Статья "Постановка звука "Ш"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Тимина Светлана Александровна

Консультация для родителей -  как научить ребенка правильно выговаривать звук "ш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_pravilno_proiznosit_zvuk_sh.docx108.61 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звука «ш»

                                                                  Воспитатель ГБДОУ №24

                                                                    Тимина С.А.

Санкт-Петербург

2014 г.

Как научить ребенка правильно произносить звук «ш»?

МДОБУ детский сад "Снегурочка" - Закрепляем звуки Ш, Ж

        Какие забавные маленькие дети, которые только начинают говорить! Мы умиляемся их «сапкам», «коскам» и «масынам». Однако замены и искажения в произнесении шипящих звуков – это временное состояние. В четыре года в речи ребенка не должно быть таких ошибок. Что же делать, если ребенок испытывает трудности и не может правильно выговаривать звук «ш»?

       Данный шипящий звук достаточно сложен для постановки и закрепления в речи. Первое, что вы должны сделать – это обратиться к логопеду. Если же вы сами хотите поучаствовать в обучении своего ребенка правильному произнесению звука «ш», то нужно знать основные правила его вызывания и постановки.

Инструкция

1

Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для нижней челюсти, упражнения для губ и упражнения для языка. Выполнять их необходимо каждый день по несколько минут перед зеркалом. Артикуляционную гимнастику можно проводить под ритмичную музыку или под счет, а также дополнять занятия хлопками.

2

Для того чтобы научить ребенка выговаривать звук «Ш», необходимо ежедневно выполнять с ним упражнения, направленные на развитие нижней челюсти.

3

Попросите малыша широко раскрыть рот и не закрывать его в течение 30 секунд. Это упражнение необходимо повторить 10-15 раз. Отлично развивают нижнюю челюсть жевательные движения с сомкнутыми губами и легкие постукивания зубами с разомкнутыми губами. «Заборчик» - растяните губы в улыбке и поставьте верхнюю челюсть на нижнюю, подождите 15-20 секунд и расслабьтесь. Попросите малыша сделать то же самое.

4

Для того чтобы ребенок произносил звук «Ш» правильно, его губы должны быть очень подвижными и хорошо развитыми. Поэтому в комплекс артикуляционной гимнастики входят также занятия для губ.

5

«Улыбка» - упражнение, принцип которого заключается в сильном растягивании разомкнутых губ при сжатых зубах. «Хоботок» - вытягивание губ вперед. Очень эффективным для развития детских губ считается чередование двух этих упражнений.

6

Для правильного произношения звука «Ш» необходима также хорошая подвижность язычка малыша. Существует множество интересных игр для развития этой самой подвижности.

7

Игра на развитие речи «Болтушка» - движение язычком вперед и назад. «Часики» - движение языком вправо и влево. «Качели» - движение языком вверх и вниз. Каждое упражнение выполняйте в течение 30 секунд. Кроме этого, очень полезно выполнять языком круговые движения, легонько покусывать его кончик, а также щелкать им, изображая лошадку.


Артикуляционные упражнения, способствующие вызыванию звука «ш»:

       Артикуляционные упражнения на первоначальных этапах обучения показывает взрослый, а ребенок повторяет их.

1.Упражнение «Чистим зубы».

Откройте рот. Язык поднимите вверх. Кончик языка расположите под верхней губой. После чего сделайте языком круговые движения (по часовой стрелке). Чтобы ребенок контролировал передвижение языка, он может совершать аналогичные движения вокруг губ снаружи указательным пальцем.

2.Упражнение «Вкусное варенье».

Откройте рот. Высуньте широкий язык. Оближите языком верхнюю и нижнюю губы по кругу.

3.Упражнение «Маляр».

 Откройте широко рот. Расположите язык вверху, упираясь в небо. Широким кончиком языка погладьте небо (движения вперед и назад). Язычок не должен высовываться изо рта. Челюсть должна оставаться неподвижной.

4.Упражнение «Грибок».

Улыбнитесь так, чтобы были видны зубы. Поднимите язык вверх и присосите его к небу. Язык похож на шляпку, а растянутая подъязычная связка – это ножка.

5.Упражнение «Гармошка».

Улыбнитесь так, чтобы были видны зубы. Поднимите язык вверх и присосите его к небу. После чего, не отпуская язык, совершите следующие движения: открывайте и закрывайте рот (как будто растягиваются меха гармошки).

6. Упражнение «Фокус».

Улыбнитесь. Слегка приоткройте рот. Высуньте язык. Поднимите язык вверх и расположите его на верхней губе. Края языка прижмите к губам.

7. Упражнение «Чашечка».

 Широко откройте рот. Высуньте язык вперед и поднимите его вверх, приподняв широкие края.

Постановка звука «ш».

Чтобы научиться произносить звук «ш», нужно правильно расположить язык. Для этого откройте рот. Вытяните губы немного вперед. Поднимите язык вверх к небу. Боковые края языка крепко прижмите к верхним коренным зубам. Получается чашечка. Резко выдохните струю воздуха. Будьте внимательны, чтобы воздух не проходил в бок через края языка. При правильном произнесении звука «ш» воздушная струя сильная, теплая, проходящая посередине языка. Поднеся тыльную сторону руки к губам, можно ощутить струю выдыхаемого воздуха.

       Когда ребенок научится произносить звук «ш» изолировано (по отдельности), переходите к автоматизации его в слогах, словах и фразах.

Автоматизация звука «ш» в слогах, словах, фразах:

№ 1 Звук «ш»

 

1.   Слоги: ша-шо-шу-ши,  шо-шу-ша-ши,

 ши-шо-шу-ша.

2.   Слова: шапка, шаль, шахматы, шайба, шахта, шашки, шалаш, шов, шелк, шоколад, шофер, шепот, шорох, шина, шить, шинель, шило, широкий, шипы, шиповник, ширма, шуба, шум, шумно, Шура, шутка, Маша, Даша, наша, каша, мышата, ушанка, уши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, большой, петушок, мишутка, мишень, ошейник, тишина.

3.  Запомни и повтори:

шапка-шуба-шиповник-шёпот.

4.  Заучивание скороговорок:

               Тише, мыши, тише, мыши, кот сидит и еле дышит.

               Вылезла из норки мышка, на неё упала шишка.

5.  Нахождение слов со звуком «Ш» в скороговорках.

 

№ 2 Звук «ш»

1.  Слоги: аш-ош-уш-ыш,  ыш-ош-аш-уш, 

     уш-ыш-аш-ош.

2.  Слова: ваш, наш, карандаш, душ, ландыш, малыш, мышь, камыш, голыш, башня, рубашка, букашка, лошадь, галоши, полушубок, лапша, хлопушка, башмаки, камешек, горошек, дорожка, верхушка, кормушка, промокашка, варежки, хорошо, вишня, пушинка, донышко, пятнышко, детёныши, парнишка, лепёшка.

3.  Повторяем:

     Я иду и ты … (идешь),

     Я пою и ты … (поешь),

     Я веду и ты … (ведешь),

     Я даю и ты … (даешь),

     Я ем и ты … (ешь),

     Я несу и ты … (несешь).

4.  Счет 1-10 – карандаш, башмак, горошина, варежка.

5.  Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они) в наст. врем.:

               Шить шапку для кошки в окошке.

 

№ 3 Звук «ш»

1.  Слоги: шка-шко-шку-шкы,  шпа-шпо-шпу-шпы,  кша-кшо-кшу, пша-пшо-пшу-пши,  акш-окш-укш-ыкш,  ашп-ошп-ушп-ышп.

2.      Слова: шкуры, шпоры, шпики, шторы, штопка, шлица, штык, штука, шпала, шланг, школа, шкаф, шляпа, шпага, шлюз, штаны, шампунь, шампиньон, мартышка, ладошка, вермишель, украшение, приглашение, штопор, штепсель.

3.  Заучивание скороговорок о мышках:

                 Мышонку шепчет мышь: - Ты все шумишь, шумишь.

                 Мышонок шепчет мыши: - Шуметь я буду тише.

4.  Выделение из этих скороговорок слов на «Ш».

5.  Родственные слова:

мышь – мышка, мышонок, мышата, мышиный, мышастик.

6.  Счет 1-10 – мышь, мышка, мышонок.

7.  Спряжение (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они) в наст. врем.:

                 Дышать в ушко кошке Машке.