Картотека "Чтение художественной литературы" в группе раннего возраста
картотека по художественной литературе (младшая группа)

Шибкова Инесса Владимировна

Развивать интерес  к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_5_-3_hudozhestvennaya.docx189.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Картотека

по чтению художественной литературы

в группе раннего возраста

https://www.culture.ru/storage/images/80fbbeb2fa6a0d2a95ace52f51faf301/05fd8559a83d094c7dc2f23753858a17.jpeg

Составил воспитатель Шибкова И.В.

Содержание

№1 «Заяц Егорка»

№2 «Больная кукла»

№3 «Три веселых братца»

№4 «Все спят»

№5 «Федотка»

№6 «Приказ»

№7 «Малышам о гигиене»

№8  «Малышам о гигиене»

№9 «Малышам о гигиене»

№10 «Репка»

№11 «Купите лук»

№12 «Огуречек, огуречек»

№13 «Пых»

№14 «Яблоко»

№15 «Апельсин»

№16 «Под грибом»

№17 «Земляничка»

№18 «Малинка»

№19 «По лесочку я хожу…»

№20 «Листопад»

№21 «Осень»

№22 «Мишуткина осень»

№23 «Снегирёк»

№24 «Соловей, соловушка»

№25 «Кто как кричит»

№26 «Петушок»

№27 «Козлятки и волк»

№28 «Сказка о глупом мышонке»

№29 «Бу-бу, я рогатый»

№30 «Лисий хвостик»

№31 «Где обедал, воробей?»

№32 «Белые медведи»

№33 «Сто одёжек»

№34 «Чьи башмачки?»

№35 «Наша Маша маленька…»

№36 «Обновки»

№37 «Федорино горе»

№38 «Ой ты, заюшка-пострел»

№39 «Маша обедает»

№40 «Котауси и Мауси»

№41 «Комнатные цветы»

№42 «В нашей группе на окне»

№43 «Цветок»

№44 «Поднимется солнце»

№45 «Чики чики кички»

№46 «Где мой пальчик»

№47 «Снег»

№48 «Санки»

№49 «Снегопад»

№50 «Погремушка»

№51 «Барабан»

№52 «Врач»

№53 «Строители»

№54 «Сапожник»

№55 «Айболит»

№56 «Как я ловил рыбу»

№57 «Первая рыбка»

№58 «Почему рыбы молчат»

№59 «Кот и рыбки»

№60 «Котенок»

№61 «Надувала кошка шар»

№62 «Кто сказал мяу»

№63 «Что мы Родиной зовем»

№64 «Здравствуй, Родина моя»

№65 «Родина»

№66 «Слышишь песенку ручья»

№67 «Наша армия родная»

№68 «День защитника отечества»

№69 «Поезд»

№70 «На машине»

№71 «Солнышко ведрышко»

№72 «Снегирек»

№73 «Огуречек, огуречек»

№74 «Ты собачка не лай»

№75 «Мышка»

№76 «В каждом зернышке пшеницы»

№77 «Хлеб, ребята, берегите!»

№78 «Кораблик»

№79 «Разговоры»

№80 «Га-га-га!»

№81 «Яблонька»

№82 «Дуб»

№83 «Водичка, водичка»

№84 «У лесного родничка»

№85 «День Победы»

№86 «День Победы»

№87 «Пожарные собаки»

№88 «Моя улица»

№89 «Светофор»

№90 «Переход»

№91 «Переход»

№92 «Учимся переходить дорогу»

№1 «Заяц Егорка» потешка

Цель: Познакомить детей с потешкой  «Заяц  Егорка», помочь запомнить текст. 

Заяц Егорка
Свалился в озёрко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку!

№2 «Больная кукла» В. Берестов

Цель: Познакомить детей с содержанием стихотворения; учить слушать без наглядного сопровождения и выполнять разнообразные игры с куклой, формировать умение разговаривать с игрушкой; развивать интонационную речь.

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

№3 «Три веселых братца» пер. с нем. Л. Яхнина

Цель: Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

Три весёлых братца гуляли по двору,
Три весёлых братца затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками топ-топ-топ.

№4 «Все спят» пер.с арм. Т.Спендиаровой

Цель: Познакомить с содержанием стихотворения, продолжать учить согласовывать слова в предложениях, повторять фразы за воспитателем, определять животных по описанию.

Жучка тявкнула во сне,

Хвостиком вильнула.

Котик, серенький коток,

Спит у ножки стула. 

В мягком кресле у окна

Бабушка уснула.

Мишка тоже стал зевать.

Не пора ли Маше спать?

№5 «Федотка» К. Чуковский

Цель: Познакомиться с произведением  К. Чуковского.

Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.

№6 «Приказ»  (в сокр.) Э. Мошковская

Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни. Развивать память, внимание и речь детей. Желание учить стихотворение.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойся сразу

Оба глаза!

Мойтесь, ушки!

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

№7 «Малышам о гигиене» Н. Мигунова

Цель: На примерах художественной литературы просто и доходчиво рассказывается о важности личной гигиены. Веселые задания в игровой форме напомнят о правильном питании, значимости физической зарядки и занятий спортом.

Пузыри из мыльной пены
Словно в небе облака.
Как приятно мягкой губкой
Потереть бочёк слегка.
Поросёнку - чумазуле
Как не стыдно грязным быть?
Даже кроха - лягушонок
Не желает с ним дружить.

№8  «Малышам о гигиене» Н. Мигунова

Цель: На примерах художественной литературы просто и доходчиво рассказывается о важности личной гигиены. Веселые задания в игровой форме напомнят о правильном питании, значимости физической зарядки и занятий спортом.

Маленькие мышки
В норке жили-были.
И всегда опрятны
Мышки те ходили.
Собираясь в гости
Мышки так старались:
Бантики вязали,
В юбки наряжались.

№9 «Малышам о гигиене» Н. Мигунова

Цель: На примерах художественной литературы просто и доходчиво рассказывается о важности личной гигиены. Веселые задания в игровой форме напомнят о правильном питании, значимости физической зарядки и занятий спортом.

Солнце светит во дворе,
Время просыпаться.
Знают все, что по утру,
Надо умываться.
Любит серый воробей
Искупаться в луже.
И для этого шампунь,
Воробью не нужен.
Очень чисто язычком
Кошка умывается.
Быть опрятною всегда
Мурочка старается.

№10 «Репка» р.н.с

Цель: Познакомить с содержанием  русской народной сказки. Формировать у детей умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, отвечать на несложные вопросы воспитателя по сказке с использованием иллюстраций.

Посадил дед репку – выросла большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут – вытащили репку!

№11 «Купите лук» И. Токмакова

 Цель: Учить детей слушать и запоминать короткие стихотворения.

Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!

№12 «Огуречек, огуречек» потешка

Цель: Познакомить детей с потешкой; помочь запомнить новую потешку, развивать память, умение рассказать потешку самостоятельно, отвечать на вопросы. Закрепить понятие об овощах.

Огуречик, огуречик!»
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!

№13 «Пых» б.н.с

Цель: Закрепить представление детей об овощах; развивать интерес к сказкам; учить отвечать на вопросы.

Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свёколка, морковка и репка жёлтенькая. Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку со свёколкой, прошёл грядку с морковкой... А вот и репка растёт.

Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?

Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки... Аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

— Ну что, дед, принёс репку?

— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унёс!

— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу...

И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свёколкой, мимо грядки с морковкой. Идёт бабка, торопится...

А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?

Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свёколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжёло дышит, отдышаться не может.

— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!

Поглядела на деда с бабкой внучка Атёнка, пожалела их и говорит:

— Я принесу репку!

Пошла Алёнка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.

И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Алёнка ли это? Не по репку ли пришла?

Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском:

— Так! Это я, Алёнка! Бабке с дедкой за репкой пришла.

А на грядке кто-то снова как запыхтит:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит:

— Пшш-ппы-ы-хх!

Засмеялась девочка:

— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да жёлтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свёколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:

— А где же репка?

— А вот вам и репка!

Обрадовались тут дедка с бабкой:

— Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка! А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ли ты его?

Раскрыла тут Алёнка передничек:

— А вот вам и Пых!

Засмеялись старички:

— Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка!

№14 «Яблоко» В.Сутеев

Цель: Вызвать интерес к произведению Сутеева, развивать речь детей, формировать навык пересказа, развивать внимание, память детей.

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

№15 «Апельсин» Л. Зубкова

Цель: приобщать детей к чтению детских стихов через игру; вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей. воспитывать сплоченность в детском коллективе.

Мы делили апельсин —

Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!!!
Разбегайтесь — кто куда!

№16 «Под грибом» В.Сутеев

Цель: Развивать познавательную деятельность и речь ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой.

Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее…

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт…

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт…

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут и места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то…

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

№17 «Земляничка» Н. Павлова

Цель: Учить слушать и воспринимать литературное произведение. 

Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидел её комар и запищал:
— Ягодка созрела: красная, душистая!
Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал:
— Дождь пойдёт: мокрый, холодный!
Услышала комара птичка — скорей на дерево.
Услышала комара мышка — скорей в норку.
Услышала комара лягушка — скорей под листок.
Услышала комара змея — скорей под корень.
А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

 №18 «Малинка» (потешка) К.Авдеенко

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к народному творчеству. Формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста.

Раз малинка, два малинка,
Прямо у окошка;
Раз малинка, два малинка -
Целое лукошко!
Только надо рано встать,
Чтоб лукошко то собрать.

№19 «По лесочку я хожу…» О.Теплякова

Цель: Учить слушать и воспринимать стихотворные произведения. 

По лесочку я хожу,
Я на ягодки гляжу:
На кусте малинка,
На дереве - рябинка,
В травке – земляничка,
Под горой – черничка,
Клюковка – на кочке…
- Пусто в кузовочке!

№20 «Листопад» В.Мирович

Цель: Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову. 

Листопад.

Листопад.

Листья желтые

летят,

под ногой шуршат,

шуршат.

Скоро голый

станет сад.

№21 «Осень» В.Авдиенко

Цель: Развивать связную речь, наблюдательность,  учить понимать содержание литературных произведений.

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.

№22 «Мишуткина осень» И. Сеньчукова

Цель: Учить слушать и воспринимать стихотворные произведения. 

Разоделись мы по моде,
И навстречу непогоде.
С ярким зонтиком в руках,
И с улыбкой на щеках.
Просто надо очень-очень,
Показать Мишутке осень!

№23 «Снегирек» перевод с немецкого В.Викторова

Цель: Познакомить с немецкой песенкой "Снегирек"; развивать способности активно проговаривать простые и более сложные фразы, отвечая на вопросы воспитателя.

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька!

№24 «Соловей соловушка» Т.Лаврова

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к слушанию стихотворений. Формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста.

Соловей – соловушка,
Светлая головушка.
Только солнышко взойдёт,
Звонко песню пропоёт.
Громко заливается.
Для друзей старается.
Оживает всё кругом.
С песней счастье входит в дом.

№25 «Кто как кричит» А.Барто

Цель: Познакомить детей с произведением А. Барто «Кто как кричит?»; учить понимать содержание произведения, отвечать на вопросы, составлять предложения.

Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!
Воды попить.

Мурр-мурр…

Пугаю кур.

Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.

Му-у, му-у!
Молока кому?

 №26 «Петушок» Г.Лагздынь

Цель: Учиться внимательно слушать, активно помогать взрослому читать стихотворение, активизировать словарь.

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок,

Ну пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

№27 «Козлятки и волк» обраб.    К. Ушинского

Цель: Учить детей внимательно слушать сказку, способствовать ее запоминанию; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; обогащать словарный запас дошкольников.

Жила-была коза.

Сделала себе коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами.

Каждый день уходила коза за кормом в бор.

Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать.

Воротится коза домой, постучит в двери и запоёт:

«Козлятушки, детятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, коза, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю».

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери.

Она покормит их и опять уйдёт пастись.

Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошёл к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:

«Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла…

Полны копытцы водицы!»

Козлятки выслушали волка и говорят: «Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!» — И не отворили дверей волку.

Волк так и ушёл несолоно хлебавши.

Пришла мать и похвалила деток, что её послушались: «Умницы вы, деточки, что не отпёрли волку, а то бы он вас съел».

№28 «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак

Цель: Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки.

Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя утка,

Hашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Hет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя жаба,

Hашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:

- Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Hет, твой голос нехорош.

Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя лошадь,

Hашу детку покачать.

- И-го-го! - поет лошадка.

- Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Hет, твой голос нехорош.

Очень страшно ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала свинку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя свинка,

Hашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Hепослушного баюкать:

- Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Hет, твой голос нехорош.

Очень грубо ты поешь!

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

- Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:

- Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо, и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос не хорош.

Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя щука,

Hашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука

- Hе услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет...

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Hет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя кошка,

Hашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

- Мяу-мяу, спи, мой крошка!

 Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Голосок твой так хорош

- Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

№29 ««Бу-бу, я рогатый» обраб. Ю.Григорьва

Цель: Вызвать интерес к фольклору; учить понимать содержание поэтического произведения; развивать эмоциональную сферу, слуховое внимание, речевую активность.

Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.

 №30 «Лисий хвостик» Н.Пикулева

Цель: Воспитывать интерес к произведениям детской литературы. 

Лисий
Хвостик
Бегал в гости,
Мосточком бежал,
Листочком дрожал,
Вернулся назад -
И рад!

№31«Где обедал, воробей?» С.Маршак

Цель: Познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки»; развивать поэтический слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе.

Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

№32 «Белые медведи» С.Маршак

Цель: Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака «Детки в клетке». 

У нас просторный водоем.

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа.

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

№33 «Сто одёжек» А.Барто

Цель:Познакомить детей со стихотворением А.Барто «Сто одёжек». Приучать внимательно слушать художественные произведения.


Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке
Платьице.
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик
Катится?

Сто одёжек,
Сто застёжек.
Слова вымолвить
Не может.
"Так меня закутали,
Что я не знаю,
Тут ли я?"

 №34 «Чьи башмачки?» Н.Павлова

Цель: Познакомить с новым художественным произведением.

Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко киска. Нюхает наши башмачки.

— Кыш, кыш, киска! Не нюхай наши башмачки! Кыш! Киска испугалась. Киска повернулась, толкнула башмачки и — прыг! — на пол. А башмачки — бух! — во двор.

Лежат башмачки во дворе и плачут:

— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?

Подошёл к башмачкам гусь:

— Го-го-го! Надевайтесь на мои ножки!

— Нет, не наденемся: у тебя ножки красные, между пальчиками тряпочки. Нет, не наденемся!

— Го-го-го! Надевайтесь!

— Кыш, кыш, гусь! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!

Вот гусь и убежал. Лежат башмачки во дворе и плачут:

— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?

Подошёл к башмачкам петушок:

— Ко-ко-ко! Надевайтесь на мои ножки!

— Нет, не наденемся: у тебя ножки гладкие, как палочки, а на пальчиках — острые когти. Нет, не наденемся!

— Ко-ко-ко! Надевайтесь!

— Кыш, кыш, петушок! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!

Вот петушок и убежал. Лежат башмачки во дворе и плачут:

— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?

Подошла к башмачкам собачка:

— Гав-гав-гав! Надевайтесь на мои ножки!

— Нет, не наденемся: у тебя ножки лохматые, везде шёрстка, и пальчиков не видно.

— Собачка, собачка, возьми-ка башмачки. Принеси-ка их нам. Здесь наша детка. Ждёт свои башмачки.

Собачка послушалась, взяла башмачки в зубы.

— Иди, иди, собачка! Иди, иди к нам!

Вот и принесла собачка наши башмачки домой! Вот теперь где башмачки! Вот на чьих ножках!

№35 «Наша Маша маленька..» потешка

Цель: Разучить с детьми новую потешку, развивать речь, память, мышление.

Наша Маша
Маленька,
На ней шубка
Аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

 №36 «Обновки», П. Воронько пер. с укр. С. Маршака

Цель: Познакомить детей с произведением П. Воронько «Обновки»; помочь запомнить и учить употреблять в речи названия предметов одежды, действий, обогащать словарь.

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

№37 «Федорино горе» К.Чуковский

Цель: Знакомство детей с произведением К.Чуковского «Федорино горе».

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

2

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да, — промолвил медный таз, -
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, -
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

№38 «Ой ты, заюшка-пострел» пер.с молд. И.Токмаковой

Цель: Познакомить с потешкой:  учить угадывать животных по описанию.

Ой ты, заюшка – пострел,

К нам за стол незваный сел.

Сел, головкой повертел,

Ам! – и всё до крошки съел

№39  «Маша обедает», пер.с арм.Т.Спендиаровой

Цель: Развитие речи детей в театрализованной игре и формирование навыков культурного поведения. 

Час обеда подошёл,
Села Машенька за стол.
-Гав, гав, гав!
-Кто это к нам?
-Гав, гав, гав!
-Кто это там?
-Это я, ваш верный пёс,
Ваш Арапка — чёрный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог.
НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?
-Мяу-мяу!..
-Кто ж теперь
К нам царапается в дверь?
-Это ваша кошка Мурка.
Мурка -
Серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?
-Куд-куда, куд-куда!..
-Кто ещё спешит сюда?
-Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила
-Я яичко вам снесла.
НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?
Двери отперты, и вот
Мама всех к столу зовёт:
Пса Арапку,
Кошку-царапку,
Курочку-рябку.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке — в миске,
В блюдечке — киске,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке — в тарелке.
В ГЛУБОКОЙ, НЕ МЕЛКОЙ.

№40 «Котауси и Мауси» англ.обраб К.Чуковский

Цель: Познакомить детей с новым художественным произведением.

 

Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»

Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»

Так ответила умная Мауси —
И скорее бегом от Котауси.

№41 «Комнатные цветы» Н. Нищева 

Цель: Воспитывать желание ухаживать за растениями. Восприятие художественной литературы 

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польём мы спозаранку.

Я и все мои друзья.  

№42«В нашей группе на окне» Е.Благинина

Цель: Учить слушать и понимать содержание стихотворения, отвечать на вопросы.


В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

№43 «Цветок», Ю.Мориц

Цель: Учить внимательно слушать стихотворение, уметь подхватывать слова, проговаривать их месте со взрослым.


У меня живёт цветок.

Он бы море выпить мог.

Дам водички -

Он глотает

И немножко расцветает!

№44 «Поднимется солнце», С.Погореловский

Цель: Учить слушать и воспринимать стихотворные произведения. 

               

Поднимется солнце,

Заглянет ко мне,

Осветится ярко,

Цветок на окне,

И словно желая,

Мне доброго дня,

Цветок поглядит на меня.

№45 «Чики чики кички», потешка

Цель: Вызвать у детей радость от чтения взрослым потешки и желание послушать ее еще раз. Поощрять попытки детей подговаривать слова потешки.

Чики чики кички
Березовые лички.
Летели две птички
Собой невелички
Как они летели - все люди глядели.
Как они садились - все на них дивились.

 №46 «Где мой пальчик», Н. Саконская

Цель: Помочь детям почувствовать красоту и юмор произведения. Воспитывать умение слушать стихотворение, следить за развитием действияРазвивать память, внимание. Создавать положительный настрой.

Маша варежку надела,

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

№47 «Снег», «Где мой пальчик»,  О.Высотская      

Цель: Продолжать формировать умение детей на слух воспринимать текст стихотворения, запоминать отдельные слова и фразы. Закрепить знание времени года – зима.

Снег,снег кружится

Белая вся улица,

Встали дружно мы в кружок,

Завертелись как снежок.

№48 «Санки», А.Барто

Цель: Учить внимательно слушать стихотворение, уметь подхватывать слова, проговаривать их месте со взрослым.

Покатили санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади, -

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!

№49 «Снегопад», В.Берестов

Цель: Приобщать детей к поэзии, учить понимать содержание произведения. Учить детей читать наизусть небольшие стихи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными.

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли. Глядим в окно.

Снег ложится белый – белый.

 №50«Погремушка» А. Барто.

Цель: Учить детей слушать стихотворение, воспитывать любовь к художественной литературе; учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Как большой сидит Андрюшка,

На ковре перед крыльцом

У него в руках игрушка –

Погремушка с бубенцом

Мальчик смотрит, что за чудо!

Мальчик очень удивлен

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон.

 №51 «Барабан» А.Барто

Цель: Разучить с детьми стихотворение А.Барто «Барабан», выразительно читать стихотворение, передавая настроение автора.

Левой, правой,
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!

№52 «Врач», О.Емельянова

Цель: Расширять представлений детей о профессии врача, содействовать правильному восприятию содержания произведения, развивать умение внимательно     слушать  чтение взрослого.

Любит делать доктор Лола
Всем прививки и уколы,
И, велев "А-а!" пропеть,
Горло палочкой смотреть,
Ставить градусник под мышку,
Слушать трубочкой одышку,
И в особую тетрадь
Все подробности писать.
И мальчишкам, и девчонкам
Мазать ссадины зеленкой,
Руки-ноги бинтовать
И рецепты штамповать.

№53«Строители», Б.Заходер

Цель: Воспитывать интерес к чтению и положительное отношение к детской литературе.


Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока
Этот домик из песка.

№54 «Сапожник», Б.Заходер

Цель: Прививать любовь к литературным произведениям, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному.

Мастер, мастер,
Помоги
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче 
Гвозди
Мы пойдем сегодня 
В гости!

№55 «Айболит», К.Чуковский.

Цель: Знакомство с новым произведением, побуждение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.


Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!» 

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! 

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

№56 «Как я ловил рыбу», В.Сутеев

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать произведение, запоминать содержание, отвечать на вопросы воспитателя.

В июне мы поехали к бабушке в деревню и взяли с собой Чапку и Усика.

Нам всем купили билеты, а Чапке — собачий билет. Усик ехал бесплатно, и папа сказал, что Усик «едет зайцем».

Не понимаю, как может котёнок ехать зайцем? Вечером мы приехали к бабушке, а утром уже пошли на речку — ловить рыбу. Сначала мы с Чапкой копали червяков: Чапка рыла ногами землю, а я собирал червяков в баночку. Maшa их не собирала: она боялась червяков, хотя они совсем не кусаются. Потом пошли искать место на речке. Я нёс удочки, Чапка — баночку с червяками, а Маша и Усик — ничего. Мы сели на берегу, и я стал насаживать червяка на крючок. Маша червяков не насаживала: ей жалко их.

Я закинул удочку и стал ждать, когда поймается рыба, но рыба не ловилась, потому что Маша скучала и всё время громко пела. Когда она перестала петь, я сразу поймал не очень большую рыбу, но она соскочила с крючка и уплыла с моим червяком во рту.

Потом Maшa опять пела, и рыба опять не ловилась, а когда Маша ушла собирать цветы, я вдруг поймал три рыбки и лягушку.

Но тут из камыша вылетела большая утка, а за ней выскочила наша Чапка. Мы и не знали, что Чапка — охотничья собака!

Пока я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки, и мы вернулись домой с одной лягушкой.

Лягушку я выпустил в сад.

Машу и Усика я больше не возьму с собой ловить рыбу!

№57 «Первая рыбка», Е.Пермяк

Цель: Прививать интерес к литературному чтению

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

№58 «Почему рыбы молчат»,  С. Баруздин

Цель: Учить внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по прочитанному.

Когда-то в древние времена рыбы очень хорошо разговаривали. На своём рыбьем языке. Но вот однажды появилась рыба-кит.

— Хотите, — говорит, — я всё море, весь океан выпью?

Удивились рыбы, рты пораскрывали.

Конечно, у кита ничего не получилось, хотя он и старался.

Но с тех пор рыбы замолчали.

Как в рот воды набрали.

№59 «Кот и рыбки», Е.Чарушин

Цель: Создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг.

Весной ребятам в детский сад подарили разных рыбок. И красных золотых рыбок, и маленьких рыбок-серебрянок, и одного простого карася. А ещё подарили большую банку для рыб. И водоросли — водяную траву.

Вот ребята промыли под краном песок, вымыли большую банку, насыпали в неё песок и воткнули водоросли. А потом налили банку до краёв водой и выпустили туда всех рыб. Сначала красных золотых рыбок, потом рыбок-серебрянок, а потом и простого карася. Уж как они там заплавали! В водяной траве, как в лесу, гуляют — и внизу у песочка, и поверху.

Им кинули живого червяка, и карась его сразу съел. Другого кинули — карась и другого съел. Тогда бросили в воду третьего червяка — толстого. Карась его схватил, да не мог проглотить. Торчит червяк у него изо рта и извивается.

Золотая рыбка увидала его, подплыла к карасю и стала червяка дёргать. Вытащила и съела.

Из кухни к ребятам пришёл жирный рыжий кот Васька, прыгнул на стол, где банка с рыбками, сел рядом с банкой и сидит, глядит через стекло, как рыбки червяков глотают, как в водорослях плавают.
Мальчик Саня посмотрел на кота и говорит:

— Посмотрите! Посмотрите-ка, как Васька на рыбок уставился, как глазищами ворочает! Надо его убрать — он съест наших рыбок!

— Нет, нет, не съест, — говорит девочка Маня. — Через стекло не ухватит.

Тут ребят позвали завтракать. И все ушли, остался один Васька-кот.

Позавтракали ребята, прибежали обратно. Смотрят — что такое? Кот Васька сидит. Банка с песком и травой стоит. А рыбок нет.

Смотрят — а у Васьки одна лапа сырая.

Это значит — он их и выудил. Подцепил когтями в воде и вытащил. Красных золотых рыбок съел, и маленьких серебрянок съел, и простого карася съел.

 №60 «Котенок»,  В.Берестов

Цель: Познакомить с содержанием произведения, развивать способность понимать содержание стихотворения без наглядного сопровождения.

Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!

№61 « Надувала кошка шар», Н.Пикулева

Цель: Формировать умение слушать произведение без сопровождения наглядности.

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой топ!

А у кошки шарик – хлоп!

№62 «Кто сказал мяу», В Сутеев.

Цель: Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки.

Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:

— Мяу!

Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал:

— Мяу!

— Кто там?

Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол — никого нет! Влез на подоконник, увидел — за окном во дворе гуляет Петух.

«Вот кто не дал мне спать!» — подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.

— Это ты сказал «мяу»? — спросил Щенок Петуха.

— Нет, я говорю… Петух захлопал крыльями и закричал: — Ку-ка-ре-ку-у-у!

— А больше ты ничего не умеешь говорить? — спросил Щенок,

— Нет, только «кукареку», — сказал Петух.

Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой… Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:

— Мяу!

«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами. Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.

— Ты сказал «мяу»? — строго спросил его Щенок.

— Пи-пи-пи, — запищал Мышонок. — А кто так сказал?

— Кто-то сказал «мяу»…

— Близко? — заволновался Мышонок.

— Вот здесь, совсем рядом, — сказал Щенок.

— Мне страшно! Пи-пи-пи! — запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.

Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:

— Мяу!

Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился… «Вот он! — сказал себе Щенок. — Сейчас я его поймаю…» Он подкрался поближе… Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пёс.

— Р-р-р-р! — зарычал Пёс.

— Я… я хотел узнать…

— Р-р-р-р!

— Это вы сказали… «мяу»? — прошептал Щенок, поджимая хвостик.

— Я? Ты смеёшься, Щенок!

Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом. И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:

— Мяу!

Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела мохнатая Пчела. «Вот кто сказал «мяу»! — подумал Щенок и хотел схватить её зубами.

— З-з-з-з! — прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа. Завизжал Щенок, побежал, а Пчела за ним! Летит и жужжит:

— Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!

Подбежал Щенок к пруду — и в воду! Когда он вынырнул, Пчелы уже не было. И тут опять кто-то сказал:

— Мяу!

— Это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него.

Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.

— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. — Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?

— А может быть, это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Лягушку.

— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка. — Какой ты глупый! Лягушки только квакают. И прыгнула в воду. Пошёл Щенок домой мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на коврике около дивана.

И вдруг услышал:

— Мяу!!!

Он вскочил — на подоконнике сидела пушистая полосатая Кошка.

— Мяу! — сказала Кошка.

— Ав-ав-ав! — залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал мохнатый Пёс, и зарычал: — Р-р-р-р! Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш!», зафыркала: «Фыр-фыр!» — и выпрыгнула в окно. Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».

№63 «Что мы Родиной зовем?», В.Степанов

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста. 

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

№64 «Здравствуй, Родина моя!», В.Орлов

Цель: Формировать представление, что такое Родина, родной край, познакомить с символикой, сформировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе.

Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт,
Выхожу из дома я, —
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути:
"Ты скорей, дружок, расти!"
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я, 
Отвечаю солнцу я:
"Здравствуй, Родина моя!" 

№65 «Родина», Т.Бокова

Цель: Воспитывать любовь к Родине,  родному краю и чувство гордости за свою малую Родину.

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

№66 «Слышишь песенку ручья?» М.Пляцковский

Цель: Продолжить формировать представление, что такое Родина, о том какая природа в нашем крае.

Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.

Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
Это тоже родина.

№67 «Наша армия родная», Л.Некрасова

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста. 

Пограничник на границе
Нашу землю стережёт,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ...
Наши лётчики-герои
Небо зорко стерегут,
Наши лётчики-герои
Охраняют мирный труд.
Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.

№68 «День защитника отечества» Т.Бокова

Цель: Прививать любовь к литературным произведениям, учить внимательно слушать стихотворение, учить отвечать на вопросы.

Папу поздравляю
С праздником мужским:
В юности, я знаю,
Ты в армии служил.

Значит тоже воин,
Хоть не командир.
Праздника достоин,
Охранял весь мир!

Для меня ты - главный.
Мне не дашь пропасть:
Я Отчизны славной -
Маленькая часть.

№69 «Поезд», Я. Тайц

Цель: Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения. обогащать словарь детей глаголами, привитие усидчивости.

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки.
Один папа без санок.
Он взял Галины санки,прицепил к Толиным, Толины — к Мишиным, Мишины — к Машиным. Получился поезд.
Миша кричит:
— Ту-ту!
Он машинист.
Маша кричит:
— Ваши билеты!
Она кондуктор.
А папа тянет за верёвочку и приговаривает:
— Чух-чух… Чух-чух…
Значит, он паровоз.

 №70 «На машине» Н. Павлова

Цель: Учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы полными предложениями, понимать смысл произведения, запоминать героев и последовательность действий. 

Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит: 

-  А я машину подниму. 

Стала поднимать, да никак не поднять! Зайчик говорит:

Дай-ка я подниму. Я посильнее.

Стал поднимать, да никак не поднять! А Собачка говорит:

Давайте-ка, ребята, все вместе поднимать.

Стали поднимать все вместе. Раз! - и подняли! 
Сели на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает. 
Тут Мышка и говорит:

А я камень в сторону столкну.

Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит:

Дай-ка я столкну. Я посильнее.

Стал толкать, да никак не столкнуть! А Собачка говорит:

А давайте-ка, ребята, все вместе толкать.

Стали толкать все вместе. 

Раз!- и столкнули камень в сторонку. Сели на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!

№71«Солнышко, ведрышко…», закличка

Цель: Познакомить с русской народной закличкой, обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь, память.

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

  №72«Снегирек»,пер.с нем.

В.Викторова

Цель: познакомить с новым стихотворением. Упражнять в выразительном чтении стихотворных строк. Отрабатывать чёткое и правильное произношение.

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька!

№73 «Огуречик, Огуречик!»

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом.

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

 №74

«Ты, собачка не лай…», пер.с молд. И.Токмаковой

Цель:Продолжать учить воспринимать небольшое по объему произведение. Обогащать и активизировать словарь, учить добавлять слова, заканчивать фразы, выполнять упражнение на звукоподражание.

Ты, собачка, не лай,

Наших уток не пугай!

Утки наши белые

Без того несмелые.

№75 «Мышка», А.Введенский

Цель: Формирование у дошкольников интереса к чтению.

Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может в кухне корка есть?
А на кухне возле шкапа
Видит мышка - чья-то лапа.
Лапа пёстрая,
Когти острые.
Эй, мышка, не зевай:
Поскорее убегай!
убегай из этих мест,

А то кошка съест.

№76 «В каждом зёрнышке пшеницы», В.Орлов

Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе посредством чтения стихотворений.


В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной. 

Ты расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

№77«Хлеб, ребята,   берегите!», С.Богдан

Цель: Прививать любовь к литературным произведениям, учить внимательно слушать стихотворение.

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли, 

Чтоб для нас испечь полезный

Хлеб душистый и чудесный!

Вот так малый колосок

На стол хлебом прийти смог!

 №78 «Кораблик», В.Сутеев

Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе посредством чтения сказки.

Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

— Мы не умеем плавать, — сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.

Мышонок — ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок — верёвочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок верёвочкой привязали — и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл...

И не догонишь!

№79 «Разговоры», чуваш.пер.Л.Яхнина

Цель: Вызвать желание проговаривать знакомые слова и фразы. Закрепление умение четко произносить звук "у".

Кукушка кукует: - Ку-ку! Ку-ку!

Голубь воркует: - Гу-гу! Гу-гу!

Петух зорюет: - Кукареку!

Филин кричит в ночи: - Угу!

А рыба молчит - ни гу-гу.

№80 «Га-га-га!», Д.Биссет

Цель: Познакомить детей с произведением; вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; упражнять в произношении звукоподражаний.

Жил на свете гусёнок, по имени Уильям. Но мама звала его всегда Вилли.

– Гулять пора, Вилли! – говорила ему мама. – Зови остальных, га-га-га!

Вилли очень любил гагагакать, сзывая всех на прогулку.

– Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! – так и пел он всю дорогу.

Однажды на прогулке он встретил котёнка. Симпатичного чёрного котёнка с белыми передними лапками. Вилли он очень понравился.

– Га-га-га! – сказал он котёнку. – Га-га-га!

– Мяу! – ответил котёнок.

Вилли удивился. Что значит “мяу”? Он всегда думал, что кошки, как и гуси, говорят “га-га-га!”

№81 «Яблонька», И.Токмакова

Цель: Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.

Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.

№82 «Дуб», И.Токмакова

Цель: Продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. Развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение.  

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.

№83«Водичка-водичка», потешка

Цель: Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их. Координировать движения (показывать руками)со словами потешки.

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

№84«У лесного родничка», Л.Яхнин

Цель: Формирование у детей интереса к чтению нового произведения. Побуждать детей вступать в парное взаимодействие со сверстниками, ориентироваться друг на друга.

У лесного родничка

Пили воду два бычка.

Пили, пили, напились

И бодаться принялись.

Аи, боду-боду-боду,

Ой, сейчас я упаду!

№85 «День Победы», А. Усачёв.

Цель: Познакомить с содержанием стихотворения. Учить отвечать на вопросы по стихотворению; проговаривать строки стихотворения вместе с воспитателем.

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

№86«День Победы», Т. Белозеров. 

Цель: Продолжать работу над развитием связной речи: развивать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопрос Воспитание патриотических чувств.

 

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

№87 «Пожарные собаки», Л.Толстой

Цель: Создать условия для формирования читательского интереса через знакомство с литературным произведением.

Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку.

Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

№88 «Моя улица», С.Маршак

Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию поэтического произведения и учить понимать его содержание.

Здесь на посту в любое время

Стоит знакомый постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

 №89 «Светофор», С.Маршак

Цель: Знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет —предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

№90 «Переход», Р.Баблоян

Цель: Познакомить с содержанием стихотворения. Учить отвечать на вопросы по стихотворению.

У полоски перехода
На обочине дороги,
Зверь трёхглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы,
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.

КРАСНЫЙ глаз
Глядит на нас.
– СТОП! –
Гласит его приказ.

ЖЁЛТЫЙ глаз
Глядит на нас:
– ОСТОРОЖНО!

А ЗЕЛЁНЫЙ глаз –
Для нас:
– МОЖНО!
Так ведёт свой разговор
Молчаливый СВЕТОФОР.



№91   «Переход», С.Маршак

Цель: Закреплять знания ПДД, воспитывать интерес к художественной литературе.

Это всем должно быть ясно! 

Даже тем, кто ходит в ясли 

Всем, кто в городе живет:

Переходы не рискованны 

Только там, где нарисованы 

Шашек белые квадраты 

И на стрелке "Переход".

№92  «Учимся переходить дорогу», В.Верёвка.

Цель: Продолжить работу по формированию интереса у детей к литературному чтению.

Чтоб аварий избегать. 

Надо строго соблюдать

Правила движения

И нормы поведения.

Вы запомните, друзья.

На дороге нам нельзя

Бегать, прыгать и скакать

И с мячом в футбол играть.

И не думайте напрасно.

Что здесь вовсе не опасно.

Изучайте понемногу, как переходить дорогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с художественной литературой детей раннего возраста

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.Художественная литература открывает и объявля...

Консультация для воспитателей Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте

Особую роль в формировании человека, в определении им положительных стратегий жизнедеятельности играет среди других средств книга, которая представляет собой не просто артефакт народной истории и куль...

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"

В материале представлены основные задачи приобщения малышей 2-3 лет к чтению художественной литературы. Дополнением является рекомендованный список литературы....

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"...

Картотека ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст,запоминать отдельные слова и фразы ,проговаривать их. Координировать движения (показывать руками)со словами потешки. Развивать слух и зрительное ...

Консультация для родителей Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте

Ранний период жизни ребенка чрезвычайно важен во всех отношениях.Педагоги и психологи считают ранний возраст не только благоприятным для развития основных способностей и черт характера ребенка, но и с...