возраста. Педагоги - психологи утверждают, что дошкольный возраст - сензитивный период, является самым благоприятным для развития речи, формирования культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались известные педагоги, ученые как Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, А.С. Леонтьев, О.И. Соловьева. Е.И. Тихеева, являясь основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – означает владеть орудием умственного развития человека. Анна Михайловна Леушина, предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи. На практике оказалось все намного сложнее, так как развитие речи детей дошкольного возраста является трудоемким образовательным процессом, который требует определенной системы, терпения со стороны педагогов, подбора наиболее действенных методов, приемов обучения. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной образовательной организации, то главным ответственным лицом является педагог - воспитатель.

Я считаю, что одним из действенных средств развития связной речи является сказка, это совершенно необходимый этап в развитии детской речи. Сказочно - фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия, понимания ее детьми, она полностью соответствует возрастным особенностям и их потребностям. Опираясь на мой педагогический опыт работы в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Теремок», я выяснила с помощью анкетирования и индивидуальных опросов родителей (законных представителей), что в семье практически нет времени читают детям сказки, родители занимаются своими делами, дети смотрят телевизором, играют на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами все свободное временя, дети дошкольного возраста насыщаются ненужной информацией, от того становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют договариваться друг с другом, мало общаются со сверстниками. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что дети плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас. Взрослое поколение понимает огромную значимость речи, которая помогает детям дошкольного возраста познавать окружающий мир, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях, при этом дошкольники, имеющие в своем активном словаре скудный запас лишены такой возможности.

С развитием связной речи у детей дошкольного возраста развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности при работе с детьми в ДОО и использование традиционных и нетрадиционных методов, приемов существенно влияют на разностороннее развитие личности детей. Развитие связной речи дошкольника, обучение его с помощью русской народной сказки – это раскрепощение.

Согласитесь, когда дети сидят, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда их заставляем просто слушать, то здесь нет активности «они послушали, но это не значит, что услышали». А когда дети играют в сказку, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки они что – то возьмут для себя, начнут по новому смотреть на окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. А перед педагогом стоит задача - простроить работу по взаимодействию с семьями воспитанников по изучению русских народных, зарубежных сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Именно это способствует развитию личности детей дошкольного возраста и является важнейшим условием успешной педагогической деятельности по развитию связной речи.

Сказка – удивительное явление, это народного творчества. Простая, незамысловатая внешне, сказка интересна, как дошкольнику, так и взрослому. В мир сказок дети вступают в самом раннем детстве, как только начинают говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей дошкольного возраста, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству.

Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт детей.

Русская народная (зарубежная) сказка развивает образность мышления, выразительность связной речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками сказочных персонажей, ритмической напевностью, диалогами.

Русская народная сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит детей с красотой родной природы, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, дети учатся звукам родной речи, её мелодике. Чем старше дети, тем больше они чувствуют красоту и точность исконно русской речи, проникаются её поэзией, дети не только постигают русский язык, но и постепенно приобщаются к народной мудрости. В русской народной (зарубежной) сказке заключена мудрость народа, она учит детей сопереживать, различать добро и зло, помогать друзьям, расширяет жизненный опыт детей, готовя их к будущей самостоятельной жизни в социуме.

Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое.

Крупнейший исследователь, собиратель сказки Александр Исаакович Никифоров дал следующее определение:

«Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

«Сказки - это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей». 

Воспитательно - образовательный процесс проходит при взаимодействии с родителями (законными представителями), которые являются субъектами образовательного процесса и активно участвуют в развитии связной речи детей.

В связи с этим, я бы рекомендовала:

- чтение русских народных (зарубежных) сказок с меняющимся голосом и интонацией;

-совместные развивающие игры по теме «Сказка»;

-совместное изготовление книжек – малышек для пополнения книжной полки (группой библиотечки);

-дни без гаджета (не пользоваться телевизором, сотовым телефоном, компьютеров без надобности);

-инсценировка (драматизация) сказки родителями  с детьми.

Развитие речи в совместно образовательной деятельности с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу детей, помогает им обогащать активный словарный запас.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» Джанни. Родари.

Пересказывая (рассказывая) сказки у детей формируется грамматически правильная связная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой:

- глаголами (определяя действия);

- прилагательными (характеризуя персонажей);

- наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.

Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.

Существует также известная классификация сказок по их содержанию:

Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана – дурака, Емеля.

Сказки о животных. Здесь главные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и...). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например «умный кот», «хитрая лисица», «медведь косолапый».

Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура.

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития связной речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

Профессиональное использование различных педагогических средств, методов, приемов, и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.

Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:

Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.

Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок например «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» -

Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного «плана + схема» делают сказки четкими, связными и последовательными.

Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»)

Психогимнастика - выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость».

Музыкальное сопровождение (фрагменты известных классических произведений: А.И. Хачатурян «Танец с саблями», П.И. Чайковский «Вальс цветов»)

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.

Словесное рисование - точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).

Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р.И. Жуковская.

«Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки – умные, мудрые с невероятными и обычными событиями фантастическими и обычными героями, дети постигают правду жизни. Сказки крисстализуют душу ребенка и очищают душу взрослого» Шалва Александрович Аманашвили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки как средство развития связной речи дошкольников

Детство, детский возраст - период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного          сущес...

Сказка как средство развития связной речи дошкольников.

Воспитательные  и  обучающие    свойства   сказки,    как   педагогического средства, известны с давних времён.  Сказка  форм...

"Русская народная сказка как средство развития связной речи дошкольников"

В словаре Даля  сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведени...

Презентация для воспитателей на тему: " Сказка как средство развития связной речи дошкольников"

Цель работы :доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вк...

Сказки как средство развития связной речи дошкольников

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, могут помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. Родари....

консультация для педагогов "Сказка как средство развития связной речи дошкольника"

Данный материал может использован при разработке занятий по развитию речи ,для подготовки консультаций в уголок родителя....