Из опыта работы "Знакомство с русскими былинами"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Зайцева  Вера  Юрьевна

Из опыта работы по формированию у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству - былинам;  к истории и быту Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byliny2.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

«Знакомство с русскими былинами»

НОД №1

Тема: Былина «Исцеление Ильи Муромца»

 Программное содержание: развивать эмоционально-положительное отношение к жанру русского народного творчества – былине; понимать содержание произведения; учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа; познакомить детей с произведением живописи – картиной В. Васнецова «Богатыри».

 Материал: картина В. Васнецова «Богатыри», текст былины «исцеление Ильи Муромца» пер. Н.П. Колпаковой

Ход:

- Давным-давно на нашей земле жили славные и добрые люди, которые защищали землю русскую и, ее народ от врагов; совершали великие подвиги. И прозвал народ этих людей, за их ум, силу, и доброту – богатыри.

 Много добрых и славных дел совершили богатыри, но самым главным делом считали они – защиту земли русской. С гордостью несли богатыри службу на границах Древней Руси, которые назывались заставами. (Воспитатель выставляет картину В. Васнецова «Богатыри»)

- Служили на заставе 3 богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Защищали они русскую землю и ее народ от врагов. Мимо них ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Как-то раз выехали 3 богатыря в чистое поле, остановили могучих коней. Зорко всматриваются вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

 - Любил народ своих героев – богатырей. И складывал про них былины. Может быть, ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое былина? Былина, с одной стороны, это рассказ-правда. Она рассказывает нам о труде, о жизни людей в давние времена. С другой стороны, это сказка, в которой, как и во всех сказках, происходят необычные волшебные события: например, на горе Сорочинской, живет сказочный персонаж – Змей Горыныч; у реки Смородины сидит на дубу Соловей-разбойник. Он кричит злодей по-звериному, а свистит по-соловьиному. От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле приклоняются, люди замертво падают.

 С сегодняшнего дня, ребята, мы начинаем с вами знакомство с русскими былинами. Первая былина, которую вы сегодня послушаете, называется «Исцеление Ильи Муромца».

 Воспитатель читает былину.

- Понравилась?

- Что я вам прочитала?

- Вспомните, как она называлась?

- Что в этой былине произошло необычного?

- А что сделал Илья Муромец после исцеления?

- Что попросил Илья Муромец у князя Владимира?

- Чем заканчивается былина «Исцеление Ильи Муромца»?

Молодцы, в следующий раз мы с вами вновь отправимся в страну былин.

НОД №2

Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Программное содержание: продолжать развивать эмоционально-положительное отношение к жанру устного народного творчества – былине; продолжать учить детей самостоятельно, последовательно передавать содержание текста; продолжать учить изображать по представлению персонажей литературного произведения.

 Материал: текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисования.

 Ход:

- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомство с русскими былинами. Давайте вспомним, что такое былина? Правильно, это правдивый рассказ, и в тоже время – сказка о том, что происходило в давние времена на Руси.

 А почему это – правдивый рассказ? Что в нем правдиво, реально? А почему сказка?

 Вспомните, как называлась былина, которую мы прочитали на прошлом занятии? («Исцеление Ильи Муромца»)

 О чем рассказала нам эта былина? (краткий пересказ событий, происходящих в былине)

 Но, что же было дальше, после того, как исцелили Илью Муромца калики перехожие, и признали его богатыри-товарищи самым сильным, самым храбрым из богатырей земли Киевской? Хотите узнать?  В те времена много было всякой нечисти на Руси, с которой приходилось сражаться русским богатырям. И вот сегодня мы прочитаем былину, которая расскажет нам о подвиге богатыря Ильи Муромца. Называется былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 Воспитатель читает былину.

 - Интересная? Понравилась? Чем?

- О каком подвиге Ильи Муромца рассказывается в этой былине?

- Да, не испугался Илья Муромец Соловья-разбойника. Едет он через непроходимые, непроезжие леса ближней прямой, а не долгой дорогой. Ему не ведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. А что же было, когда приехал Илья Муромец с Соловьем- разбойником в Киев-град? Что произошло на дворе у князя Владимира?

 А как вы себе представляете Соловья-разбойника? Как вы думаете, это сказочный персонаж?

 Сколько лет прошло, и не сохранилось в былинах и преданиях, как выглядели Илья Муромец и Соловей-разбойник; место, где они встретились.

 Давайте представим себе, что мы всё это видели своими глазами, и попробуем нарисовать иллюстрации к этой былине.

 В следующий раз, вы познакомитесь с новым героем былин – гусляром Садко. Узнаете о том, как побывал Садко-гусляр на дне моря у Морского Царя.  

НОД №3

Тема: Былина «Садко»

Программное содержание: продолжать развивать эмоционально-положительное отношение к жанру устного народного творчества – былине; воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления; продолжать работу по активизации и обогащению словаря; продолжать учить выполнять работу коллективно; учить сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации; продолжать учить составлять сюжетные аппликации.

Материал: текст былины «Садко»; запись отрывка из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова; заготовки для коллективной аппликации, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Ход:

- Сегодня, ребята. Мы продолжим путешествие в страну былин. Много разных необычных событий происходит в былинах: 30 лет лежал на печи Илья Муромец, но исцелили его калики перехожие; борятся богатыри с нечистой силой – со Змеем Горынычем, с Соловьем-разбойником.

 А еще, в те стародавние времена, были на Руси люди, которых называли – гусляры. Как вы думает, почему их так называли? Назывались они так, потому что играли на музыкальном инструменте, который называется – гусли.

 Воспитатель показывает гусли.

 Веселили гусляры своей игрой народ, и ни один праздник не обходился без этого инструмента. Звуки гуслей могут быть, как задорной и веселой плясовой, так и мелодичной песней. И сейчас мы послушаем, как звучит этот русский народный музыкальный инструмент.

  Отрывок из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

 А теперь я предлагаю вам послушать былину о гусляре по имени Садко, который побывал на дне морском у Морского Царя.

 Воспитатель читает былину с показом иллюстраций.

 -Вот какая необычная и интересная история произошла с гусляром Садко.

А теперь давайте немного пофантазируем. Представьте себе что вы попали в подводное царство, увидели дворец Морского Царя, обитателей морских глубин. Ведь их очень много – это и рыбы, и осьминоги, и необычные морские существа, и причудливые водоросли.

 И давайте попробуем все вместе сделать аппликацию подводного царства.

 После работы предложить придумать название.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...

Конспект непосредственной - образовательной деятельности в подготовительной группе «Русские былинные богатыри»

Ознакомление  детей с именами русских богатырей, Святогор, Вольга Святославич, Добрыня Никитич , Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович,  и др.Познакомить детей с ...

Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей: буклеты для родителей "Русские былинные богатыри"

Содержание буклетов поможет родителям познакомить детей с русскими былинными богатырями: Микула Селяновичем, Святогором, Ильей Мурамцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Былинные богатыри - это н...

"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"

Содержание.1. Актуальность.2. Научная обоснованность.3. Технология.4. Работа с детьми.o Тематическое планирование.o Критерии диагностического обследования детей.o Диагностическая карта.o Работа с деть...

Русские былины

Презентация...

"Книжкина неделя". План работы на тему "Русские былины".

В нашем детском саду каждый год в конце марта проходит "Книжкина неделя". В старшей группе я выбрала тему "Русские былины". Итогом стал спектакль "Добрыня Никитич и Змей Горыныч". Можете посмотреть в ...

"Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской былины "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК"

Презентация с картинками к тексту  русской былины "Илья Муромец и Соловей разбойник" предназначена для показа во время чтения былины....