Беседа с детьми старшей группы на тему: «День памяти А.С.Пушкина».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Короваева Анастасия Витальевна
Беседа с детьми старшей группы на тему: «День памяти А.С.Пушкина». Цель: • Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина; • В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А.С.Пушкина; • Развивать речь, образное мышление, память; • Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги. Оборудование: • Презентации по сказкам Пушкина; • Выставка книг А.С. Пушкина; • Выставка детских рисунков; • Разрезаные картинки для игры собери картинку. Предварительная работа: • Чтение сказок А.С. Пушкина; • Рассматривание иллюстраций. Воспитатель: приглашаю всех в литературный вечер. Сегодня наш день посвящён дню памяти Александра Сергеевича Пушкина. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавлять к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: “Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии”. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь. У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. “Подруга дней моих суровых” - называл её поэт. Няня Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе. . . . . . . У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки. Именно ей посвятил Пушкин такие строки: «Наша ветхая лачужка и печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена? Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» Ребята, вы любите природу? (ответ детей – Да). Во многих произведениях А. С. Пушкина описывается красота русской природы, давайте послушаем стихи, которые ребята подготовили для нашего литературного досуга: Дети рассказывают стихи. Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры. Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой… Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Физкультминутка У Лукоморья дуб зелёный; (Дети поднимают руки вверх ) Златая цепь на дубе том: (Делают движения руками крест на крест ) И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; (Идут друг за другом по кругу) Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. (Движения руками вправо, влево) Там чудеса: там леший бродит, (Закрывают глаза руками Шевеля пальцами, поднимают руки вверх) Русалка на ветвях сидит (Движение «волна» сверху вниз ) Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; (Идут по кругу на внешней стороне стопы ) Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена. Дети садятся на стульчики. Загадки: 1. Что за зверь в хустальном доме Князю прибыль создает, “Во саду ли, в огороде...”- Звонко песенку поет? (Белка) 2. Он невидим и могуч, Он гоняет стаи туч, Он гуляет на просторе, Кораблям - подспорье в море. (Ветер) 3. Сказка - ложь! Да в ней намек, Лютой жадности упрек. В то старуха слезы льет, В чем стирать нельзя белье. (Корыто) 4. Сбылась трех сестер мечта. Кем, скажите, стала та, Что мечтала лишь одна Выткать море полотна? (Ткачиха) 5. Увенчалась сказка пиром. Угощали медом, пивом. В рот ни капли не попало, Все по ним лишь и стекало. (Усы) Из какой сказки отрывок (презентация с играми) Отгадай персонажа: 1. В дорогой собольей душегрейке, жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки». (Старуха « Сказка о золотой рыбке») 2. Чуть опасность, где видна, верный сторож, как во сне, шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется. (Золотой петушок) 5. «Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (Злая Царица «Сказка о мертвой царевне») Воспитатель: вот и подошел к своему завершению наш литературный досуг и закончить я хотела бы стихотворением, которое посвятил поэту Алифренко: Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветет в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! То были чудные мгновенья, Когда стихи его читал. “У лукоморья дуб зеленый” Я с упоеньем повторял. Передо мною кот ученый Ходил усатый и крутой. Русалки на ветвях сидели Одна красивее другой. С Гвидоном вместе плыл я в бочке И дно из бочки выбивал, И злого коршуна у моря Рукой Гвидона убивал. И деда рыбака у моря В походах к рыбке узнавал, И злую, жадную старуху Всем детским сердцем презирал. И много-много дивных сказок Нам Пушкин написать бы мог, Но дерзкая рука Дантеса Спустила роковой курок. За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin1.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми старшей группы на тему:

«День памяти А.С.Пушкина».

Цель:

  • Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;
  • В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании

сказок А.С.Пушкина;

  • Развивать речь, образное мышление, память;
  • Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги.

Оборудование:

  • Презентации по сказкам Пушкина;
  • Выставка книг А.С. Пушкина;
  • Выставка детских рисунков;
  • Разрезаные картинки для игры собери картинку.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок А.С. Пушкина;
  • Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель:  приглашаю всех в литературный вечер. Сегодня наш день посвящён дню памяти Александра Сергеевича Пушкина. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавлять к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: “Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии”.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. “Подруга дней моих суровых” - называл её поэт.

                 Няня

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .  

У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки. Именно ей посвятил Пушкин такие строки:
«Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена?
Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?»

Ребята, вы любите природу? (ответ детей – Да). Во многих произведениях А. С. Пушкина описывается красота русской природы, давайте послушаем стихи,  которые ребята подготовили для нашего литературного досуга:

Дети рассказывают стихи.

          Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры.

Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой…

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Физкультминутка

У Лукоморья дуб зелёный;

 (Дети поднимают руки вверх )

Златая цепь на дубе том:

(Делают движения руками крест на крест )

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

(Идут друг за другом по кругу)

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

(Движения руками вправо, влево)

 Там чудеса: там леший бродит,

(Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх)

Русалка на ветвях сидит

(Движение «волна» сверху вниз )

Там на неведомых дорожках

 Следы невиданных зверей;

(Идут по кругу на внешней стороне стопы )

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

Дети садятся на стульчики.

 Загадки:

  1. Что за зверь в хустальном доме
    Князю прибыль создает,
    “Во саду ли, в огороде...”-
    Звонко песенку поет? (Белка)
  2. Он невидим и могуч,
    Он гоняет стаи туч,
    Он гуляет на просторе,
    Кораблям - подспорье в море. (Ветер)
  3. Сказка - ложь! Да в ней намек,
    Лютой жадности упрек.
    В то старуха слезы льет,
    В чем стирать нельзя белье. (Корыто)
  4. Сбылась трех сестер мечта.
    Кем, скажите, стала та,
    Что мечтала лишь одна
    Выткать море полотна? (Ткачиха)
  5. Увенчалась сказка пиром.
    Угощали медом, пивом.
    В рот ни капли не попало,
    Все по ним лишь и стекало. (Усы)

Из какой сказки отрывок (презентация с играми)

 Отгадай персонажа:

  1. В дорогой собольей душегрейке, жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки». (Старуха « Сказка о золотой рыбке»)
  2. Чуть опасность, где видна, верный сторож, как во сне, шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется. (Золотой петушок)
  1.  «Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (Злая Царица «Сказка о мертвой царевне»)


Воспитатель: вот и подошел к своему завершению наш литературный досуг и закончить я хотела бы стихотворением, которое посвятил поэту Алифренко:


Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
“У лукоморья дуб зеленый”
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
И много-много дивных сказок
Нам Пушкин написать бы мог,
Но дерзкая рука Дантеса
Спустила роковой курок.
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшей группы на тему"День Российского флага"

Беседа с детьми старшей группы на тему «День Российского Флага»                                  ...

Беседа с детьми старшей группы на тему «День Российского Флага»

Ознакомление  детей с понятием Родина, Отечество; воспитывать гражданско – патриотические чувстваформировать у детей представления о Родине, как о родной стране, чувство любви к своей Родин...

Беседа с детьми старшей группы на тему: «День памяти А.С.Пушкина»

Цель:Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А.С.Пушкина;Развивать речь, образное мышление, память;Воспитывать лю...

Беседа с детьми старшей группы по теме: «День Героев Отечества»

Герой никогда не умрёт - он вечно в народе живёт. Цель: формировать у воспитанников чувство патриотизма. Задачи: ·          познакоми...

Беседа с детьми старшей группы на тему «День России»

Беседа с детьми старшей группы на тему «День России»   Цели:• Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб).• Расширять представления детей о государств...

Фотоотчет о беседе с детьми старшей группы «8 ноября — День памяти»

Фотоотчет о беседе с детьми старшей группы "8 ноября- День памяти.Цель: формирование представлений о качествах характера полицейского и особенностях службы полицейского.Задачи:-дополнить знания д...

Беседа с детьми старшей группы на тему: "День Защитника Отечества"

Цель: Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества.Задачи:Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых рос...