Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П. Бажова.

Задачи:

 

  • Создать условия для реализации проекта.

 

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.

 

  • Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.

 

  • Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

 

  • Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.

 

  • Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.

 

  • Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.

 

  • Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

 

Актуальность:

   Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.

        Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”

(ул. Советский переулок, 5)

Информационно-исследовательский проект

«Сказы Бажова»

Подготовила Воспитатель:

Петрова Алена Андреевна


Информационно-исследовательский проект

«Сказы Бажова».

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П. Бажова.

Задачи:

  • Создать условия для реализации проекта.

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.

  • Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.

  • Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

  • Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.

  • Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.

  • Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.

  • Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Актуальность:

   Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.

        Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

 Тип проекта: среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский.

Проблема:

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи»,

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители (законные представители), воспитатели, специалисты.

Продукт проекта.

Выставка детских работ:

- рисование иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

-лепка украшений из «Малахитовой шкатулки», «Каменный Цветок».

- аппликация - моделирование ювелирных изделий

Сроки реализации: с 10 марта по 31 марта 2022г.

Реализация проекта:

I этап - подготовительный:

- подобрать материала о П.П. Бажове;

- организовать выставку книг П.П. Бажова;

- провести анкетирование родителей;

- прочитать сказы П.П. Бажова;

- рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап – исследовательский:

- провести беседу «Что мы знаем о П. Бажове».

- изображение (рисование) иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

- изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки», «Каменный Цветок».

- моделирование (аппликация) ювелирных изделий.

III этап – заключительный:

- оформить выставку украшений из «Малахитовой шкатулки»;

- создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П.П. Бажова:

- Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова;

- Выставка рисунков «Сказы Бажова»;

- Создание альбома «Сказы Бажова»;

- Создание картотеки загадок по сказам Бажова

- Расширение кругозора детей;

- Сплочение детского коллектива;

- У детей развиваются коммуникативные навыки;

- Развивается творческое мышление и воображение;

- Развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

- Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов:

- Самореализация, повышение творческого потенциала;

- Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей:

- Повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

- Родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;

- Оптимизация детско-родительских отношений;

- Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

- Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Гипотеза: 

Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут имеют представление о творчестве П.П. Бажова. Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи


Список использованной литературы

 

1.

Бажов П.П. Серебряное копытце: Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

2.

Бажов П.П. Огневушка-Поскакушка: Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

3.

Бажов П.П. Голубая змейка: Сказы – Москва, изд. «Современник», 1991. – 92 с.

4.

Бажов П.П. Сказы/ Подготовка текста, послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

5.

Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

6.

Рассказы и сказки советских писателей. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7.

Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.

Содержание.

  1. Социально-коммуникативное развитие

Занятия:

Беседа «Знакомство с творчеством П.Бажова»

Чтение:

Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок».

Цели:

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П. Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

  1. Познавательное развитие

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

иллюстраций и книг  П. П. Бажова,

иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

Цели:

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.

3.  Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».

Лепка:

«Малахитовые бусы»,

«Серёжки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Украшения из малахитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

«Ящерица».

Аппликация:

«Моделирование ювелирных изделий»,

«Кулоны, броши».

Цели:

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.


  1. Тематический вечер «Путешествие по сказам дедушки Бажова»

Задачи:

1. Закрепить знания детей о биографии П. П. Бажова.

2. Развивать интерес к жанру - сказ, к литературному наследию П. Бажова.

3. Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.

4. Пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала.

5. Воспитывать уважение к людям труда.

Ход занятия:

Воспитатель: Мы с вами познакомились с некоторыми сказами Бажова, а сегодня я хочу вас познакомить с их автором - сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было. Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

После его окончания Бажов работал учителем в начальной школе. В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи.

Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь. В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала. Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки. В Копейске есть поселок его имени. По Волге ходит пароход «Павел Бажов». В Екатеринбурге на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок») .

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят создавать иллюстрации к сказам Бажова.

Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю в картинную галерею. Сегодня в ней представлена экспозиция по сказам Бажова.

В нашей галерее находятся иллюстрации к сказам. Как вы считаете, сможете вы узнать сказ по иллюстрациям? Проверим.

(Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.)

1. «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.»

2. «Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

4. «Синюшкин колодец»: «Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся. Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платишко на ней синее, платок на голове синий, и сама вся синёхонька, …

5. «Голубая змейка»: «одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачко колышется, с левой – чёрное.»

6. «Серебряное копытце»: «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: - Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»

7. «Малахитовая шкатулка»: «Как выдался такой часок, Танюшка и позвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщина поглядела маленько,да и говорит: - Наденько на себя – виднее будет.»

- Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Какие из иллюстраций вам понравились больше и почему?

Воспитатель: Теперь очередь загадок. Уверена, вы легко ответите на них.

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка …

(Дарёнка)

2. Шапочка Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

3. Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

И другие загадки по желанию детей из приложения 1.

«Из какого сказа эти строки

1. «Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. У каждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)

2. «Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.» («Синюшкин колодец»)

3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)

4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшка останется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)

5. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

6.Чьи это слова«Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

Воспитатель: Ребята, так о ком и о чем рассказывал ПБажов в своих сказах? (про уральских мастеров, про верность и дружбу, о красоте родной природы).

Порадовали вы меня своими знаниями. Предлагаю вечером нарисовать иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился, а я постараюсь его угадать.

Подведение итогов проекта.


Приложение 1.

Картотека загадок.

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка …

(Дарёнка)

2. Шапочка Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

3. Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

4.На Урале жил писатель,

Он писал про мастеров,

Про богатства недр уральских,

А зовут его…

(Павел Петрович Бажов)


5.Хозяйку медной горы

Увидел однажды Данила

И с этой самой поры

Тянет в гору какая-то сила.

Тоскует он и хочет увидеть

То, что хозяйка долго хранила.

(Каменный цветок)

6. Сироткой рос мальчишечка:

Голубеньки глазенки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйка медной,

Говорят в народе, знался.

(Данила - мастер) .

7. В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивших Урал?

 (Малахит)

8. В глубине большой горы

Есть волшебные дары:

Самоцветы разные -

Яркие, прекрасные.

Мастер малахит берёт,

Инструменты достаёт.

Трудится, старается...

Что же получается?

(Малахитовая шкатулка)

Сюжетная лепка в подготовительной группе по мотивам сказа П. Бажова «Серебряное копытце»

Программное содержание: формировать познавательный интерес детей к природе, продолжать учить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2—3 предметов, творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, закреплять умение использовать в работе природный материал. Совершенствовать умение владеть различными приёмами лепки (прищипывание, заглаживание, вытягивание) Развивать цветовосприятие, пространственные представления, умение красиво располагать сюжетную композицию; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе с пластилином.

Материал и оборудование:

-пластилин; стеки; бумажные салфетки; иллюстрации -серебряное копытце, образец воспитателя, книги П. Бажова. Звуки зимнего леса, самоцветы из цветного картона для поощрения детей

- Предварительная работа:

1. Выставка произведений Павла Бажова в центре библиотека

2. Знакомство с П. Бажовым и его произведением Серебряное копытце

Содержание:

На полу в группе дети находят цветные камушки

-Ребята, возьмите по камушку, как вы думаете, кто их мог рассыпать? это серебряное копытце

1.Рассматривание иллюстрации с оленем

Послушайте стихотворение:

В уральском сказе он живёт,

Когда своею ножкой бьёт,

То у него из-под копыт

Алмазный камешек летит!

-Ребята сегодня мы с вами будем лепить серебряное копытце и кошку Муренку как они играют в лесу

Давайте и мы с вами поиграем

2. Физминутка «Мороз»

Весело зимой! Не хочется домой!

Но вечер приближается (разведите руки в стороны,

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

Присаживаемся на места

3. Объяснение, показ воспитателя этапов лепки (показываю только трудные приёмы лепки)

-Ребята вот такая композиция у вас должна получиться (Показываю детям готовый образец)

Посмотрите, Голову я вытягиваю вперёд взяв её тремя пальцами

Шею присоединяю к туловищу методом замазывания

(Рога на голове из веточек, Уши-из арбузных семечек Ноги- из зубочисток

Копыта-из пластилина, но 1 копыто- серебряное)

А сейчас мы берём кусок пластилина и делим его на части

1-это голова короткая

2 –это шея длиньше головы в 1,5 раза

3- это туловище- как голова и шея вместе взятые

И маленький хвостик и копыта

4.Пальчиковая гимнастика

Покатаю я в руках камушки, горошки,

Быть послушными учу пальчики, ладошки.

(Круговые вращения камушков между ладонями)

5. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь

6.Итог

Камушками мы украсим снег вокруг елочки

Давайте рассмотрим ваши работы

Поощрение детей самоцветами и уточнение, что получилось и над чем нужно поработать.

Сценарий праздника-развлечения «Путешествие в сказы Бажова»

Подготовительная группа

Цель:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1. Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

3. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;

Ход:

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель, это была я!)

- Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники

- А меня вы узнали?

- Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

- Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Дети ведут хоровод под русскую народную.

Дети садятся на скамеечки.

2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове.

- В чьих сказах вы про меня слышали?

- Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется слайд с портретом писателя.)

- Его друзья писатели говорили о нем так:

• «Человек он очень простой, скромный, спокойный, добрый.»

• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга.

На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

Мы уже знаем произведения П. П. Бажова: "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка", "Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок".

Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург.

По сказам поставлены спектакли, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

3. Путешествие в картинную галерею.

- А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова.

Дети идут к центральной стене, где установлен мультимедийный экран. Показ презентации.

5. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

- Приглашаю вас в кинозал посмотреть мультфильм по сказу П. П. Бажова.

6. Подведение итогов работы.

- Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям.

Прощается и уходит.

Конспект итогового занятия по творчеству П. П. Бажова

«Добрый сказочник П. П. Бажов»

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма организации: сказочная гостиная.

Форма совместной деятельности: групповая.

Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о творчестве уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Развивать у детей речевую активность, активизировать словарь;

3. Совершенствовать умения выразительно рассказывать стихотворения, отвечать на вопросы полным ответом;

4. Формировать навыки совместной деятельности, вызвать эмоциональный отклик;

5. Воспитывать у детей нравственные ценности через произведения П. П. Бажова.

Ход занятия.

В группе оформлены выставки: книжная( со сказами писателя), творческая(с детскими рисунками и поделками по сказам).

(1 слайд- тема занятия)

- Ребята, сегодня тема нашего занятия «Добрый сказочник Павел Петрович Бажов». Мы постараемся с вами вспомнить все то, что говорили и читали об этом замечательном человеке , о его волшебных и поучительных сказах. Все мы с вами знаем, что Павел Петрович родился на Урале.

(2-3 слайды- фото Урала)

-Сейчас давайте послушаем стихотворения о земле писателя.(Дети рассказывают стихотворения)

1.То приветлива, то сурова Сходит с каменных гор заря. Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал-земля! 2.Прорастают цветы сквозь скалы, Полыхает огнём гора: Это новые пишут сказы Рудознатцы и мастера. 3.Над Уральским хребтом рассветы Рукотворным горят огнём, Отшлифованы самоцветы Жизнью, радостью и трудом. 4.И становится делом слово, В каждом камне — цветы цветут... Продолжается сказ Бажова, Продолжаются Жизнь и Труд!

(4 слайд- заставка)

· Девочки танцуют хороводный танец с платочками (под русскую народную песню « Ходила младешенька по борочку»(-)

- Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами. Есть одна легенда об Урале: Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Однако везде хоть сколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят — изумруд да малахит, озёра — горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, — чисто камень- самоцвет: трудолюбивые, мастеровые... Именно таких мы и встречаем в «Уральских сказах» П.П. Бажова.

(5 слайд)

-А кто, ребята, помнит, в каком городе родился писатель?(В Сысерти)

(6 слайд)Воспитатель читает стихотворение , написанное на слайде.

(7 слайд)

-Давайте еще раз заглянем в комнату писателя.

-Я вам напомню, что писательский талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга «Сказы старого Урала» — «Малахитовая шкатулка» (Воспитатель показывает книгу). Павел Бажов говорил, что в основе его сказов —«быль с элементами сказочного».

-Ребята, а кто помнит, чем отличается сказ от сказки?( Сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами фантастики.)

-Правильно! Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои ска-зов — крепостные люди, уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и талантливы.

(8 слайд)

-Сейчас я предлагаю ответить на загадки из малахитовой шкатулки, а заодно проверить, какие сказы вы запомнили. Готовы?

(9 слайд)

-О ком идет речь?

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(10 слайд- заставка)

· Проводится игра «Шел козел по лесу».

( 11 слайд)

- Из каких сказов эти строки?

«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье»

(12 слайд)

«Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

· Проводится игра «Собери каменья»

(13 слайд)

«Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.»

(14 слайд)

-В кого превращалась Хозяйка Медной горы?

(15 слайд)

-Из какого камня Данилушка сделал каменный цветок? Молодцы, ребята, со всеми загадками справились. Сейчас давайте пройдем к выставке , еще раз полюбуемся вашими рисунками и поделками к сказам .(Дети проходят к выставке. Воспитатель спрашивает детей , к каким сказам выполнены их работы.

Итог занятия.

(16 слайд-фото писателя)

-Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. По сказам Бажова снято нес-колько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

(17 слайд)

-В память о писателе в областном городе Екатеринбурге есть памятник и дом- музей.

-Ребята, чему учат нас сказы П. П. Бажова? ( Высказывания детей) На этом мы закончим наше занятие. Все сегодня молодцы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павел Петрович Бажов (1879 – 1950 г.г.) Родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода; Воевал в Гражданскую на стороне красных; Стал журналистом, а затем – редактором; Писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи; В 1939 в " Сведлгизе " вышел первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка».

Слайд 2

Памятные места П.П.Бажов 1879-1950 Памятник установлен в 1961 году над могилой писателя на Ивановском кладбище. Скульптор А.Ф.Степанова, арх. М.Л.Минц Дом деде П.П. Бажова в Екатеринбурге Скалы на горе Азов на Урале

Слайд 3

Бажовские места Природный парк "Бажовские места" назван так в честь знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова В состав парка входят земли лесного фонда Федерального государственного учреждения "Сысертский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Свердловской области, площадью 37.839 га, из них: Сысертское, Верхнесысертское и Щелкунское лесничества. Территории населенных пунктов не входят в территорию Парка. Единственным относительно крупным населенным пунктом в границах Парка является поселок городского типа Верхняя Сысерть .

Слайд 4

Сказы П.П. Бажова Сказы , записанные и обработанные Бажовым - изначально тоже назывались фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» - старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода ( Хмелинин-Слышко , дед Слышко , « Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко —рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Сказ - повествование, ведущееся от лица рассказчика. Это произведение устного народного творчества о действительных событиях современности или недавнего прошлого, в котором повествование ведется от лица рассказчика.

Слайд 5

«Серебряное копытце»

Слайд 6

«Малахитовая шкатулка»

Слайд 7

«Каменный цветок»

Слайд 8

«Каменный цветок»

Слайд 9

«Голубая змейка»

Слайд 10

Уральские самоцветы



Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА ПО СКАЗАМ П. П. БАЖОВА

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Это мероприятие можно провести как итоговое по сказам П. Бажова.

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова.

Задачи:
- развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;
- приобщать детей к культуре и истории родного края;
- формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности;

- воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

- способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Оформление книжной выставки «Книги П. Бажова». Знакомство со сказами– чтение сказов, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Формирование двух команд, изготовление и подбор реквизита.

Ход мероприятия:

Ведущий. Сегодня мы продолжим разговор о П.П. Бажове, знаменитом уральском сказителе.

Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему легенды, сказки и песни родного Урала. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.

Давайте вспомним, какие сказы Павла Петровича Бажова мы читали. А помогут вам загадки.

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка

И смотрит на них из окошка …….(Даренка. «Серебряное копытце»)

В шапочке Лейко

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас….(«Голубая змейка»)

Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой.

Появляется в огне.

Как зовут? Скажи-ка мне. (Огневушка-поскакушка)

Дети делятся на две команды. Каждая команда за правильный ответ получает в свою «малахитовую» шкатулку «драгоценный» камень.

1 тур.

Задание: из карточек составить названия сказов П.П. Бажова. Карточки: «серебряное», «голубая», «малахитовая», «копытце», «змейка», «шкатулка».

2 тур. Вопросы по сказу «Серебряное копытце».

  1. Как звали деда в сказе «Серебряное копытце»?
  • Кокованя
  • Деда Ваня
  • Ефим
  • Серебряное копытце
  1. Кого он взял к себе жить?
  • Собачку
  • Мальчика
  • Девочку
  • Курочку
  1. Сколько ей было лет?
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  1. Как звали девочку?
  • Машутка
  • Дашутка
  • Дарёнка
  • Настёнка
  1. Кто пришел в дом Коковани вместе с девочкой Дарёнкой?
  • Собака Варёнка
  • Мышка Норёнка
  • Кошка Мурёнка
  • Попугай Говорёнка
  1. Какого цвета была кошка Мурёнка?
  • Рыжая
  • Белая
  • Черная
  • Бурая
  1. Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно говоришь, пр-равильно)
  2. С каким музыкальным инструментом сравнивал старик Кокованя кошку Мурёнку?
  • С баяном
  • С гармошкой
  • С балалайкой
  • С трубой
  1. Чем занимался старик летом?
  • Травы собирал и сушил
  • Пески промывал, золото добывал
  • Лес валил, дрова заготавливал
  • Охотился, мясо и шкуры продавал
  1. Куда отправились Кокованя с Дарёнкой однажды зимой?
  • В горы
  • В лес
  • В плавание
  1. Кого они мечтали встретить?
  • Лису
  • Козлика
  • Рыбку
  • Жар-птицу
  1. Чем Серебряное копытце отличался от других лесных козликов?
  • Он не менял свой цвет
  • Он умел разговаривать
  • Он всегда был с рожками
  • Он не имел хвоста
  1. Какие рожки были у Серебряного копытца?
  • На три веточки
  • На пять веточек
  • Один рог на три веточки, другой – на пять
  • На шесть веточек
  1. О чём Дарёнка просила рассказать Кокованю после каждой сказки?
  • О своих родителях
  • О лесных жителях
  • О его молодости
  • О козлике – Серебряном копытце
  1. Какие камни стали находить в лугах?
  • Сапфиры
  • Алмазы
  • Аметисты
  • Хризолиты
  1. Какого цвета они были?
  • Розовые
  • Голубые
  • Зеленые
  • Фиолетовые

3 тур. Вопросы по сказу «Голубая змейка»

  1. Что представляла собой Голубая змейка? (…А змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает. Когда она бежит вправо, от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная становится).
  2. Что случалось с теми, кто ее увидит? (…это к счастью: где золотая струя прошла, там будет много золота. Только это золото с подвохом. Если лишку захватишь и потом хоть немного отсыплешь, всё в простой камень превратится. Второй раз уже сюда не сможешь прийти, потому что дорогу сразу забудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, то это к беде. Все, кто её видел, перессорятся)
  3. Как звали мальчиков? ( Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)
  4. Какую песенку сочинил Лейко? (Эй-ка,.. Голубая змейка! Объявись, покажись, колёсиком покрутись!)
  5. Какие желания загадали мальчики? (хоть бы поскорее прозвище «голубкова невеста» забылось и вышла бы Марьюшка замуж)
  6. Почему Голубая змейка обделила Ланко ? (пожадничал, сказав: «Нежирно всё-таки отвалила нам золотого песку»)

4 тур. Угадайте, кто это?

  1. "У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно". (Это девочка Даренка и кошка Муренка из сказа "Серебряное копытце").
  2. Она не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает. Когда она бежит вправо, от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная становится. (Голубая змейка из одноименного сказа).
  3. Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней. (Серебряное копытце).

5 тур. Угадайте персонаж на иллюстрации и назовите, откуда он.

http://media9.fast-torrent.ru/media/files/s1/mo/in/skazki-russkih-pisatelej-vyipu.jpg

http://malenkajastrana.my1.ru/80/028.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/avatarakali/2159308/1223811/1223811_original.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_9d1301524654b5a091ffabb077e6abc1.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_cf45cea62c744764628dfa9ca3a1785a.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_fe4b8d9a7170e80ff6087ff224521bad.jpg.jpg

6 тур. Соберите разрезанную картинку.

http://bk-detstvo.narod.ru/images/Bazhov_kartinka_zagadka.jpg

Подведение итогов, награждение победителей.



Предварительный просмотр:

Картотека загадок к сказам П.Бажова

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка …

(Дарёнка)

2. Шапочка Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

3. Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

4.На Урале жил писатель,

Он писал про мастеров,

Про богатства недр уральских,

А зовут его…

(Павел Петрович Бажов)


 

5.Хозяйку медной горы

Увидел однажды Данила

И с этой самой поры

Тянет в гору какая-то сила.

Тоскует он и хочет увидеть

То, что хозяйка долго хранила.

(Каменный цветок)

6. Сироткой рос мальчишечка:

Голубеньки глазенки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйка медной,

Говорят в народе, знался.

(Данила - мастер) .

7. В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивших Урал?

(Малахит)


8. В глубине большой горы

Есть волшебные дары:

Самоцветы разные -

Яркие, прекрасные.

Мастер малахит берёт,

Инструменты достаёт.

Трудится, старается...

Что же получается?

(Малахитовая шкатулка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».

 Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необыч...

Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказ...

Проект Сказы Бажова

Проект для детей подготовительной группы детского сада, углубление знаний о культуре и традициях Уральского народа с помощью сказов Бажова...

Информационно-исследовательский проект "Сказы Бажова"

Материал направлен на изучение особенностей языка сказов П.П. Бажова, определения отличий между сказками и сказами, приобщения детей к культуре и быту народов Урала....

проект " Сказы Бажова"

Проект "Сказы Бажова"Для детей подготовительной группы 6-7 летЦель проекта:Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вы...

Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язы...