Влияние занятий по изобразительной деятельности на мелкую моторику и речь дошкольников.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Леонтьева Анна Владимировна

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние занятий по изобразительной деятельности на мелкую моторику и речь дошкольников.

Изобразительная деятельность, также как и другие виды деятельности, благотворно влияет на развитие речи дошкольников. Особенно это касается тех детей, имеющих нарушение этой функции. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется его связь с коррекционным обучением.

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук.

В процессе изобразительной деятельности идет, манипуляцией с материалами идет естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями.

В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи у детей с речевыми нарушениями, так как речь приобретает практическую направленность.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, т.к. в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты.

Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки. Таким образом, слово помогает осмыслению процесса изображения.

Используя различные виды изобразительной деятельности, можно совершенствовать разговорную речь, обогатить словарь, развить координацию движений, а значит – подготовить руку к письму, и дальнейшему обучению в школе.

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики руки.

  • Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искаженным.
  • Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, т.к. неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.
  • Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и др. виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
  • Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: желудей, шишек, соломы и др. доступных материалов.
  • Конструирование – дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки.
  • Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с ребенком бусы из рябины, орешков, мелких плодов, скрепок.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет тоже находится на кончиках пальцев.
  • Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание; для мальчиков – чеканка, выжигание. Рукоделие играет важную роль в развитии мелкой моторики: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.
  • Организуйте игры с песком в летнее время, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально-волевой сферы дошкольника.
  •  Игры с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребенку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

Хорошо развитая кисть руки приводит за собой развитие интеллекта.

Примерный перечень занятий по изобразительной деятельности для развития мелкой моторики.

  • «Угадай, кто я» - рисование по точкам. Ребенку предложить соединить точки в правильной последовательности. При этом необходимо следить, чтобы рука не отрывалась от бумаги.
  •  «Лабиринт». Ребенок должен провести линию карандашом, не отрывая руку от бумаги, найти выход из лабиринта.
  • Графические диктанты. Выполняются на бумаге в клеточку, под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию в соответствии с текстом. Пример: Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.
  • Рисование линий. Ребенка просят провести линию посередине прямой или фигурной дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. При выполнении задания, надо обратить внимание на то, что нельзя касаться стенок. Или другой вариант: провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. Лист во время выполнения задания не должен переворачиваться.
  • Рисование по точкам. Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком (образцом).
  • Рисование по контурам. Ребенка просят соединить штриховку для того, чтобы завершить рисунок.
  • Рисование по клеточкам. На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
  • Выполнение штриховок. Штриховки с различным направлением движения руки. Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
  • Силуэтные штриховки. Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.
  • Копирование узоров. Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (по образцу) и как можно точнее срисовать их.