Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с дошкольниками в группе ЗПР»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Тростина Ирина Геннадьевна

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе  с дошкольниками в группе ЗПР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_zpr.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Использование театральной деятельности в работе

 с дошкольниками в группе ЗПР»

                                                     подготовила

воспитатель высшей квалификационной категории

Тростина И.Г.

г. Саранск

2014 г.

В настоящее время в педагогической деятельности всё большее значение приобретает создание оптимальных условий для воспитания и развития детей с различными индивидуально - психологическими особенностями, усиление внимания к их физическому и психологическому здоровью, к профилактике и коррекции отклонений в развитии. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удаётся реализовать его в полной мере.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что ребёнок чуть позднее начал говорить, ходить самостоятельно и действовать с предметами, что задерживает его речевое развитие.

Детей характеризует повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития должны осуществляться как можно раньше, тогда такая работа наиболее продуктивна. Составить полное представление о детях с ЗПР в период дошкольного детства крайне сложно. Причины - малая изученность ведущего вида деятельности, особенности его формирования, специфики протекания. Одним из аспектов проблемы развития личности ребёнка дошкольного возраста является формирование воображения. Этот процесс непрерывно связан с реализацией творческого потенциала ребёнка. Общеизвестно, что именно в период от пяти до шести лет идёт закладка и интенсивное развитие всех познавательных процессов, но особое внимание следует уделять развитию воображения.

Зарубежные исследователи, В.Штерн и другие рассматривали воображение дошкольника, как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. Отечественные психологи, П.Выгодский, В.Давыдов, Д.Эльконин и др. признавали, что в основе творчества лежат процессы воображения и мышления, а его результатом является создание новой продукции.

После длительных наблюдений за детьми с ограниченными возможностями здоровья, считаю одним из самых эффективных средств развития элементов воображения театрализованную игровую деятельность. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

Анализ нашей литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки для детей и с их участием, играли важную роль в их развитии, приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра. Но и воспитывали художественный вкус. Развивали речь, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.

Дети-дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, звуки, обогащая свой внутренний мир.

Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада. Одной из самых важных для дошкольников является развитие речи, и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов театра, тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на сферы ребенка, повышает речевую активность. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

-с театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик, персонажей. Собственных высказываний незаметно активируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

- театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

- театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Существуют разнообразные виды детского театра.

Самый распространенный – это «театр игрушек»

Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то «театр пяти пальчиков», или театр петрушек, создает обстановку по настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до премьеры охвачены созидательной деятельностью.

Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши разговаривают с куклами, дают им советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные детки не остаются равнодушными.

Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков – дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и эта кукла может поговорить с детками, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка.

Одевая куклу на руку, ребенок сливается с ней, с персонажем, в которого будет играть. С её помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить всё то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. Малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию, так дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.

Кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль, а значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, открытым или замкнутым и т. д. … и на конец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

В целях погружения ребёнка в мир театра в условиях детского сада, необходимо сделать сцену, различные ширмы и декорации для разных видов театра, сшить театральные костюмы, куклы разных систем, различные атрибуты: головные уборы, детские парики, бутафорские принадлежности. Для организации театрализованных игр использовать фланелеграф и демонстрационный стол, мелкий наглядный и плоскостной материал (персонажи знакомых сказок, ёлочки, деревья, кубики с изображением дома, школы и т.д.)

Видя, что у детей неподдельный интерес к театрализованным играм, необходимо предложить к совместному проведению с детьми театрально-игровые занятия, где основным принципом построения занятия является тесная связь слова, движений и музыки. Воспитатели закрепляют приобретённые знания на музыкальных занятиях, интегрируют цели, содержание музыкально - театрализованной деятельности в повседневную жизнь детей, содержание других занятий, а также режимные моменты.

Результатом такой работы являются праздники, развлечения, занятия по театрализованной деятельности.

В семье  необходимо  поддерживать  интерес  ребёнка  к  театрализованной  деятельности. По  мере  возможности  стараться  присутствовать  на  детских  спектаклях  с  участием  ребёнка.  Обсуждать  с  ним  особенности  той  или  иной  роли,  которую  ему  предстоит  сыграть.  Предлагать  исполнить  понравившуюся  роль  в  домашних  условиях,  помогать  разыгрывать  полюбившиеся  сказки,  стихи.  Рассказать  ребёнку  о  собственных  впечатлениях,  полученных  в  результате  просмотра  спектакля. Кроме  того  родители  помогают  в  подборе  и  изготовлении  кукол,  костюмов  для  спектаклей,  праздников,  игр – инсценировок. Важно,  чтобы  родители  привлекали  детей  к  изготовлению  отдельных  деталей  костюма,  куклы.

Формирование  интереса  к  театрализованной  деятельности  состоит  из  нескольких  этапов:

  1. Игры –имитации  отдельных  действий  человека,  животных,  птиц  (солнышко  выглянуло – дети  улыбнулись,  идёт неуклюжий  медведь,  летит  птица,  ходит по двору  петух).
  2. Игра – имитация  по  текстам  коротких  сказок,  рассказов,  стихов.
  3. Ролевой  диалог  героев  сказок  (Теремок,  Три медведя,  Заюшкина  избушка.)
  4. Инсценировка  фрагментов  сказок  о  животных.
  5. Игра – драматизация  с  несколькими  персонажами  по народным  сказкам.
  6. Участие  в  просмотре спектаклей.  

           Театрализованная  деятельность – это  первое  приобщение  дошкольников  к  театру,  искусству. Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Интернет – источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/08/23/konsultatsiya-dlya-vospitateley-razvitie-teatralizovannoy

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/09/04/pedsovet-ispolzovanie-sredstv-teatralizovannoy-deyatelnosti-v

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/19/ispolzovanie-sredstv-teatralizovannoy-deyatelnosti-v-rabote-s-detmi

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/11/teatralizovannye-igry-v-rabote-s-doshkolnikami

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-razvitie-komunikativnyh-navykov-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-teatralizovanoi-dejatelnosti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...

Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...

Консультация для родителей "Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми"

Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми....

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Как привлечь детей к театрализованной деятельности и помочь преодолеть неуверенность в себе....