Статья «Сказка, как средство патриотического воспитания».
статья по художественной литературе

В И А

Свою любовь к родным местам, представление  о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Сказка, как средство патриотического воспитания».

     Свою любовь к родным местам, представление  о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

 «Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут», - подчеркивала Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказывать детям, опираясь на следующие задачи воспитания и развития детей в соответствии с ФГОС:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям.
  2. Развивать   эмоциональную  отзывчивость.
  3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Обогащать социальные представления о людях.
  5. Развивать интерес к родному городу и стране.
  6. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность и привязанность к семье.
  7. Развивать стремление к совместным играм взаимодействию в паре или небольшой группе.

        Дети выполняют с интересом тот вид деятельности, который адекватен их возрасту. Игра (игровая деятельность) – ведущая деятельность дошкольного возраста, основная форма практики для ребенка, и как любой вид деятельности сначала осуществляется совместно со взрослым.

Основными методами социально-нравственного воспитания детей являются следующие:

  • Организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопления личного опыта, культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой группе.
  • Сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношения взрослых людей
  • Организация игр-драматизаций и театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояний людей.

         Игровая деятельность в патриотическом воспитании не всегда должна преобладать, уместно чередовать ее с другими видами деятельности, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкально-художественной, особенно с чтением (восприятием) художественной литературы.  Реалистические рассказы, стихи, сказки являются для малыша одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, формировать нравственные качества и привычки поведения. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к народному языку. Поэтому одним из важнейших способов совместной деятельности взрослого и ребенка является чтение народного эпоса.

        Педагог широко использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые «раскрывают живописность языка» (К.Д. Ушинский). Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшает настроение детей. Но необходимо включать в педагогический процесс и русские  народные сказки.

        Первая младшая группа: «Курочка ряба» (обр. К Ушинского), «Репка», «Колобок», «Теремок» (обр. М. Булатова).

        Вторая младшая группа: «Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого), «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Кот, петух  и лиса» (обр. М Боголюбской), «Заюшкина избушка» (обр. О Капицы), «Лисичка со скалочкой»

        В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками: «Бычок – смоляной бочок», «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова), «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), «Жихарка» (обр. И. Карнауховой), «Бобовое зернышко», «По щучьему велению», «Лиса и журавль» (обр. А.Н. Толстого), «Девочка Снегурочка», « Превередница» (обр. В. Даля), «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой).

        Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудиторию. Впечатление ребят будут более сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.

        Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказа.

        Дети  в старшей группе продолжают знакомиться с устным народным творчеством: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы), «Бабушка, внучка да курочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Иван-Царевич и Серый волк» (обр. И. Карнауховой), «Мороз, солнце да ветер», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» (обр. М. Булатова), «Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Липунюшка», «Кузьма Скоробогатый»  (обр. А.Н. Толстого), «Белая уточка», «Волшебное кольцо» (обр. Афанасьева).

        В этой возрастной группе детей начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Они узнают, что хорошо знакомая сказка «Рукавичка» – украинская,  «Легкий хлеб» – белорусская.

        С произведениями фольклора дети в подготовительной к школе группе знакомятся вне занятий и в основном с лучшими образцами народного творчества: «Царевна- лягушка» (обр. М. Булатова), «Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой), «Снегурочка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович» (обр. В. Одоевского), «Петух да собака», «Мужик да медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитание любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

А среди народного эпоса сказка – важнейшее средство в системе воспитания дошкольников. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи.     Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение, так как сказка содержит в себе следующие особенности:

       Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

       Образность – особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира («Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»,  «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!»).

Использование в работе с дошкольниками всех этих жанров устного народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств, формирование положительных качеств личности и национальных черт характера.

                                                                                       Автор: Воронцова Ирина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Сказка как средство патриотического воспитания.

консультация для родителей и педагогов....

Сказка как средство патриотического воспитания

Статья поможет родителям посмотреть на воспитательную роль сказок с другой стороны....

Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство патриотического воспитания»

Консультация для воспитателей«Сказка как средство патриотического воспитания»...