Педагогическая технология аудиовизуального сенсибилизированного восприятия произведений художественной литературы
статья по художественной литературе (старшая группа)

Терехова Светлана Валерьяновна

       У детей с ТНР, в связи со сниженным слуховым вниманием, часто сопровождающимся синдромом гиперактивности, возникают трудности восприятия произведений художественной литературы.

Данная категория детей из-за невозможности длительное время находиться в неподвижном состоянии, не может дослушать даже небольшое произведение до конца и понять смысл его содержания. Эти  и другие особенности слухового восприятия детьми с ТНР поставили перед нами вопрос, как наиболее доступно и ярко донести до воспитанников произведения художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fayl.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

    У детей с ТНР, в связи со сниженным слуховым вниманием, часто сопровождающимся синдромом гиперактивности, возникают трудности восприятия произведений художественной литературы.

Данная категория детей из-за невозможности длительное время находиться в неподвижном состоянии, не может дослушать даже небольшое произведение до конца и понять смысл его содержания. Эти  и другие особенности слухового восприятия детьми с ТНР поставили перед нами вопрос, как наиболее доступно и ярко донести до воспитанников произведения художественной литературы.

    Для решения этой проблемы были использованы специальные средства и методы повышения эффективности эмоционального восприятия образа литературного произведения, позволяющие вызвать наибольший мотив у детей дошкольного возраста с нарушениями речи к чтению, развитию интереса к книге, и более успешно решать задачи коррекции речевого развития, т.е. в работу введена

педагогическая технология аудиовизуального сенсибилизированного ( повышенного) восприятия.

     Приобщение детей к художественной литературе с использованием технологии аудиовизуального сенсибилизированного восприятия предлагает использование всех видов детской деятельности.

Знакомство с литературно-художественным произведением в компенсирующей группе является логичным продолжением изучения определенной лексической темы, на материале содержания произведения (сказки) строятся знания по формированию элементарных математических представлений, музыке, конструированию, изобразительной деятельности и другие. В процессе изодеятельности по ранее прослушанному или прочитанному произведению художественной литературы, ребенок находится в движении, мысленные образы переносятся на бумагу и становятся зрительными, сенсибилизируется восприятие, эмоциональная чувствительность и как следствие понимание литературного произведения. Еще большего эффекта удается достигнуть  за счет прослушивания специально подобранных музыкальных произведений, которые звучат в процессе рисования. Завершающим этапом проработки литературного материала и лексической темы является создание книжки-самоделки (коллективная работа детей). Книжка-самоделка – реализованный продукт деятельности детей.

      Метод создания коллективных книжек положительно влияет на сплочённость группы, развивает коммуникативные навыки детей, дети учатся вести диалог, спорить, договариваться, развивается речь ребёнка, а также его креативность - творчество.

       При использовании педагогической технологии определены следующие приоритетные задачи:

  1. Формировать у детей интерес к произведениям художественной литературы через все виды деятельности.
  2. Побуждать к рассказам о своем отношении к конкретным поступкам литературных героев, способность превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для детей.
  3. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
  4. Способность развитию художественно-творческих способностей через формирование эмоционального отношения детей к прочитанному произведению, средствами музыки и изобразительной деятельности.
  5. Развивать органы восприятия: зрение, слух.
  6. Воспитывать чуткость к художественному слову.

При решении этих задач необходимо соблюдать условие – предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть необходимыми навыками через поиск решений. Поэтому основными формами работы является самостоятельная и совместная деятельность детей со взрослыми.

      Рассмотрим на конкретном примере книжки-самоделки, используемую нами технологию аудиовизуального сенсибилизированного восприятия произведений художественной литературы.

      Работая по лексической теме "Космос", знакомим детей с отдельными главами произведения Н. Носова "Незнайка на Луне", учим  стихотворение Т. Нуждина "Луна". Проводим  предметное рисование на рабочих листах по вопросам. На заключительном занятии к детям в гости приходит Робот. Он просит детей подарить ему на память о земле что-то незабываемое. Перед детьми возникает вопрос, что же ему подарить. Воспитателю необходимо так направить решение проблемной ситуации, чтобы дети самостоятельно предложили – создание книжки. Далее предлагается беседа с детьми о космосе по содержанию прочитанных произведений. Затем дети ведут конструктивный разговор, распределяя сюжеты будущей книжки, чтобы не было повторений, после чего приступают к рисованию, в процессе изобразительной деятельности тихо звучит специально подобранная музыка. По окончании рисования рисунки рассматриваются, обсуждаются, дети обмениваются своими мнениями. В свободное время индивидуально или с подгруппой детей составляются творческие рассказы, которые записываются. Затем отдельные листы сшиваются в книгу.

     Таким образом, работает детское "книгоиздательство", книжки-самоделки вносятся в книжный уголок и стоят рядом с настоящими книгами. Дети имеют возможность рассматривать и обсуждать их.

      Чтобы получилась книжка-самоделка, проводится следующая работа:

Познавательная беседа на материалах детской энциклопедии с использованием иллюстративного материала.

Чтение художественной литературы.

Пересказы небольших текстов. Работая над пересказом, используем такой приём, как рисование отдельных отрывков из текста. Затем дети пересказывают текст по своим зарисовкам.

Составление описательных рассказов о предмете по предложенной схеме.

Большую пользу  оказывает такой приём, как "рабочие листы". Предметное рисование по заранее подготовленным вопросам. В дальнейшем эти работы помогают детям в составлении творческих рассказов, а также в сюжетном рисовании.

Разучивание по данной лексической теме стихотворения,  используем алгоритм, для лучшего усвоения.

 Рисование страничек для книжки, дети выбирают себе тонированный лист . На время рисования создаётся в группе музыкальный фон. Закончив рисование, дети рассматривают работы, обсуждают их, дают оценку своим работам. После чего рисунки-странички сшиваются в отдельную книжку-самоделку.

Составление творческих рассказов проходит в индивидуальной работе, что помогает в коррекционной работе над речью ребенка, а так же избежать повторов в тексте.

     Таким образом, благодаря использованию педагогической технологии аудиовизуального сенсибилизированного восприятия произведений художественной литературы, за год детское книгоиздательство выпускает более десятка книг разного содержания и разной направленности, где каждый ребенок передает свое видение прочитанного произведения.

       Литература:

  1. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей чудо-всюду. Мир людей» издательство: Академия Развития, 2000 г.
  2. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей чудо-всюду. Мир растений и животных» издательство: Академия Развития, 2000 г.
  3. Носов Н.Н. « Незнайка на Луне» издательство: Детская литература, 1965 г.
  4. Носов Н.Н. « Стихи и сказки для детей» издательство: дом Росмэн, 1996 г.
  5. Юдаева М.В. « Хрестоматия для детей» издательство: Самовар, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования при ознакомлении с художественной литературой.

Представлено эссе из опыта работы и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе....

Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн...

статья "Восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы"

Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и сложным. Сложившаяся ситуация выдвигает перед нами, педагогами и родителями, проблему  изучения  верного духовног...

Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками

У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».Цель: воспитывать духовно-нравстве...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы в форме образовательной ситуации на основе восприятия детьми произведения художественной литературы Тема: Чтение рассказа «Бабушкин подарок» М.Зощенко

Развитие социального и эмоционально интеллекта, становление способности ребенка разбираться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование само осознанности и самообладани...