Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Егорова Ирина Владимировна

Помимо диагностического комплекса даются основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_kompleks.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.

Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально-органического генеза, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в целом и выраженная дефицитарность модально-специфических функций.  Основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости.

1. Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. При умственной отсталости отмечается тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

2. В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм мышления – сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.

3. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.

4. В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез, – при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

5.  При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству с взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

6. Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

7.  У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.

8.  Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Подобный феномен не отмечается у умственно отсталых детей. Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

9. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью. У умственно отсталых дошкольников без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.

10. В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность. В то время как у умственно отсталых дошкольников она наблюдается достаточно часто.

11. Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития.

При обследовании чтения, письма, счета дети с ЗПР часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность, что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Детям с ЗПР труден звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.

Детям с церебрально-органической формой ЗПР, в отличие от детей с дебильностью, свойственны любознательность (у них имеется познавательный интерес, они задают вопросы), адаптивность (достаточно легко адаптируются в обстановке), контактность, наблюдательность. Умеют пользоваться помощью взрослых при выполнении заданий и переносить опыт решения на последующие задания

Задание 1 «Почтовый ящик»

Цель: изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия); оценка работоспособности, обучаемости.

Задание 2. «Заучивание 10 слов»

Цель: изучение состояния слухоречевой памяти (объема, качества, продуктивности запоминания), оценка утомляемости, активности внимания.

Задание 3. «Мозаика».

Цель: изучение зрительно-пространственного восприятия взаиморасположения объектов на плоскости, способности различать основные и оттеночные цвета, форму геометрических фигур; оценка речевого планирования деятельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, качества графики.

Задание 4. «Разрезные картинки».

Цель: изучение составлять целое из частей; оценка сформированности мыслительных операций анализа и синтеза. (Выполнение задания возможно только при определенной сформированности наглядно-образного мышления).

Задание 5. «Последовательные картинки»

Цель: выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий; оценка вербального воображения и уровня развития речи.

Задание 6. «Нарисуй целое»

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления; оценка целостности зрительного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представлению; изучение зрительного внимания, памяти; определение наличия и характера речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности; оценка состояния графомоторных навыков.

Задание 7. «Исключение четвертого лишнего предмета»

Цель: исследование операций абстрагирования и обобщения; оценки развития зрительного восприятия.

Задание 8. «Обведи и дорисуй»

Цель: выявление уровня развития невербального воображения, креативности; оценка состояния графомоторных навыков; определение наличия и характера речевого сопровождения.

Задание 9. «Эхо»

Цель: исследование фонематических процессов.

Задание 10. «Нелепицы»

Цель: выявление понимания ребенком нелепости изображенного, определение уровня осмысления, наличие познавательного интереса к предлагаемому сюжету, устойчивость интереса на протяжении всего задания, характер эмоционального проявления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью ...

Статья "Использование дидактических игр в развитии и обучении детей с ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).

В статье вы можете узнать важность использования дидактическких игр для развития детей с ЗПР и  УО....