«Предметно-игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста ,как средство обучения рассказыванию».
статья по художественной литературе (младшая группа)

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках обучения рассказыванию детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Игра - один из тех видов детской деятельности  , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

Обучая ребенка рассказыванию в процессе предметно-игровой деятельности, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия ( например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой ), на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время

посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача воспитателя – научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми:

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность детей.

- Приемы для составления рассказа по картине:

- вводная беседа

- Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

- Используются дидактические игры с предметными картинками:

- подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

- игра «Прятки» (картинки прячут – расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят, называют).

- Возможно чтение воспитателем какого- либо авторского рассказа.

- Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней.

- Очень важно мотивировать речевую деятельность детей.

- Можно предложить внимательно посмотреть на картинку, запомнить ее, а дома нарисовать.

- К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

- Игра «Расскажи кукле».

- Выбор объекта описания;

- Показ игрушки, идентичной персонажу картины;

- Инсценировка (в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).

- Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто вместе гуляем», «Как будто это наш котенок»).

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей

- консультации

- индивидуальные и групповые беседы

- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ) .

Планируемый результат для воспитанников:

- По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

- С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

- Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

- Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

- Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

- Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

- повышение компетентности родителей воспитанников: "Предметно-игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста как средство обучения рассказыванию"

- пополнена РППС группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей

- Презентация педагога по теме самообразования.

- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предметно-игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста как средство обучения рассказыванию»

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках обучения рассказыванию детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Игра - один из тех видов детской деятельности  , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

Обучая ребенка рассказыванию в процессе предметно-игровой деятельности, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия ( например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой ), на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время

посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача воспитателя – научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми:

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность детей.

- Приемы для составления рассказа по картине:

- вводная беседа

- Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

- Используются дидактические игры с предметными картинками:

- подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

- игра «Прятки» (картинки прячут – расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят, называют).

- Возможно чтение воспитателем какого- либо авторского рассказа.

- Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней.

- Очень важно мотивировать речевую деятельность детей.

- Можно предложить внимательно посмотреть на картинку, запомнить ее, а дома нарисовать.

- К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

- Игра «Расскажи кукле».

- Выбор объекта описания;

- Показ игрушки, идентичной персонажу картины;

- Инсценировка (в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).

- Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто вместе гуляем», «Как будто это наш котенок»).

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей

- консультации

- индивидуальные и групповые беседы

- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ) .

Планируемый результат для воспитанников:

- По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

- С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

- Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

- Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

- Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

- Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

- повышение компетентности родителей воспитанников: "Предметно-игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста как средство обучения рассказыванию"

- пополнена РППС группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на примере обучения рассказыванию по сюжетной картине»

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изл...

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»

laquo;Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»...

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»

Мы предполагаем, что, проведя ряд занятий по обучению рассказыванию, расширится словарный запас, дети смогут составлять простые рассказы,описывать игрушки и картины,связно высказывать свои мысли, стро...