Тренинг толерантности для педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Тренинг толерантности для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_tolerantnosti_dlya_pedagogov.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
толерантности для педагогов
«Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».
Выполнила
Педагог-психолог
МБДОУ д/с «Колобок»
Манвелян А.Р.
Тренинг толерантности для педагогов
«Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».
Актуальность.
Перед школой поставлена актуальная общественная задача – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности. Необходимость формирования у детей и подростков толерантного сознания признана педагогами и повсеместно декларируется. Однако часто так бывает, что на деле педагог напоминает придорожный столб: дорогу указывает, а сам по ней не ходит.
Формирование личности ребенка осуществляется в процессе взаимодействия с социальным окружением, прежде всего - со взрослыми, которые организуют жизнедеятельность детей.
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. И от того, на каких основах строится такое взаимодействие зависит успех педагогического труда. Воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность педагога. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Известно, что терпимый педагог, в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям добивается большей результативности, нанося при этом наименьший ущерб развивающейся личности.
Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым педагогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует, либо пытается изменить поведение ребенка.
В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Такой педагог обнаруживает не только сам факт поступка, но и мотивы, приводящие к этому. Если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то он способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребенка и его родителей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства которые помогают решать данную проблему. Он работает как с самим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми.
Целевая аудитория. Соответствие интересам и потребностям целевой аудитории.
Педагоги школы. Педагогический коллектив делится на группы по направлениям деятельности (например, учителя начальной школы, иностранного языка и т.д.)
Тренинг направлен на реализацию общекоммуникативных задач, также отвечает запросу педагогического коллектива на практическую деятельность, повышение самооценки педагога, направлен на формирование толератнтного отношенния педагогов к учащимся, коллегам и родителям.
Цель тренинга: формирование толерантности средствами самопознания взаимопонимания, взаимодействия.
Задачи:
-создание комфортного психологического климата в коллективе;
-создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
-осознание педагогами своей индивидуальности;
-ознакомление с понятием “толерантность”;
-ознакомление с идеей, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
-снятие психоэмоционального напряжения.
Формат.
Семинар – тренинг.
Методы, методики, технологии.
- Тренинг
- Диалог
- Дискуссия
- Элементы практикума, дискуссии, лекции
- Работа в группах
Необходимые ресурсы (с учетом ресурсов ОУ).
- Кабинет, стулья, столы
- Интерактивная доска, компьютер
- Бумага, карандаши, фломастеры, стикеры
- Мяч
Этапы.
- Вводный. Ознакомление с темой.
- Настрой группы.
- Теоретическая часть – ознакомление с понятием толерантность.
- Изучение отношения к проблеме в данной группе. Особенности группы.
- Практическая часть
- Игровая сценка
- Релаксация. Заключение.
- Подведение итогов.
Ожидаемый эффект и результат.
Семинар – тренинг призван помочь педагогам:
- осознать необходимость применения принципов толерантности в педагогической практике
- осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки для восприятия различных людей
- освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими разные стили поведения, разные типы характеров и т.д.
- уверенно чувствовать себя в ситуации непредвиденных коммуникаций, транслировать доброжелательность и спокойствие.
Критерии оценки эффективности.
1. Повышение интереса педагогов к проблеме.
2. Активность участников во время занятия.
3. Личные субъективные оценки значимости и информативности мероприятия.
4. Демонстрация педагогами желания использовать материалы в своей работе или для саморазвития .
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
Вводный. Ознакомление с темой.
Настрой группы.
- Упражнение-разминка “Аплодисменты”.
Цель: создание эмоционально-положительного настроя на работу педагогов.
Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью.
2. Упражнение «Превращения»
Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.
-Если бы я был книгой, то я был бы ...
- Если бы я был едой, то я был бы …
3. Упражнение «Памятка на «черный день»
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе, развитие способности к самоанализу
Предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
-Что Вы чувствовали когда выполняли это упражнение?
-Трудно ли было вам выполнить это упражнение? Почему?
Теперь ещё раз прочтите то, что написано на Вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в Вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что Вы у себя отметили.
4. “Отражение в воде”. Работа в парах.
Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
человек скорчил страшную рожицу;
человек замахнулся палкой;
человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»
Вопросы после выполнения упражнения:
1.Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);
2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?
Теоретическая часть – ознакомление с понятием толерантность.
Изучение отношения к проблеме в данной группе. Особенности группы.
5. Знакомство с понятием “толерантность”.
Цель: дать возможность педагогам сформулировать «понятие» толерантности
Каждый человек уникален и неповторим. Поэтому очень полезно бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.
-А что с вашей точки зрения означает слово “толерантность”?
Итак, толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.
6. Упражнение «Черты терпимой личности»
Черты терпимой личности
1. Умение конструктивно выходить из конфликтов
2. Умение прощать обидчика
3. Умение видеть в человеке прежде всего положительные черты
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Принятие себя и других такими, какие они есть
8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя
9. Умение контролировать свои слова и поступки
10. Доброжелательность
11. Любовь к животным
12. Любовь к людям
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность сочувствовать другому человеку
Толерантной личности свойственны 15 характеристик.
Задание. Постройте таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности
Сейчас я предлагаю составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.
Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Практическая часть
Игровая сценка
7. Упражнение «Работник и работодатели»
Желающие 6 человек: 1 научный работник и 5 работодателей.
Задача каждого работодателя убедить за 2мин. работника поработать на субботнике в выходной день.
Научный работник не должен соглашаться и приводить аргументы.
Работники получают в свободном порядке карточки с рекомендациями по своему поведению с работником.
1. Кощей Бессмертный
Вы очень скупой человек и ищете выгоду только для себя. Ваше настроение часто меняется, вы очень вспыльчивы. Вы безжалостны к тем, кто вам не подчиняется.
2. Иван-дурак
Вы надеетесь на удачу, знаете, что в любом случае вам повезет. Вы необязательный и несерьезный человек. Любите развлекаться. Умеете “давить на жалость”.
3. Баба-яга
Вы обладаете оталкивающей внешностью и сварливым характером. Вы очень мудры и рассудительны, однако злы и недоверчивы. Часто позволяете себе кричать на других.
4. Крокодил Гена
У вас мягкий и деликатный характер. Вы меланхоличны и боитесь обидеть кого-нибудь. У вас мало друзей, вы одиноки. Очень дружелюбны и милы.
5. Глупая принцесса
Вы очень избалованны и раздражительны. Вам невыносимо терпеть, когда кто-нибудь вам перечит. Все должны выполнять любые ваши желания и прихоти. Вы не выносите неподчинения.
После сценки происходит обсуждение.
Примерные вопросы
Работнику:
-кто из работодателей был более убедительным?
- кому бы вы не подчинились никогда?
- вам бы хотелось иметь такого начальника?
Начальникам:
- ваши убеждения совпадали с убеждениями той роли, которую надо было сыграть?.
Легко было выполнить роль?
Группе:
Какой вывод можно сделать?
Релаксация. Заключение.
8. “Я люблю тебя…”
Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим. Вопросы после выполнения упражнения:
Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе? Что Вы при этом чувствовали?
9.Релаксация.
Упражнение «Путешествие» (медитация)
Под музыку участникам предлагается совершить мысленное путешествие в страну добра и взаимопонимания.
Подведение итогов.
10. Подведение итогов.
“Я желаю себе и другим…”
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
Краткое обсуждение. Заключительное слово ведущего.
1. Кощей Бессмертный
Вы очень скупой человек и ищете выгоду только для себя. Ваше настроение часто меняется, вы очень вспыльчивы. Вы безжалостны к тем, кто вам не подчиняется.
____________________________________________________
2. Иван-дурак
Вы надеетесь на удачу, знаете, что в любом случае вам повезет. Вы необязательный и несерьезный человек. Любите развлекаться. Умеете “давить на жалость”.
______________________________________________________
3. Баба-яга
Вы обладаете оталкивающей внешностью и сварливым характером. Вы очень мудры и рассудительны, однако злы и недоверчивы. Часто позволяете себе кричать на других.
____________________________________________________
4. Крокодил Гена
У вас мягкий и деликатный характер. Вы меланхоличны и боитесь обидеть кого-нибудь. У вас мало друзей, вы одиноки. Очень дружелюбны и милы.
______________________________________________________
5. Глупая принцесса
Вы очень избалованны и раздражительны. Вам невыносимо терпеть, когда кто-нибудь вам перечит. Все должны выполнять любые ваши желания и прихоти. Вы не выносите неподчинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг толерантности для педагогов
Тренинг...
Тренинг толерантности для педагогов
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ. Если обратиться к словарю С.И.Ожегова, то можно обнаружить три слова, близких по значению: «терпение», «тер...
Тренинг толерантности для педагогов
Тренинг толерантности для педагогов...
Тренинг толерантности для педагогов
Цели: -осознание педагогами своей индивидуальности; -познакомить с понятием «толерантность»; -показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны; -помочь педагогам внимател...
Тренинг толерантности для педагогов
Цели:осознание педагогами своей индивидуальности;познакомить с понятием “толерантность”;показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;помочь педагогам вни...
Тренинг толерантности для педагогов
Данный тренинг поможет педагогам внимательно относится к себе, принимать и уважать себя....
Тренинг толерантности для педагогов
laquo;Терпением мы можем добиться больше, чем силой». Э.Берн...