Первые шаги в математику
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Первые шаги в математику.

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит 

М .В . Ломоносов

Педагог-психолог  ГБДОУ №19

Беляева Елена Викторовна

 

 

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”  
   В.А. Сухомлинский

Задачи программы:

Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Развивать эмоциональную отзывчивость  детей через игры с математическим содержанием.

   Разрабатывая подходы к математическому развитию детей, следует учитывать тот факт, что освоение дошкольников математического опыта идет, как правило, двумя путями:

1) под руководством педагогов;

2) в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.

 

Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.

 

Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребенка.

 

Игры с песком предполагают различные приемы выполнения игровых действий в зависимости от особенностей развития воспитанников. Они проводятся в определенном пространстве игровой комнаты, где должны быть созданы все необходимые условия.

На первом этапе обучения в играх с песком у детей формируется операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Они учатся прослеживать взглядом за движениями рук в процессе игры, располагать формочки с песком, выполнять движения пальцами, ладонями на песке и т.п.

 

На втором этапе формирования элементарных математических представлений с детьми проводятся специальные игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме, позволяют научить ребенка сравнивать объемы и т.п. Включение в игры с песком мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т.п.) расширяет возможности математического развития детей, что позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство.

 

На третьем этапе обучения с детьми проводятся игры с песком и другими сыпучими веществами, направленные на развитие у них представлений о системе координат (о горизонтали) и формирование способности использовать поверхность стола в качестве системы отсчета. В этом случае сыпучий материал (песок, манка, фасоль, греча и т. п.) помещают в закрытые прозрачные емкости: банки, бутылки и т. п., заполненные на четверть.

Игры с песком и водой – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект.  Игры с математическим содержанием помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнёрства и взаимопомощи.

Для проведения игр в группе специально организована развивающая среда:

- выделенная зона для игры с песком и водой;

- приобретенные емкости для игр, песок, клеенка;

Оборудование:

- разноцветные пластмассовые кувшины, миски, ложки, ковшик;

- формочки для песка в виде овощей, животных, геометрических фигур;

- пластиковые буквы, цифры, магнитные геометрические фигуры, штампы;

- наборы игрушек, маленькой игрушечной посуды, персонажи сказочных игр, водоплавающие игрушки;

- подносы, губки, стаканы, трубочки для коктейля;

- совочки, грабельки, ведра, сито, лейки, сачки, увеличительное стекло;

- Водяная мельница, удочки;

- природный материал: разноцветный песок, ракушки, камешки разного цвета и величины, скорлупа орехов, каштаны, косточки, горох, шишки, желуди, веточки,

палочки;

- пробки, пластиковые бутылки, разнообразные наборы для игры с мокрой поверхностью: «Деревня», цифры, буквы, геометрические фигуры;

Оснащение:

- подборка дидактического материала, упражнений для игры с песком и водой;

- подборка литературного материала (стихотворений, потешек, загадок, пословиц, сказок);

- подборка схем для «рисования на песке»;

- Дидактические игры «Аквариум», «Волшебные бутылочки»;

- предметные и сюжетные картинки;

- подборка музыкальных произведений.

 

Работу (по данному виду деятельности)  проводится по подгруппам в первой половине дня. Индивидуальную работу проводим во второй половине дня на закрепление материала или с ребенком,  у которого есть трудности в усвоении  данной темы.

Игры на обучение и закрепление  математических   представлений

    Подводное царство

Отпечатки или следы, на песке используя клише геометрических фигур

Выкладывание на песке геометрических фигур (плоскостное конструирование)

Печём пирожки

Рисуем фигуры на песке закрытыми глазами

Найди соответствующую фигуру  закрытыми глазами

Выкладывание палочками на подносе с песком

Рисование пальцами на разноцветных подносах

Отпечатки «трафареты» из солёного теста

Рисование на песке с помощью бутылочек

Рисование необычными фломастерами

Волшебные бутылочки

Что спряталось в песке

Найди в песке нужное количество камешков

Сделаем бусы из цифр

Наведи в песочнице порядок

Подсказка

Угадай по описанию

Художники

Цифры – рыбки

Создай плоскостную композицию  (цифры, деревня, геометрические фигуры)

Гео-круги

Уточки в озере

Времена года

Волшебные пузырьки

Цветная вода

На полянке

Цветы на клумбе

Песочные строители

 

Описание  наиболее интересных и авторских  игр.

 

« Волшебный остров»

Модель острова состоит из двенадцати тканевых модулей, которые скрепляются между собой шнурами. «Ландшафт» выполнен из ткани в технике аппликации; у берега плещется море, есть зеленые поляны, родничок. На квадратах имеются скрытые карманы, имитирующие волны и камни. В них мы кладем дидактический материал.

Хозяйка нашего острова – Сова. Она хранит карту острова, которая соотнесена с игровой моделью острова, а также она является нашим путеводителем. Она предлагает детям схемы, планы по которым они определяют направление движения, где их ждет определенное задание.

При помощи магнитных удочек дети ловят в море особых рыбок, которые представляют собой разные геометрические фигуры, для усложнения предлагаем карточки, на которых методом исключения каждый ребенок ловит свою рыбку (развитие доказательной речи).

Есть у нас на острове красавица «Лягушка-квакушка». Она дает возможность детям выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, моделировать движения в направлении «от себя» на основе словесной инструкции.

Формируем умение узнать и находить плоскостное изображение нашего «волшебного кубика», а также дети умеют определять плоскостные формы тактильно, без зрительного контроля.

А с каким удовольствием мальчишки ищут клад – это далеко не все, ведь нужно еще посчитать, сколько именно денежек оказалось внутри.

Время на нашем «Острове» летит незаметно, как незаметно для ребят и то, что они не просто играют, но и учатся. Здесь проходят занятия по логике, математике, ориентировке в пространстве, ознакомлению с окружающим миром, экологии. «Остров» дает толчок для путешествий, сюжетно-ролевых игр.

 

    «Рисование необычными фломастерами».

Разноцветный песок находится внутри фломастера или ручки. Дети «рисуют» разные картины на подносе или на мокром песке. На начальном этапе можно использовать шаблоны предметов.

 

«Подсказка».

Для обучения ребенка порядковому счету, мы проводим следующую игру. Делаем из песка 5 кучек. В одной из них спрячем, какой-либо предмет, а затем предлагаем ребенку найти его по нашей подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой справа». В следующий раз ребенок сам прячет  предмет и подсказывает нам, где его искать.  

   «Художник».

Брызгалку превращаем в кисть художника и рисуем струйками воды на сухом песке цифры, геометрические фигуры.

«Мокрые фигуры».

Игра с водой и разными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются на стекло для создания плоскостных композиций: цифр, геометрических фигур, предметных картинок.

   «Сказка о том, как радуга в озере купалась»

Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, Она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало, и подумала: «Какая же я красивая!» Потом она решила искупаться в теплом озере. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами. Они окунули в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере снова стала прозрачной. А малыши принесли домой красивые яркие рисунки.

Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками. Мы берем семь маленьких баночек (прозрачных). Наливаем в баночки теплую воду. Семь красок (гуашь) – красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю, фиолетовую – слегка разводим водой. Предлагаем ребенку сначала окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в баночку с водой. Далее по очереди проделываем то же самое и с другими красками. У нас получается семь баночек, соответствующих цветам радуги. Это не только интересное занятие для ребенка, но и хороший способ запомнить цвета.

    «Художники»

Воспитатель, начинает какой – либо рисунок (провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное воспитателем, проговаривая свой рисунок. 

 

  «Следы»

Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.

Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяете по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью.

 «Спрячь игрушки»

Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.

Оборудование: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или  природный материал (каштаны, орехи, ракушки).

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать, а вы, если нужно, помогаете, отыскиваете и называете их. Мы  с тобой прятали и находили игрушки,  а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял. (Ребенок показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке)».

После того как ребенок отберет нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек, сколько хлопков (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание ребенка на то, что вы будете просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя. Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.

 

     После проведенных игр в мини – песочнице мы наблюдаем, что у детей

     повысился интерес к математике, дети стали лучше усваивать математическую

     терминологию: называние цифр, называние числа при ответе на вопрос

     «сколько?», употребление наречий для обозначения пространственных

     отношений (справа, слева), употребление наречий для обозначения количества

     (больше, меньше). Подбор антонимов (много – мало, легко – тяжело) и т п.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pervye_shagi_v_matematiku.pdf950.63 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"

Конспект занятия по математие во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"...

Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"

Математическое развитие  имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...

Конспект занятия математика Первые шаги в математику

Конспект занятия математикаПервые шаги в математикуЗанятие 1 Бегите ко мне [1]Задачи: учить сравнивать предметы по цвету, устанавливать их сходство и различие; развивать внимание, сосредоточеннос...

Развивающая интерактивная игра: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для первой младшей группы.

Развивающая интерактивная игра: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для первой младшей группы....