ПРОЕКТ «Использование устного народного творчества (сказки) в развитии детей младшего дошкольного возраста»
проект по художественной литературе (младшая группа)

Ермолинская Алевтина Викторовна

ПРОЕКТ

 «Использование устного народного творчества (сказки) в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 «Использование устного народного творчества (сказки) в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Автор: старший воспитатель Ермолинская А.В.

Цель: формировать у детей интереса к русскому фольклору. Развивать интерес к сказкам, народной мудрости, к родному языку. Формировать связную речь, интонационную выразительность, творческие способности. Создавать условия для активного использования сказок в деятельности детей, вовлекать детей в активную речевую работу.

Тип проекта: художественно- эстетический

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный 

Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями

Актуальность проблемы: 

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. В развитии детей сказки помогают развитию у ребенка образного мышления, обогащают речь, расширяют кругозор, формируют отношение к окружающему миру, организовывают поведение ребенка. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям. Не зря в сказках заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Из сказок дети берут не только первые представления об окружающем мире, но и о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, что позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Я считаю, что по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению и представлению. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Использование устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Постановка проблемы:

Дети знают мало русских народных сказок. 

Цель: сформировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

Задачи: 

-Создать необходимые условия для знакомства со сказками, пробуждать к ним интерес.

-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, эмоциональную отзывчивость, творческое воображение, память, фантазию, умение отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

-Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас названиями предметов быта. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей. Формировать умение пересказывать сказки.

-Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

-Формировать у детей уважение к самому себе и другим детям.

-Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка.

-Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

-Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

-Дети попробуют  в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать образ своего героя.

-Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.) 

-Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

-Организация выставки рисунков.   «В гостях у сказки» (с привлечением родителей).

-Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.

Методы проекта:

Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместная деятельность.

Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный (разработка проекта)

- определение проблемы и актуальности проекта;

- постановка цели и задач;

- определение форм и методов работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - создание РППС:

Внести в книжный центр русские народные сказки. Создание дидактических игр по проекту. Пополнить театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр. Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

 2 этап: основной

-проведение непосредственно-образовательной деятельности по теме согласно планированию.

3 этап - заключительный (подведение итогов проделанной работы)
-выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

-анализ полученных результатов;

 -Итоговое мероприятие «Игра – драматизация  по сказке «Теремок»

Раздел программы

Формы и методы

Цель

Работа с родителями

Памятка «Значение сказок в жизни ребенка»

Рекомендации для родителей «Ребенок и книга».

Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки».

Изготовление масок для сказок.

Изготовление книжки-малышки «Сказка про Колобок».

Организация выставки творческих работ «В мире сказок».

Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки на жизнь ребенка.

Речевое развитие

НОД по развитию речи

Чтение русской народной сказки "Кот, петух и лиса".

Познакомить детей со сказкой "Кот, петух и лиса" (обраб. М. Боголюбской). Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

Развивать и активизировать речь детей.

Художественно-эстетическое развитие

НОД (Лепка) «Бублики для Козлят».

Аппликация из геометрических фигур «Теремок»

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Совершенствовать технику лепки.

Формировать умение наклеивать фигуры для изображения предмета, расширять знания о геометрических фигурах.

Физическое развитие

НОД «Колобок»

Закрепление пройденного в основных видах движений. Совершенствовать навыки коллективных игр.

Совместная деятельность

Чтение и прослушивание сказок (аудиозаписи): "Колобок", "Репка", "Теремок", «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Три медведя».

Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой".

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Теремок», «Репка», «Колобок».

Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев.

Театрализованные игры:

настольный театр, маски.

Дидактические игры:

«Герои сказок», «Найди по описанию»,

«Волшебный мешочек».

Подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса».

Хороводные игры: «Заинька попляши…»

Конструирование: «Домик для зверят по сказке "Теремок".

Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок.

Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки.

Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности.

Итоговое мероприятие

Драматизация сказки «Теремок»

Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.

3 этап – заключительный

Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно э...