ПРОЕКТ «Использование устного народного творчества (сказки) в развитии детей младшего дошкольного возраста»
проект по художественной литературе (младшая группа)
ПРОЕКТ
«Использование устного народного творчества (сказки) в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Использование устного народного творчества (сказки) в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Автор: старший воспитатель Ермолинская А.В.
Цель: формировать у детей интереса к русскому фольклору. Развивать интерес к сказкам, народной мудрости, к родному языку. Формировать связную речь, интонационную выразительность, творческие способности. Создавать условия для активного использования сказок в деятельности детей, вовлекать детей в активную речевую работу.
Тип проекта: художественно- эстетический
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями
Актуальность проблемы:
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. В развитии детей сказки помогают развитию у ребенка образного мышления, обогащают речь, расширяют кругозор, формируют отношение к окружающему миру, организовывают поведение ребенка. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям. Не зря в сказках заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Из сказок дети берут не только первые представления об окружающем мире, но и о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, что позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Я считаю, что по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению и представлению. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Использование устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Постановка проблемы:
Дети знают мало русских народных сказок.
Цель: сформировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
-Создать необходимые условия для знакомства со сказками, пробуждать к ним интерес.
-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, эмоциональную отзывчивость, творческое воображение, память, фантазию, умение отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
-Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас названиями предметов быта. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей. Формировать умение пересказывать сказки.
-Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
-Формировать у детей уважение к самому себе и другим детям.
-Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка.
-Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
-Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать образ своего героя.
-Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)
-Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
-Организация выставки рисунков. «В гостях у сказки» (с привлечением родителей).
-Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.
Методы проекта:
Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместная деятельность.
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение форм и методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - создание РППС:
Внести в книжный центр русские народные сказки. Создание дидактических игр по проекту. Пополнить театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр. Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»
2 этап: основной
-проведение непосредственно-образовательной деятельности по теме согласно планированию.
3 этап - заключительный (подведение итогов проделанной работы)
-выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
-анализ полученных результатов;
-Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»
Раздел программы | Формы и методы | Цель |
Работа с родителями | Памятка «Значение сказок в жизни ребенка» Рекомендации для родителей «Ребенок и книга». Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки». Изготовление масок для сказок. Изготовление книжки-малышки «Сказка про Колобок». Организация выставки творческих работ «В мире сказок». | Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки на жизнь ребенка. |
Речевое развитие | НОД по развитию речи Чтение русской народной сказки "Кот, петух и лиса". | Познакомить детей со сказкой "Кот, петух и лиса" (обраб. М. Боголюбской). Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. |
Художественно-эстетическое развитие | НОД (Лепка) «Бублики для Козлят». Аппликация из геометрических фигур «Теремок» | Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Совершенствовать технику лепки. Формировать умение наклеивать фигуры для изображения предмета, расширять знания о геометрических фигурах. |
Физическое развитие | НОД «Колобок» | Закрепление пройденного в основных видах движений. Совершенствовать навыки коллективных игр. |
Совместная деятельность | Чтение и прослушивание сказок (аудиозаписи): "Колобок", "Репка", "Теремок", «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Три медведя». Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой". Разучивание пальчиковой гимнастики: «Теремок», «Репка», «Колобок». Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев. Театрализованные игры: настольный театр, маски. Дидактические игры: «Герои сказок», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек». Подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса». Хороводные игры: «Заинька попляши…» Конструирование: «Домик для зверят по сказке "Теремок". | Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок. Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки. Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности. |
Итоговое мероприятие | Драматизация сказки «Теремок» | Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости. |
3 этап – заключительный
Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-131014-1490189675.jpg)
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-122503-1352551503.jpg)
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-394610-1391173502.jpg)
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-964302-1510164411.jpg)
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1132331-1554691247.jpg)
Консультации для воспитателей«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-962029-1508523838.jpg)
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно э...