Рекомендации для родителей,чьи дети идут в школу.
занимательные факты по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Дорогова Оксана Юрьевна

В данном материале мне бы хотелось помочь родителям будущих первоклассников подготовить своих детей к школе в игровой форме,не навязчиво,а занимательно и интересно.

Данный материал будет полезен и интересен и педагогам,которые готовят детей к школе.

Упражнения,которые я предлагаю вашему вниманию не требует никакой специальной подготовки. Здесь вы познакомитесь с тем,как можно помочь руке первоклашки тренироваться в написании букв и цифр,а также простейшие методики психологического настроя ребенка на усвоение новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Кинесиологические упражнения

на межполушарные взаимодействия

1. Кросс-кроллы или Перекрестные шаги

Перекрестные шаги - это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Касаемся правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена. Можно делать лежа, стоя, сидя. Двигаясь вперед, назад, вбок, с закрытыми и открытыми глазами.

2. Связки

Для выполнения упражнения вначале скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой. 1 поза способствует свободному течению энергии по телу.

Далее, клиент раскрещивает ноги на ширину плеч, стоит прямо, сведя руки в «шатер», соединив их кончиками пальцев. 2 поза балансирует и объединяет работу обоих полушарий, что создает прекрасные условия для осуществления планирования, целеполагания, процесса выбора.

Связки способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее. Можно делать лежа, стоя, сидя.

3. Ленивые восьмерки

При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Рисуем знак «∞» большими пальцами. Голову не наклонять, держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений, но головой не двигать, следить за движением пальцев только взглядом. Поменять руки, затем соединить их в «замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх и влево.

4. Слон

При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Выполняется в умеренно медленном темпе.

1) Наклонить голову влево и прижать ухо к левому плечу, в то время как левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности «∞» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

2) Наклонить голову вправо и прижать ухо к правому плечу, в то время как правую руку вытянуть вперед. Повторить упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить вытянутые указательные пальцы. Голову держать прямо. Проделать упражнение двумя руками. Следить взглядом за кончиками пальцев. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

5. Двойные рисунки

Обеими руками одновременно рисуем один и тот же рисунок (на бумаге карандашами, в воздухе пальцами). Для начала выбираем простые рисунки: «ленивые восьмерки», геометрические фигуры, затем буквы, далее более сложные. Чередуем синхронное и зеркальное направления. Варианты:  «Рисунок под музыку с закрытыми глазами»

Игры и упражнения на развитие зрительно-пространственной организации движений и тонкой моторики

Упражнение «Разноцветное путешествие»

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп!  Где оказался твой герой? Ребенок видит, какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

Упражнения «Лист и клеточка» 

Содержание: сначала ребенку напоминаем основные точки листа и клеточки. Для этого кладем лист с изображением увеличенной клетки, на которой отмечены ее опорные точки. Затем просим показать.

http://nsc.1september.ru/2004/19/15.gif

1.Обведи ручкой девять отдельных клеточек. Поставь точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй – в нижнем правом углу, в третьей – в верхнем левом углу, в четвертой – в нижнем левом углу, в пятой – посередине правой стороны, в шестой – посередине левой стороны, в седьмой – посередине верхней стороны, в восьмой – посередине нижней стороны, в девятой – в центре клеточки»

16

2. Обведи ручкой пять отдельных клеточек. В первой клеточке поставь точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведи линию от верхнего левого к нижнему правому углу. Во второй клеточке поставь точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведи линию от верхнего правого к нижнему левому углу. В третьей клеточке поставь точки в середине левой и посередине правой сторон. Проведи линию от середины левой к середине правой стороны. В четвертой клеточке поставь точку посередине верхней и посередине нижней сторон. Проведи линию от середины верхней к середине нижней стороны. В пятой клеточке поставь точку в центре, в верхнем левом углу и посередине правой стороны. Проведи линию от центра к верхнему левому углу и от середины правой стороны к центру.

17

3. Проведи линию зеленого цвета от середины левой стороны квадрата к середине верхней стороны и к середине правой стороны, затем к середине левой стороны. Проведи линию зеленого цвета от нижнего левого угла к центру, от центра к нижнему правому углу и к нижнему левому углу. Дорисуй ствол и закрась елочку.

http://nsc.1september.ru/2004/19/26.gif

4.Проведи синюю линию от середины правой стороны к середине левой стороны, затем к середине верхней стороны и к середине нижней стороны, потом к середине правой стороны.

http://nsc.1september.ru/2004/19/27.gif

Дорисуй бабочке голову, туловище, усики и раскрась ее.

5. Графические диктанты

Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух. Например:  клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Игра «Следопыт»

Кладем перед ребенком лист, расчерченный на квадраты, в левом нижнем углу которого нарисован домик. Такой же лист, в одном из квадратов которого нарисован «клад», положите перед собой, закрыв от ребенка ширмой. Предварительно проведите на своем листе дорожку от точки до клада. Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получившиеся рисунки.

Память

Кроме повторения, существуют различные приемы для успешного запоминания материала. Самые простые:

  • эмоциональное окрашивание материала - задействована эмоциональная память.
  • рисование слов в воображении - задействована зрительная образная память.
  • перевод информации в образы, графики, схемы.
  • превращение истории в фильм.

. Диета для памяти

Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин.

Советы по заучиванию

  • Думая о чем-то, старайтесь двигаться! Повышенное потребление кислорода ускоряет обмен веществ и мыслительные процессы.
  • Заучивать стихи лучше лежа, т.к. кровь приливает к мозгу, поэтому в горизонтальном положении быстрее заучивание наизусть.
  • Не выполнять задания на запоминание одно за другим. Лучше сделать перерыв: порисовать или решить задачу.
  • Чаще повторять «Выучу все, что захочу».

Игры и упражнения для развития памяти

Зрительная память

Упражнение «Лесенка»

Это упражнение предполагает дополнительные атрибуты. Вам понадобится пять разноцветных карточек. Разложите их в ряд, попросите, чтобы ребенок внимательно на них посмотрел не более десяти секунд и закройте. После этого попросите его представить в своем воображении, как лежали карточки и перечислить. Повторите упражнение несколько раз, меняя комбинации.

Упражнение «Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка, и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

Упражнение «Фигуры»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Вы даете ребенку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста ребенка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти.

Вариант 2

Для занятия вам потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 3 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

Вы даете ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

Слуховая память

Упражнение «Эстафета слов»

Вариант 1

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Вариант 2

Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

Упражнение «Магазин». Ребенок «посылается в магазин». Его просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с нескольких предметов, постепенно увеличивая их количество. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными.

Упражнение «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5—7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одной тематической группы: корова теленок; близким по звучанию: стол — стон), а ребенок должен найти ошибку.

Упражнение «Стоп»

Для занятия подготовьте тексты. Это могут быть отрывки из детских книжек, но лучше, чтобы текст был незнаком ребенку.

Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!» Для примера приведем фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».

«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.

Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Читайте текст выразительно, специально не выделяйте интонацией или паузами нужное предложение. Если ребенок не заметил предложение, увлекся содержанием или забыл задание, дочитайте отрывок до конца и обсудите задание. Для того чтобы справиться с заданием, нужна высокая концентрация и устойчивость внимания (выполняйте больше игр из главы «Шаг первый», затем вернитесь к этому заданию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети идут в школу"

Рекомендации для родителей, чьи дети в скором времени идут в школу...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память.3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по карти...

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Цель: учить детей составлять рассказ по картине.Задачи:1. учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память....

Конспект НОД Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

учить детей самостоятельно  составлять рассказ по картине; способствовать умению детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь; развивать внимание, па...

Рекомендации для родителей и детей подготовительной к школе группы по теме недели «Наша безопасность».

Цель: формирование у детей элементарных правил безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях.Задачи: дать детям понятие об опасных предметах. Запом...