программа на преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Ковалева Елена Александровна

 

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, которые жалуются на то, что их ребенок боится темноты, привидений, сказочных персонажей (приведений, Шредеров, Бабу Ягу и т.д.), боится врачей, уколов, оставаться один в комнате, ходить один в туалет и т. д., поэтому остро стоит вопрос: “Как помочь этому ребенку в преодолении его страхов?”  Ведь, если вовремя ребенок не преодолеет свой страх, а взрослые ему не помогут в этом, то этот страх может перерасти в нервно-психические расстройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_po_straham.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях, с учетом требований программ «Развитие» Венгера, «Радуга»,  одним из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Одной из актуальных проблем является проблема преодоления страхов у детей дошкольного  возраста.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, которые жалуются на то, что их ребенок боится темноты, привидений, сказочных персонажей (приведений, Шредеров, Бабу Ягу и т.д.), боится врачей, уколов, оставаться один в комнате, ходить один в туалет и т. д., поэтому остро стоит вопрос: “Как помочь этому ребенку в преодолении его страхов?”  Ведь, если вовремя ребенок не преодолеет свой страх, а взрослые ему не помогут в этом, то этот страх может перерасти в нервно-психические расстройства.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. По данной программе рекомендуется работать индивидуально с ребенком.

Программа составлена с учетом данных проведенного диагностического обследования.

В основу данной Программы легли игры и упражнения из книги Т. Шишовой “Страхи – это серьезно”, и книги “Азбука общения” под ред. Л. М. Шипициной.

Данная Программа имеет цель: Создание условий для преодоления страхов у ребенка старшего дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать умения у ребенка передачи своего эмоционального состояния.
  2. Создать условия для преодоления эмоционально-отрицательных переживаний.
  3. Формировать способности эмоциональной саморегуляции.
  4. Содействовать развитию гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.

Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с декабря по февраль в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 15-20  минут каждое. Предназначена для ребенка 4,7  лет для преодоления у него различных видов страха. После проведения данной программы будет отслежена динамика, подведены итоги  на  ПМПк.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Словесные и подвижные игры.
  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
  3. Рисование.
  4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
  5. Проблемные ситуации.

В программе используются элементы игротерапии, ролевой игры, сказкотерапии.

Структура занятия:

  1. Приветствие.
  2. Этюд на выражение страха.
  3. Сказка или ролевая игра.
  4. Игры на развитие эмоциональной сферы.
  5. Рисование страхов.
  6. Релаксация.

В результате реализации Программы предполагается, что у ребенка после проведенных занятий, останутся только те страхи, которые обычно ребенок испытывает на данном возрастном периоде.

По наблюдениям А. И. Захарова, считается нормальным, если в  шестилетнем возрасте ребенок испытывает 8 – 9 видов страха – это такие виды страхов как: страхи перед животными, воображаемыми существами, травмой, обидой, страх потери собственности, физического недостатка, болезни, смерти, темноты.

Тематический план занятий

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

1

“У страха глаза велики”

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, способствовать развитию умения преодоления страха.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «У страха глаза велики.
  3.  Сказка « У страха глаза велики».
  4. Игра  «Зайчики и волк»

5. Рисование «В детском саду» 

6. Релаксация «Разговор с лесом»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки (зайчики), листы бумаги А4, цветные карандаши

2

“А вкусная была капуста…”

Содействовать выражению различных настроений, продолжать знакомить с чувством страха; искать пути преодоления страха.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Разное настроение»
  3. Сказка « А вкусная была каша».
  4. Игра «Зайчики и волк»
  5. Рисование «На улице, во дворе»
  6. Релаксация «Порхание бабочки»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки (зайчики), картинки с изображением капусты листы бумаги А4, цв. карандаши

3

“Моя кровать — моя крепость”

Способствовать развитию умения справляться с чувством страха, развитию эмпатии.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Ночные звуки»
  3.  Сказка « Моя кровать – моя крепость».
  4. Игра «Мы медведя испугались»

5. Рисование «Дома»,

6. Релаксация «На берегу»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки (зайчики),

листы бумаги А4, цв. карандаши

4

“Страх мой — враг мой”

Создавать условия для продолжения  знакомства с чувством страха, закр. умения выражать различные эмоции.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Я хочу»
  3.  Сказка « Страх мой - враг мой».
  4. Игра «Мы медведя испугались»
  5. Рисование «Семья»
  6. Релаксация «Отдыхаем»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки листы бумаги А4, цв. карандаши

5

“Почему грустил

трусишка?”

Создать условия для преодоления страха у детей, способствовать навыкам выражения эмоционального настроения.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Зайчики»
  3.  Сказка « Почему грустил трусишка».
  4. Игра «Бобер»
  5. Рисование «Что мне снится страшное»

 6. Релаксация «Плывем в облаках»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки (зайчики),

листы бумаги А4, цв. карандаши

6

“Поединок двух страхов”

Способствовать развитию смелости, снятию страхов

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Лисенок боится»
  3.  Сказка « Поединок двух страхов».
  4. Игра «Малютка потерялась»
  5. Рисование «Чего я боюсь днем»

6. Релаксация «Тихое озеро»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушка (Кукла),

листы бумаги А4, цв. карандаши

7

“Не страшно, а смешно!”

Обеспечить пути поиска преодоления страха;  способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Хорошее настроение»
  3.  Сказка « Не страшно, а смешно».
  4. Игра «Пчелка в темноте»
  5. 5.Рисование «Что было со мной самое плохое»

6. Релаксация «Что мы представляем, когда слушаем музыку»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки (зайчики), повязка для глаз, краски, бумага

8

“Смелость города берет”

Способствовать

развитию смелости, снятию страхов.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Поссорились и помирились»
  3.  Сказка «Смелость города берет».
  4. Игра «Пчелка в темноте»
  5. Рисование «Что было со мной самое хорошее»

6. Релаксация «Воздушный шарик»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки (зайчики), повязка для глаз, краски, бумага

9

“Смелый трусишка”

Совершенство-вать пути преодоления страха.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Гроза»
  3.  Сказка «Смелый трусишка».
  4. Игра «Смелый заяц»
  5. Рисование «Рисуем нитками»

6. Релаксация «Необычная бабочка»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки (зайчики), шапочка зайчика, клубок ниток

10

«Как побороть страх»

Способствовать

развитию смелости, снятию страхов.

20 мин

  1. Приветствие
  2. Этюд «Зайчики отдыхают»
  3.  С/р игра «Как побороть страх».
  4. Игра «Жмурки с голосом»
  5. Рисование « Кем я хочу стать»

6. Релаксация «Что рассказало море»

Картинки с изображением эмоций, магнитофон, спокойная музыка, 3-4 игрушки (зайчики), повязка для глаз, лист бумаги А4, краски

Содержание программы

1этап.

-  создание условий для активизации ребенка,

- формирование представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе,

- расширение знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний,

- формирование эмпатии,

II этап

- создание условий для преодоления страхов у ребенка,

- формирование навыков выражения эмоционального настроения,

- содействие развитию навыков оценки своего поведения, поведения других,

- совершенствование путей преодоления страхов, выражение чувства страха в рисунке.

Динамика коррекционно-развивающей работы будет отслежена, подведены итоги, результаты обсуждены на консультации с родителями.

Ключевые слова:

Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.

Эмоции – душевное переживание, чувство.

Настроение – душевное состояние (веселое, бодрое, грустное и т. п.)

Крепость – укрепленное место.

Трусишка – тот, кто всего боится.

Смех – звуки, выражающие веселье, радость.

Литература

  1. Виноградов С. Я боюсь!/С. Виноградов, С. Янсон. // Игра и дети. – 2005. -  № 4. – С.10-11.
  2. Гвоздь У. Детские страхи и их возникновение./ У гвоздь.// Игра и дети. – 2005. – № 2. – С. 8 – 9.
  3. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми и практика игровой терапии /Х. Дж. Джинотт: пер. с англ. И. Романовой. – М.: Апрель-Пресс, 2001. - 272с.
  4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./ А. И. Захаров. -СПб.:  Союз, 1997. – 224 с.
  5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей./ А. И. Захаров. - СПб.: Речь, 2005. - 320с
  6. Клюева Н. В. Учим детей общению./Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  7. Кореневская М. Руководство практического психолога по работе с эмоциональными нарушениями детей./ М. Кореневская. - Кемерово: ИУУ, 1998.- 34c.
  8. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту./Т. А. Нежнова. – М., Просвещение, 1988. –  143с.
  9.  Шипицына Л. М. Азбука общения./ Л. М. Шипицина. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 384 с.
  10.  Шишова Т. Страхи – это серьезно./ Т. Шишова. – М.: Издательский дом “Искатель”, 1997. – 94 с.
  11.  Урунтаева Г. А, Дошкольная психология./ Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 1996. – 336c.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Занятие 1

Задачи: Создать благоприятные условия для активизации ребенка, способствовать снятию страхов.

Ритуал приветствия

Психолог приветствует  ребенка глядя в глаза и с доброй улыбкой.

Этюд “У страха глаза велики”

Ход упражнения. Психолог с ребенком встает на расстоянии вытянутых рук друг от друга и предлагает ему представить, что у него большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза»,— добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.)  Ребенок повторяет движения вслед за психологом. «Но теперь страх уменьшается»,— говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая ребенку повторить его за ним.

Выполняя  упражнение, психолог подводит ребенка к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает ребенку посмотреть в зеркало и убедиться, что у него нет больше «больших глаз» и, следовательно, он ничего не боится, так как страх исчез.

 Ролевая игра “У страха глаза велики”        

В густом лесу жила-была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и (пусть малыш сам придумает сколько) детей. У всех, конечно, были имена (какие? Пусть скажет), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка-Трусишка и напрочь позабыли  его настоящее имя. А дело было так…

Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие — весело, резво, а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (пусть покажет это и куклой, и, как говорят артисты, «в живом плане»). И по сторонам озирается — нет ли чего страшного? Зайчишка-то уродился такой робкий, что даже зайцы удивлялись: и в кого он такой? Что называется, от собственной тени шарахался (показать посмешнее).

Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще  было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой, раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял. Наверное, загляделся на пеструю Бабочку, которая порхала над ним и почему-то норовила сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке).

— Эй, Бабочка! Ты где? — пискнул Зайчишка. Играть с Бабочкой ему понравилось, это было совсем не страшно. Он сделал еще несколько прыжков, надеясь снова увидеть свою подружку, но вместо нее увидел какое-то чудовище. Оно притаилось под еловыми лапами и грозно темнело, подстерегая добычу. Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали…больше, правда, Зайчишка не успел ничего заметить, потому что дал стрекоча. Он мчался к своей норе и истошно вопил: «Змей-Горыныч! Змей-Горыныч!» Все звери, конечно, переполошились. (Пусть разные игрушки  расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея-Горыныча. Вообще показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку).

Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Что такое? Где Змей-Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает.

Тут все как расхохочутся!

  • Это ж надо! Корягу за Змея-Горыныча принял!
  • Да, но ведь я видел! — оправдывался Зайчишка. —Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза…

А звери еще громче хохочут-заливаются.

—        Да это у страха глаза велики! У ТВОЕГО страха!

С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка-Трусишка.

(Постарайтесь, однако, не заканчивать игру на грустной ноте. Скажите, что окружающие иногда делают поспешные выводы. И вообще, каждый может испугаться. Это еще не беда).

Игра-инсценировка “Зайчики и волк”

Цель. Игра учит детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Ход игры. Психолог рассказывает сказку и показывает движения, а ребенок имитируют их.

В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли свои барабаны и побежали в лес играть. Прибежали они на поляну и стали громко, на весь лес барабанить.

(Фигура зайца: указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены в стороны — уши, остальные пальцы собраны в кулак — туловище. Зайцы барабанят — мизинец и безымянный пальцы согнуты, по очереди ударяют в подушечку большого пальца. Ушки подняты вверх и прижаты друг к другу.)

И надо ж было беде случиться: около тех мест голодный рыскал волк. Услышал он шум и выскочил на полянку.

(Волк — раскрытые ладони обеих рук прижаты друг к другу, пальцы направлены вперед. Большие пальцы подняты вверх и разведены — уши волка. Указательные пальцы согнуты, соединены внешней стороной верхних фаланг — лоб волка. Прямые средние и безымянные пальцы сгруппированы — нос волка. Прижатые друг к другу мизинцы отведены вниз — пасть волка. И все это шевелится: волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.)

Бедные зайчики побросали барабаны и прижались к березе. Их и незаметно, только уши мелко-мелко трепещут от страха. (Ребенок прижимает зайцев к себе, ушки у зайчат выполняют колебательные движения — трепещут.)

Растерялся волк: «Где же зайчата? Они только что тут были, и вдруг исчезли. (У волка в движении уши, нос, пасть.) Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!» Порычал волк и исчез.

Зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!» — «Нет, мои ушки не кланялись, а вот твои приседали до земли!» — ответил второй.

(Эти и последующие движения один из зайцев показывает, а второй с недоверчивыми репликами, как бы машинально, начинает повторять. Но, спохватившись, тут же опровергает «обвинение». Все движения выполняют уши — поднятые вверх указательный и средний пальцы.)

  • Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку!
  • Нет, мои ушки не прятались друг за дружку, а вот твои ушки бегали друг по дружке сверху вниз и снизу вверх!
  • Нет, мои ушки не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку!
  • Нет, мои ушки не стучали друг о дружку, а зато твои ушки, как ножницы, стригли!
  • Нет, мои ушки не ножницы, а вот твои ушки падали то вправо, то влево!
  • Нет, мои ушки не падали вправо и влево, а зато твои ушки вот такие круги рисовали!
  • Да? Не рисовали они такие круги, а вот твои ушки цеплялись друг за дружку!
  • А у тебя одно ушко обвивалось вокруг другого.

И так зайчата расшалились, раскричались, что встали на ушки, и испачкали их. Пришли домой, а мама-зайчиха и говорит: «Что такое? Опять ушки грязные. Ну-ка, быстро чистить лапками свои ушки!» Стали зайчата чистить свои ушки (лапки — большой, безымянный пальцы и мизинец). Потом они помыли лапки, и мама пригласила их к столу обедать.

Рисование

«В детском саду»

Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами чем он занимается в детском саду, с кем играет.

Релаксация “Разговор с лесом”

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться.

Ход упражнения. Психолог сообщает ребенку о том, что его ожидает необычное путешествие. Вначале предлагается мысленно перенестись в лес. Ребенок закрывает глаза, кладет мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то, что находится вокруг него в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляет, всевозможный живой и неживой мир леса. Психолог предлагает ребенку «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр. Можно попросить прислушаться к лесным звукам. Ребенок молча (1-2 мин.) слушает. Затем психолог предлагает ему поделиться своими впечатлениями от общения с лесом.

Занятие 2

Задачи: Создавать условия   для продолжения знакомства с чувством страха; для поиска путей преодоления страха.

Ритуал приветствия

Психолог приветствует  ребенка - хлопает в ладоши и говорит ему: «Привет Дима!». Дима хлопает в ладоши и говорит – «Здравствуйте  (называет имя и отчество психолога)!»

Этюд  “Разное настроение”

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак.

Улыбнется он на миг

— Засияет солнца лик.

Н. Померанцева

Ребенок мимикой показывает эмоциональное состояние мальчика Марка.

Выразительные движения: с первого по четвертый такты — капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легким движением по очереди обоими плечами вперед и назад.

С пятого по восьмой такты — хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.

Во время игры звучит музыка Г. Хакензака «Капризуля мальчик Марк».

Сказка  “А вкусная была капуста…”

За лесом, в котором жил Зайчишка-Трусишка, была деревня. А в деревне, конечно же, огороды. Ну, а на огородах росло любимое заячье лакомство — капуста! Сочная, вкусная… Зайчишкины родители не раз делали набеги на грядки и всегда приносили малышам немного капустки. Но нашему герою этого было мало. Хрустя капустными листочками, Зайчишка мечтал когда-нибудь тоже прошмыгнуть на огород и полакомиться вволю. Может, ему даже удастся добраться до кочерыжки? Мама говорила, что это в капусте самое вкусное.

И вот однажды мама Зайчиха неожиданно заявила: — Все, дети. Вы уже подросли и должны учиться добывать себе пропитание сами. Сегодня мы идем на огород вместе.

Зайчики обрадовались, запрыгали, а наш Зайчишка — выше всех!

  • Ура! — кричит. — Бежим! Бежим скорее!
  • Да куда ж сейчас-то бежать? — урезонивает его Зайчиха. — Надо дождаться, пока стемнеет. Разве зайцы днем на огороды лазают? Днем там люди работают, они нас за такое по головке не погладят.

Насилу дождался Зайчишка вечера. Наконец солнце зашло, вместо него появилась луна и засияли звезды. (Не ленитесь делать декорации. Чем больше будет в игре деталей, тем лучше для вашего ребенка).

—        Пора! — решил Заяц и отдал команду: — Вперед на огород!

Зайцы помчались стрелой. Зайчишка не отставал от родных, но добежав до речки, протекавшей на краю деревни (речка, как вы понимаете, легко изображается голубым или синим шарфом), остановился как вкопанный. Он никогда еще не был в этих краях, и речушка показалась ему просто огромной. Мама и папа прыг — и перескочили через нее, а Зайчишка стоит, не смеет даже на полшажп к воде приблизиться. Дрожит, как осиновый лист.

  • Утону! — бормочет. — Сейчас утону!
  • А ты по мосточкам переберись, — говорит  Зайчиха.

Трусишка смотрит, а его братья и сестры уже на том берегу.Быстрее молнии по мосточкам промчались и принюхиваются — верно, запах капусты почуяли. А наш Трусишп не знает, как быть. Мосточки-то уж больно шаткие. Что если в речку свалишься? Мнется он, мнется, никак не решается.

  • Да ты не бойся! — уговаривает его Зайчиха.
  • Иди, иди к нам! — кричат маленькие зайчики.
  • Нет, — вздыхает Зайчишка. — Не могу. Свалюсь.
    Вот увидите — точно свалюсь и утону.

И неизвестно, сколько бы эта канитель продолжалась, если бы не папа Заяц.

—        Да сколько можно его умолять? — прикрикнул он на свое семейство. — Вы что, хотите дождаться, пока рассветет?

Зайцев тут же и след простыл. Остался Трусишка один. Сделает шаг вперед, ступит на доску, но сразу назад. Его от ужаса такая дрожь бьет, что и мосточки начинают дрожать, а уж такое испытание ему совсем не под силу.

Так и простоял до тех пор, пока родные не вернулись. (Предложите ребенку придумать, что сказали Трусишке папа с мамой, а что — братья и сестры. Скорее всего он достаточно верно воспроизведет отношение своих собственных родных к его трусости, и, может быть, у вас появится пища для размышлений. Утешьте его тем, что мама Зайчиха все-таки пожалела Трусишку и принесла ему капустный листок. Ну, и, конечно, пообещайте интересное продолжение игры).

Игра-инсценировка “Зайчики и волк”

Проводится как в занятии № 1

Рисование «На улице, во дворе»

Ребенку предлагается нарисовать на выбор как он гуляет на улице или дворе.

Релаксация   “Порхание бабочки”

 - лежа на коврике руки вытянуты, ноги слегка раздвинуты.

“Закрой глаза и слушай мой голос. Дыши легко и спокойно. Представь себе, что ты находишься на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой ты видишь великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследи за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь вообрази, что ты бабочка, что у тебя красивые и большие крылья. Почувствуй, как твои крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайся ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляни на пестрый луг, над которым ты летишь. Посмотри, сколько на нем ярких цветов. Найди глазами самый красивый цветок и постепенно начинай приближаться к нему. Теперь ты чувствуешь аромат своего цветка. Медленно и плавно ты садишься на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохни еще раз его аромат… и открой глаза. Расскажи о своих ощущениях ”.

Занятие 3

Задачи: Содействовать развитию умения справляться с чувством страха. Способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

Ритуал приветствия

Доброе утро!

Давай поприветствуем друг друга так, чтобы было понятно, что мы рады увидеться, используя выразительные движения (смотреть в глаза, улыбаться) или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание)

Этюд “Ночные звуки”

Цель. Этюд имитирует чувство страха.

Ход этюда. В зале притемняется свет. Из стульев можно сделать бурелом. Пока звучит музыка Ф. Бургмюллера «Баллада», Психолог принимает угрожающие позы и издает громкие пугающие звуки: завывает, ухает и т. П. Утенок - ребенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек и дрожит.

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен. Психолог подходит к ребенку, изображавшему утенка, и слушает,  как сильно и гулко бьется у него сердце.

Сказка “Моя кровать — моя крепость”

Вскоре после истории с капустой мама пообещала взять зайчат в гости к своей сестре, которая жила в лесу за горой. У сестры тоже были дети, и Зайчишка рассчитывал весело провести время. Он любил играть в чехарду и прятки (пусть ребенок покажет это), а ведь играть в большой компре намного интересней. И потом, в гостях всегда вкусно  кормят! (Пусть нарисует фломастерами или красками, о каком угощенье мечтал Зайчишка-Трусишка перед сном). В мечтах о предстоящем походе в гости Зайчишка не заметил, как заснул. Вначале ему снились всякие лакомства, потом… (пусть ребенок сам придумает, что снилось Зайчишке). Ну, а уже под утро ему вдруг приснился ужасный сон. (Попробуйте предложить ребенку придумать, какой именно, а если он откажется, предложите следующий вариант). Привиделось Зайчишке-Трусишке, будто бы за ним гонится кто-то огромный, лохматый… То ли медведь, то ли охотник, то ли какое-то неведомое чудовище. В лесу недавно побывали туристы. После их ухода Зайчишка прибежал на лужайку, где они разбили свой лагерь, и увидел кучу мусора: жестяные банки, полиэтиленовые пакеты и обертки от жвачек. А на них были изображены роботы и космические пришельцы. Зайчишка только глянул на них — и бежать. С испугу даже мимо своего дома пробежал. (Показать посмешнее).

На лужайку он больше не ходил, но чудовище само к нему пожаловало — во сне. Проснулся Зайчишка в холодном поту и юрк под кровать. Забился в дальний уголок и сидит чуть дыша. Думает: «Может, если не шевелиться, враг меня не заметит?»

Проснулись зайцы, стали собираться в гости, а Трусишп все прячется в своем убежище и носу из-под кровати не кажет. Наконец мать Зайчиха его хватилась.

—        Господи, куда ж мой Трусишка запропастился? И за столом, когда  завтракали, я его вроде бы тоже не видела.

Принялись зайцы бегать по лесу, кричать «ау», а Трусишка даже голос боится подать из-под кровати: вдруг чудище тоже услышит и его сцапает?

(При показе этого эпизода побуждайте ребенка придумывать забавные подробности).

Летела мимо сорока.

  • Что это у вас за переполох? — говорит.
  • Да вот, Трусишка мой потерялся, — в слезах отвечает Зайчиха. — Наверное, в болоте увяз, и никогда я его больше не увижу!
  • Не плачь, — говорит сорока. — Я сейчас эту весть по всему лесу разнесу. Кто-нибудь да найдет твоего Трусишку.

И все звери отправились на поиски. Искали до самого вечера, но, конечно же, не нашли. Ведь Зайчишка в доме, под кроватью сидел, а звери его в лесной чаще да на болоте искали.

Ну, вернулись зайцы домой, горюют, слезы льют.

—        Бедный, бедный Зайчишка! — причитают. — Бедный он несчастный,  маленький Зайка!

Услышал их жалобный плач Трусишка, и тоже ему так жалко себя стало, как будто с ним и вправду какая беда приключилась. Забыл он о том, что надо тихо сидеть и — как заревет! Почти как пожарная сирена. (Попросите ребенка изобразить это).

Родные от неожиданности до потолка подпрыгнули.

  • Откуда ты тут взялся? — спрашивают.
  • Да я… я никуда и не девался. Я тут с ночи сижу.
  • Почему?
  • Боюсь.

Долго зайцы не могли взять в толк, что напугало Трусишку на этот раз, а когда поняли, даже не знали, смеяться или сердиться. Он ведь не только свою семью, но и весь лес переполошил, зверей на целый день от дела оторвал. Посовещались Заяц с Зайчихой и решили Трусишку в гости не брать. Даже не в наказание, а просто из осторожности. Место за горой чужое, незнакомое. Вдруг он там тоже перепугается, где-нибудь спрячется и отзываться не будет?

Так что пришлось Трусишке обойтись и без интересных игр, и без вкусного угощенья.

Игра “Мы, медведя испугались”

Зайчики гуляли, как вдруг увидели медведя и немножко испугались.

Страшно стало, что медведь проснется и их съест. Как было страшно зайчикам:

  • сжались все в комочек, застыли;
  • брови подняли вверх;
  • глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться;
  • рот приоткрыли;
  • голову втянули в плечи;
  • руками вцепились в стул, будто боимся упасть;
  • задрожали, зубами застучали;

—        слова сказать не можем.
Брр! Как было страшно!

Но медведя мы перехитрили и теперь очень довольны и радостны. (Ребенок вместе с психологом выполняют действия с помощью жестов, мимики, выразительных движений.)

Рисование «Дома»

Предложить ребенку нарисовать на листе бумаги, как он живет дома, чем занимается, с кем играет и т. д.

Релаксация  “На берегу”

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабляться.

Ход упражнения. Психолог предлагает ребенку представить, что он оказался на берегу моря (реки). Для проведения упражнения   ребенок   ложится   на   ковер.   Психолог   просит  его  представить, что вокруг него теплый, ласковый песок. Ребенок лежит на спине. Ему предлагается почувствовать, как тепло и приятно его голове. Он может протянуть руки и ощутить в ладонях теплоту песка, пропустить его через пальцы.

Представь его ласковое и приятное прикосновение. Расслабь тело, ноги.  Ты нежишься, как в кроватке, на теплом песке, ощущаешь его всем телом. Представь, как ласково греет солнышко. Тебе хорошо и тепло. А теперь на счет три ты возвратишься опять в детский сад.

Раз-два-три… (Обсудить с ребенком, что он чувствовал)

Занятие 4

Задачи: Создавать условия для продолжения  знакомства с чувством страха , путями преодоления.

Ритуал приветствия

Я рада видеть тебя!

Давай, поздороваемся друг с другом как здороваются взрослые  - возьмемся за руки, крепко их пожмем, и скажем «Здравствуй!»  (Цель — создание положительного настроения.)

Этюд “Я хочу”

Ход упражнения. Психолог спрашивает у ребенка, каким бы он хотел быть: смелым, храбрым, добрым и пр. Ребенок вместе с психологом вспоминают различных героев сказок, мультфильмов, которые имели те или иные положительные качества.

Психолог предлагает мальчику повторить вслед за ним: «Я хочу быть умным, смелым, сильным, добрым! Я буду стараться, чтобы стать умным, смелым, сильным и добрым! Я хочу и буду слушаться родителей и своих воспитателей! Я хочу не ссориться с друзьями. Я не буду драться. Но если кто-то меня обидит, я сумею себя защитить! Я хочу научиться быть таким! Я буду учиться быть таким!»

Сказка  “Страх мой — враг мой”

Когда Зайчишка еще немного подрос, его отдали в лесную школу. Учителем там был… (Пусть ребенок сам придумает кто). А учились в классе вместе с Трусишкой В общем-то все зверята были мирными, над Трусишкой не смеялись, принимали его в игры и не обижали. Все, кроме одного. Но этот один стоил целого класса. Конечно, он был посильнее и покрупнее остальных, однако не настолько, чтобы трепетать перед ним от ужаса. Все и не трепетали. Только Трусишка сразу струхнул,

сник и не то, чтобы сдачи дать, а даже пискнуть побоялся, когда враг полез к нему драться.

  • Просишь пощады? — грозно рявкнул враг.
  • Да! Да! — пролепетал Трусишка.
  • Тогда ты будешь моим рабом, — заявил враг. — Побежденных всегда обращают в рабство. Это я точно знаю, нам учитель истории рассказывал.

И началась у Зайчишки ужасная жизнь. И в школе он был у врага на побегушках, и дома не знал покоя. Враг заставлял его воровать у мамы Зайчихи еду и приносить ему — он был страшно прожорливый. (Показать, как Трусишка прокрадывается в кухню и крадет что-то вкусное). А если Трусишка не приносил ему угощенья, враг колотил беднягу.

  • Почему ты не дашь ему отпора? — удивлялись другие ученики. — Вон,   смотри, Мышонок стукнул его по носу, и он больше к Мышонку не лезет.
  • Да-а, Мышонок… —жалобно говорил Трусишка. — Мышонок, он в любую щелку юркнуть может, а я…
  • А ты — Трусишка, — сказали зверята и с тех пор махнули на Зайчишку лапой — пусть живет, как знает. Может, ему так нравится?

Зайчишке, конечно, это совсем не нравилось. Тем более, что он с утра до вечера трясся от страха: вдруг его воровство откроется? Но как справиться с врагом, он не знал. И даже пожаловаться на него боялся. Все равно, думал, тот не уймется, а только еще больнее поколотит. Враг казался ему непобедимым.

А зверята, учившиеся с Зайчишкой-Трусишкой в одном классе, говорили, что самый его главный враг — это собственный страх.

(Беседа по сказке)

Игра “Мы, медведя испугались”

Зайчики гуляли, как вдруг увидели медведя и немножко испугались.

Страшно стало, что медведь проснется и их съест. Как было страшно зайчикам:

  • сжались все в комочек, застыли;
  • брови подняли вверх;
  • глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться;
  • рот приоткрыли;
  • голову втянули в плечи;
  • руками вцепились в стул, будто боимся упасть;
  • задрожали, зубами застучали;

—        слова сказать не можем.
Брр! Как было страшно!

Но медведя мы перехитрили и теперь очень довольны и радостны. (Ребенок выполняет действия с помощью жестов, мимики, выразительных движений.)

Рисование «Семья»

Предложить ребенку нарисовать всех с кем он живет.

Релаксация “Отдыхаем”

Психолог предлагает ребенку сесть на стульчик и закрыть глаза. Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз, свободно свисают. Рот слегка приоткрыт. Лицо неподвижно. Голова немного опущена. Тело расслаблено. Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В комнате тихо. Мы сидим тихо. Слушаем тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, ловкими, быстрыми, смелыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими.

Занятие 5

Задачи: Создать условия для преодоления страха у детей, способствовать навыкам выражения эмоционального настроения.

Ритуал приветствия

Я рада тебя приветствовать!

Сейчас мы будем здороваться друг с другом, называя друг друга ласковым именем.

Этюд “Зайчики”

Ход этюда. Психолог предлагает ребенку порадоваться игрушке – Зайчику. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, приветствуют зайчика. Психолог сопровождает действия ребенка словами: «Мы рады тебе, зайчик. Мы рады тебе, наша любимая игрушка».

Сказка “Почему грустил трусишка?”

Однажды папа Заяц ушел с Трусишкиными братьями и сестренками запасать провизию. А Трусишку оставили дома помогать маме. Все равно в лесу от него толку мало.

Трусишка почистил котелок, в котором мама всегда варила капустные щи. Он ведь был прилежным зайчонком и любил трудиться. Потом он прибрался в домике и сел за уроки. Он вообще-то любил учиться, только у доски всегда робел. Урок ему задали всего один — нарисовать морковку. Ну, Зайчишка с этим справился моментально — ему ли было не знать, как выглядит морковка! — и уже собирался поиграть (во что?), как вдруг…

Вдруг маме стало плохо. Она жалобно застонала, заохала. (Пусть ребенок придумает, что у нее заболело и почему). Трусишка заволновался, подскочил к ней.

  • Что с тобой, мамочка?
  • Не знаю, сынок. Надо бы мне к доктору  сходить, но боюсь, не дойду — больно.

И мама опять заохала.

Трусишка, конечно, понимал, что он должен  сбегать за лесным

доктором. Но ведь в лесу уже начало смеркаться. Да и жил доктор за пригорком, в густых зарослях, а там и днем-то шевелились какие-то зловещие тени.

Поэтому Зайчишка сделал вид, будто не понимает, о чем его молчаливо просит мама.

Так прошло целых три часа. Мама лежала. Ей было настолько худо, что она уже и стонать не могла. А Трусишка сидел в уголке и притворялся, что не замечает, как маме плохо. Иначе ведь опять зашла бы речь о докторе.

Наконец вернулся домой папа Заяц. Вернулся — и с первого взгляда понял, что дома беда. Кинулся он к Зайчихе, а потом побежал за доктором. К счастью, доктор оказался на месте. Он уже осмотрел всех своих пациентов и собирался лечь спать, но, услышав про болезнь Зайчихи, поспешил к ней на помощь. Доктор дал больной лекарство и спас ее. А опоздай он хотя бы на полчаса — неизвестно, чем бы все кончилось. Так, по крайней мере, сказал папа Заяц и покосился на Зайчишку. Тот опять сделал вид, что ничего не заметил, но ему стало почему-то очень-очень грустно… (Беседа по сказке)

 Игра  “Бобер”

Охотник пытается поймать бобра. Бобер прячется от него под столом, накрытом скатертью, свисающей до полу, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу — т.е., выйдет в соседнюю комнату — и вернется). Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.

Рисование «Что мне снится страшное»

Предложить ребенку нарисовать какие он видел страшные сны.

Релаксация   “Плывем в облаках”

 - “Ложись удобно и закрой глаза. Дыши легко и медленно. Вообрази, что ты находишься на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Тебе приятно, и ты чувствуешь себя хорошо.

Ты абсолютно спокойный. Ты лежишь и смотришь вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дыши свободно.

Во время вдоха ты начинаешь мягко подниматься над землей. С каждым вдохом ты медленно и плавно поднимаешься навстречу большому пушистому облаку. Ты поднимаешься еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаешь в нем. Теперь ты плывешь на вершине большого пушистого облака. Твои руки и ноги свободно раскинуты в стороны, тебе лень шевелиться. Ты отдыхаешь. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже.

Наконец ты благополучно приземлился на землю, а твое облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается тебе, ты улыбаешься ему. У тебя прекрасное настроение. Сохрани его на весь день ”.

Занятие 6

Задачи: Способствовать развитию смелости, снятию страхов 

Ритуал приветствия

Давай представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а мы будем повторять. (Цель — создание положительного эмоционального фона.)

Этюд “Лисенок боится”

Цель. Этюд имитирует чувство страха.

Ход этюда. Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Сказка “Поединок двух страхов”

Недаром говорят: «Пришла беда — отворяй ворота». Не успела поправиться мама Зайчиха, как случилось несчастье с папой Зайцем. Он исчез, и никто не знал куда. Зайчата, которые пошли вместе с ним за листьями, вдруг потеряли его из виду и, сколько ни искали, не могли отыскать. Заяц словно сквозь землю провалился. Вернулись зайчата домой, плачут.

— Как же мы теперь без папы жить будем?

Хотела бы их мать Зайчиха утешить, да у самой слезы на глазах. Плакали так они, плакали, но, наконец, уснули.

Только Трусишка не сомкнул глаз. Лежит он на своей постельке и думает: «Не мог же отец и вправду исчезнуть. Разве он невидимка? Нет, наверное, тут что-то другое… Надо бы сходить самому посмотреть…»

Легко сказать «посмотреть»! За окошком темень, сосны качаются, шумят — страшно…

«Нет, — вздыхает Трусишка. — Куда мне… Зайчата посмелее меня, а тоже, как стемнело, домой прискакали».

Но только глаза закроет, пытаясь заснуть, как ему отец представляется. И кажется, будто просит его папа Заяц: «Помоги мне, сынок. Только ты можешь мне помочь!» Трусишка и сам не понял, как это получилось, но он вдруг вскочил и опрометью, во весь дух помчался на поляну, где зайчата отца потеряли. Опомнился он только возле старого дуба, когда заметил на нем большую грозную тень. «Филин! — ойкнул Трусишка и похолодел от ужаса. — Сейчас меня сцапает!»

Но Филин взмахнул крыльями и улетел. Он не заметил под дубом маленький пушистый комочек.

Трусишка хотел, было повернуть назад, но потом сообразил, что до поляны осталось совсем немного. Нет, пожалуй, стоит еще поднапрячься. Зато если он найдет папу, обратно они поскачут вдвоем. А вдвоем не так страшно…

Прибежал он на поляну и — ну звать:

—        Папа! Папа!

А у самого сердце в пятках. Что если на его голос Филин прилетит? Но все равно продолжает звать:

—        Папа! Папочка!

И вдруг откуда-то сбоку доносится:

—        Кто здесь? Кто это?

Трусишка туда, сюда — никого не видать. Но тут луна на небе показалась, на поляне посветлее стало. Зайчишка пригляделся и видит: на краю поляны западня. Охотники яму вырыли, и ветками сверху прикрыли. А в яме отец сидит.

Трусишка заплясал на радостях, но быстро сообразил,  что радоваться-то еще рано. Папа из ямы выбраться не может, а утром охотник придет. За добычей. Что делать? Ведь уже светать начало.

—        Беги за подмогой, — говорит отец.

Зайчишка метнулся было назад, но тут же остановился.

—        А если охотник раньше сюда подоспеет? Пока я прискачу, да всех добужусь, да мы сюда прибежим, это ж сколько времени пройдет? Нет, надо что-то другое придумать…

Неподалеку от западни тоненькая осина росла.

«Вот то, что нам нужно!» — решил Трусишка.

Подгрыз он ствол деревца, оно упало и угодило как раз в яму. Папа мигом из западни выскочил, смотрит на сына — и глазам своим не верит.

  • Как?! Ты тут один?
  • Один, — кивает Зайчишка.
  • Неужели не страшно было одному ночью по лесу идти?
  • Страшно! Еще как страшно! Но еще страшнее было тебя никогда не  увидеть.

(Беседа по сказке)

Игра “Малютка потерялась”

Эту сценку разыгрывается в куклах.

Однажды ребенок (пусть играет себя сам ребенок) увидел в магазине маленькую девочку (кукла). Девочка плачет.  Ребенок заговорил с ней и понял, что она потерялась. Пусть сначала он просто утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители, затем пусть выяснит у нее, где именно она потерялась, и отведет ее туда, правильно рассчитав, что мама с папой будут искать девочку, прежде всего, там. Затем пусть подойдет с малюткой к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды будут не только вселять в ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в подобных ситуациях.

Рисование «Чего я боюсь днем»

Предложить ребенку нарисовать что его пугает днем, чего он больше всего боится.

Релаксация   “Тихое озеро “

“Прими удобное положение. Вытянись и расслабься. Теперь закрой глаза и слушай меня.

        Представь себе чудесное солнечное утро. Ты находишься возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь наше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет тебя чувствовать себя все лучше и лучше. Ты чувствуешь, как солнечные лучи согревают тебя. Ты слышишь щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Ты абсолютно спокоен. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Ты ощущаешь всем телом тепло солнца. Ты спокоен и неподвижен, как это тихое утро. Ты чувствуешь себя спокойным и счастливым, тебе лень шевелиться. Каждая клеточка твоего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Ты отдыхаешь…

        А теперь открой глаза. Ты снова в детском саду, Ты хорошо отдохнул, у тебя бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут тебя в течение всего дня”.

Занятие 7

Задачи: Обеспечить пути поиска преодоления страха;  способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

Ритуал приветствия

Психолог приветствует ребенка, хлопает в ладоши и говорят ему: «Привет  Дима! »,. Ребенок хлопает в ладоши, здоровается с психологом по имени отчеству.

Этюд ”Хорошее настроение”

Цель. Этюд имитирует хорошее настроение.

Ход этюда. Мама послала сына в булочную. «Купи печенье и конфеты, — сказала она. — Мы выпьем с тобой чаю и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. Звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение».

Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда переходящий на поскоки. Мимика. Улыбка.

Сказка “Не страшно, а смешно!”

Папа Зайчишки еще долго не мог прийти в себя после попадания в ловушку. Упав в яму, он ударился головой и долго лежал без сознания — потому-то и не откликался, когда его искали зайчата.

Пришлось Зайчихе и ее детишкам управляться со всем хозяйством самостоятельно. Вот и говорят братья Трусишке:

— Хватит тебе дома сидеть. Пошли с нами в деревню на огороды.

Перепугался Трусишка, вспомнил, как он не мог по мосточкам перейти. Но делать нечего, побрел вслед за братьями.

Вот подошли они к реке, зайчата мигом по мосточкам на другой берег проскочили — и за плетень. А Трусишка стоит у воды, мнется, жмется — никак не может свой страх преодолеть.

И тут вдруг сзади — Лиса! Подкралась она к Трусишке и как зубами лязгнет! Он взвился в воздух и — пулей вперед. Юркнул в огород. «Ну, — думает, — сюда, к людям, рыжая не сунется».

Огляделся… Батюшки! Он такого великолепия даже во сне представить себе не мог. Капуста, капуста… целое море капусты! И в каждом кочане по кочерыжке.

В общем, порезвился Зайчишка вволю. И домой папе капусты принес. Обратно он по мосточкам уже спокойно прошел. Ему даже смешно было: и как это он раньше боялся?

(Скажите ребенку, что так бывает очень часто: когда преодолеешь свой страх, он обычно кажется жалким, смешным, нелепым. Расскажите подобные истории из своего детства, однако «не переходите на личности», не надо пока соотносить все эти эпизоды с конкретными страхами вашего сына или дочери).

Игра “Пчелка в темноте”

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты.

Рисование «Что было со мной самое плохое»

Предложить ребенку нарисовать, что было с ним самое плохое.

Релаксация   “Что мы представляем, когда слушаем музыку “

Психолог предлагает детям закрыть глаза, послушать отрывок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях. 

Занятие 8

Задачи: Способствовать развитию смелости, снятию страхов.

Ритуал приветствия

Приветствие ребенка. Тремся носами, здороваемся по имени.

Этюд “Поссорились и помирились”

Изображаем  сначала поссорившихся детей.

Выразительные движения: Стоим спиной друг к другу и притопываем одной ногой; руки на пояcе или за спиной.

Затем изображаем помирившихся детей.

Выразительные движения:  поворачиваемся лицом друг к другу и, улыбаясь, беремся за руки, весело кружимся в танце, в конце обнимаемся.

Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».

Сказка “Смелость города берет”

Ну, после похода на огород Трусишка совсем осмелел. Он и от дома уже спокойно отходил, и темноты перестал бояться. Только одна мысль не давала ему покоя: скоро в шкоп! Каникулы кончались, а в школе его ждал враг. Ложась спать, Трусишка каждую ночь мечтал, чтобы его враг куда-нибудь делся. (Предложите ребенку озвучить мечты Зайчишп. Таким образом, вы косвенно получите дополнительную информацию о его конфликтах в детском саду или школе, а по агрессивности этих мечтаний можно будет судить, насколько остро он переживает обиды и мучается чувством собственного бессилия).

Но, увы, Трусишкины мечты не сбылись. И первый, кого он увидел, подходя к школе, был его враг.

—        А вот и мой раб! — усмехнулся тот. — Ну, живо отвечай: что ты мне принес вкусного?

У Трусишки задрожал куцый хвостик.

  • Н-ничего, — пролепетал он.
  • Почему? — громовым голосом рявкнул враг.
  • Я… я забыл.
  • Ах, вот как?! Ну, сейчас я тебе покажу, как забывать приказания своего господина! — закричал враг и хотел

было броситься на Трусишку, но тут появился учитель.

  • Что это ты затеял? — подозрительно покосился он на Трусишкиного врага.
  • Да ничего… Мы просто играем, — заявил враг и для виду обнял Трусишку, а тот, как обычно, не посмел пожаловаться.

После уроков, на которых враг исподтишка кусал и щипал Трусишку (показать это как можно выразительней), он потребовал:

  • Пошли к тебе домой!
  • Зачем?
  • Ты должен мне за лето дань… (Попросить ребенка придумать, что потребовал враг от Трусишки).

В доме Трусишки не было и половины того, что перечислил враг, но Трусишка не посмел возражать и покорно поплелся вслед за врагом.

—        Иди и без дани не возвращайся! — властно приказал враг.

Трусишка уныло вошел на кухню и замер в нерешительности. Он был дома один и мог спокойно опустошить кладовку. Он даже сделал два шага по направлению к полкам… Но вдруг ему стало так противно… так страшно противно, что страх перед врагом куда-то исчез. Зайчишка выскочил за дверь, вихрем подлетел к врагу, сел на задние лапы — и ну колотить по нему, как по барабану! (Покажите эту сцену как можно смешнее).

—        Ты чего дерешься? — заверещал враг. — Больно же!

Но Зайчишка не отвечает, а только еще сильнее колопр. А потом как подскочит, да как куснет врага прямо в нос! А ведь нос у зверей — самое уязвимое место.

Ну, тут уж враг не выдержал и бросился наутек.

—        Спасите меня, — визжит. — Он бешеный!

И с тех пор не только не лез к Зайчишке, а даже упросил маму, чтобы она его в другую школу перевела — от греха подальше.

(Зафиксировать внимание ребенка на передаче различных эмоций, описанных в этой истории. Пусть он сам, уже без игрушек покажет уныние, обиду, страх, а потом решимость, гнев и, наконец гордость победой. Попросить его передать это мимикой и интонациями голоса. Подробней остановится на моменте торжества Трусишки, показать, как все зверята-одноклассники его с тех пор зауважали. Спросить, как ребенок понимает смысл пословицы, вынесенной в название истории. Привести ему какие-либо примеры из жизни, подтверждающие эти слова).

Игра “Пчелка в темноте”

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты.

Рисование «Что было со мной самое хорошее»

Попросить ребенка нарисовать что-нибудь хорошее, что с ним произошло.

Релаксация   “Воздушный шарик “

Отклонись на спинку стула, спина прямая, расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились.

Глубоко вдохни воздух носом, представь, что твой живот – это воздушный шарик. Чем глубже вздыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхай ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

Не торопись, повтори. Дыши и представляй себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхай ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделай паузу, сосчитай до пяти.

Снова вдохни и наполни легкие воздухом.

Выдохни, почувствуй, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дыши и чувствуй, как ты наполняешься энергией и хорошим настроением.

Занятие 9

Задачи: Совершенствовать пути преодоления страха.

Ритуал приветствия

 Приветствие ребенка улыбкой, поглаживанием по голове.

Этюд “Гроза”

Цель. Этюд имитирует чувство страха.

Ход этюда. За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром.

Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

(Звучит музыка М. Раухвергера «Гром».)

Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

Сказка  “Смелый трусишка”

И началась у Трусишки совсем другая жизнь — веселая, интересная, разнообразная. Хочет — скачет по полянке, хочет— к речке сбегает, а захочет — и на огород. Конечно, Лисы или Филина Зайчишка остерегался, но ведь так все умные зайцы поступают, и это совсем не стыдно.

Одно его немного огорчало. Совсем чуть-чуть, но все-таки… В лесу Зайчишку по-прежнему звали Трусишкой. По привычке. Так часто бывает: приклеится к кому-нибудь какая-то кличка, и ни за что от нее не отвяжешься!

Но, что называется, не было счастья, да несчастье помогло. Однажды в лесу появился Удав (которого легко изобразить, например, толстым шарфом). Как он там очутился, неизвестно. Может, из зоопарка сбежал, а может, из Африки приполз. Да и какая, в конце концов, зверям была разница? Главное, что Удав оказался прожорливый, и после его появления в лесу не стало покоя.

Удав лежал или на земле, или на дереве, и зверюшкам его далеко не всегда удавалось заметить. Сорока, конечно, старалась предупредить своих друзей об опасности (показать соответствующую сценку), но не могла же она с утра до ночи следить за Удавом! Кто же тогда бусы и разноцветные стеклышки воровать будет? А разносить, сплетни по всему лесу?

В общем, сорока заболталась с подружкой и не заметила, как Удав подполз к Трусишкиной сестренке. Подполз и начал гипнотизировать, чтобы она сама к нему в пасть залезла.

Спохватилась сорока, да поздно. Сестренка уже смотрит на Удава, не отрываясь, а он ее к себе подзывает. Заверещала сорока на весь лес: «Помогите! Помогите! Ребенка обижают!»

Всполошились зайцы, а что делать, не знают. К Удаву близко подходить боятся, чтобы он и их не загипнотизировал, а больше ничего придумать не могут. (Покажите, как зайцы растерянно мечутся по полянке и причитают). Только Трусишка не растерялся. Зашел он к Удаву сбоку и вкрадчиво так говорит:

— Господин Удав! Неужели вы, такой огромный, наедитесь моей малюсенькой сестренкой? Вы посмотрите,  какая она тощенькая! Кожа да кости. А я, между прочим, знаю одно место, где зайцев и прочих вкусных зверюшек видимо-невидимо.

  • Где это? — спрашивает Удав, не поворачивая головы, ведь если он на Трусишкину сестру смотреть перестанет, она очнется от гипноза и убежит.
  • Тут, неподалеку. Рядышком.

Подумал Удав, подумал — и хвостом махнул.

  • Успеется.
  • А вот и не успеется. Сорока сказала, к нам в лес еще два Удава ползут. Так они этими зайцами и поживятся, — не отстает от Удава Трусишка.
  • Ну, хорошо, — согласился Удав. — Но учти. Если ты меня обманул, тебе не поздоровится.

Оставил он Трусишкину сестренку в покое и пополз. Дополз до полянки, где была яма, в которую когда-то свалился папа Трусишки, и спрашивает:

  • И где же твои зайцы?
  • А вы вон в ту ямку загляните, — говорит Трусишка. — Да пониже, пониже опуститесь, а то там темно, сверху ничего не видно.

Свесился Удав в яму, а Трусишка с родителями его туда и спихнули. Навалили сверху целую груду веток. Потом быстро подгрызли несколько осинок и придавили ими ветки, чтоб Удав уж точно из ямы не выбрался.

  • Вот будет сюрприз для охотников! — смеется Трусишка. — Они-то надеются зайцев поймать, а поймают змеюку.
  • А помнишь, как ты корягу за Змея-Горыныча принял? — говорит ему папа Заяц. — Кто бы мог подумать, что ты когда-нибудь настоящего змея не испугаешься.
  • Я могла, — сказала мама Зайчиха. — Я всегда знала, что мой Трусишка в душе очень смелый.

И она ласково обняла его.

—        Ну, какой же он теперь Трусишка? — возразил отец. Нет, у него должно быть другое, более подходящее имя.

И они назвали бывшего Трусишку… (Попросите ребенка самого придумать, как назвали Трусишку. Можете не сомневаться, он сделает это с превеликим удовольствием).

Игра “Смелый заяц”

Ребенок изображает смелого зайца, который не боится волков. Выразительные движения: положение стоя, одна нога чуть впереди, руки заложены за спину, подбородок поднят. По сигналу «волк» ребенок убегает, прячется. Упражнение выполняется 2—3 раза.

Рисование «Рисуем нитками»

Предложить ребенку нарисовать страхи при помощи клубка ниток, затем нитки смотать обратно в клубок. Страхи исчезли.

Релаксация   “Необычная бабочка”

“ Прими удобное положение., расслабься, дыши ровно и глубоко. Закрой глаза. Представь, что перед  твоими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость. Он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Открой глаза. Что ты чувствовал и ощущал, когда представлял себе, что смотришь на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьми с собой эти ощущения на весь день”.

Занятие 10

Задачи: Способствовать развитию смелости, снятию страхов.

Ритуал приветствия

Здороваемся носиками

Этюд “Зайчики отдыхают”

Давай, зайчик, отдохнем. Возьмем стульчики и сядем лицом друг к другу. Какие мы молодцы, что убежали от медведя! Как можно показать, что мы молодцы, что мы собой довольны и что нам приятно:

  • большой палец поднять вверх, остальные сжать в кулачок
    (Психолог показывает, ребенок повторяет.);
  • мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу;
  • гладим себя по груди, по головке, вот мы какие ловкие и смелые.

Молодцы!

Сюжетно-ролевая игра “Как побороть страх”

Цель. Игра способствует развитию смелости, снятию страхов.

Дидактический материал — силуэты Бабы Яги, Змея Горыныча, волка и других страшных персонажей сказок.

Ход игры. Психолог читает ребенку рассказ С. Афонькина «Как побороть страх?»

На свете много страшных вещей — темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди, проберется в дом или влетит в раскрытое окно, когда никого из взрослых нету дома.

Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего интересного, кроме пыли, не бывает. Подумай — откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замп? Собаки никогда не нападают на маленьких детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе.

Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай – откуда волк появится в городе или поселке?

Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются поскорее удрать восвояси. Подумай — если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с великаном-человеком?

Гром — это просто громкий звук. Разве звук может причинить вред? Баба Яга живет только в сказках. Ей никуда не выбраться из книжки.

Подумай!..

Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи, все до одного!

Затем психолог обсуждает рассказ вместе с детьми. Он предлагает им встать, заглянуть в темные углы их групповой комнаты и убедиться, что там никого нет.

Дети вспоминают вместе с психологом, как ведут себя собаки по отношению к человеку. Собака — друг и помощник малышей. Видели ли они в городе волка? Где может жить в городе волк?

Кого пытался обидеть паук в сказке «Муха-Цокотуха»? Дети представляют вместе с педагогом величину паука и человека.

В каких сказках живет Баба Яга? Кто ее все время побеждает? И т.д.

Психолог предлагает послушать любое стихотворение из нижеперечисленных:

И.Демьянов Трусов Федя

Расхрабрился Трусов Федя;

 — Я убью в лесу медведя,

Изловлю в лесу лису

И домой их принесу.

— В дачном поезде спросонок

 В этот миг у самых ног

Громко хрюкнул поросенок,

Заворочался мешок…

 В юбку бабушкину Федя

Замотался, задрожал…

Хорошо, что не медведя

Трусов Федя повстречал!

Г.Семенов Счастливая ошибка

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул «ах!»

Совсем наоборот.

Я крикнул «ха!», и мигом страх

Забился под забор…

Он струсил сам! И слово «ах!»

Я позабыл с тех пор.

В.Кудрявцев Страх

У страха

Глаза велики.

У страха

Не зубы — клыки.

У страха,

Как бочка, живот.

У страха

Желание

Есть —

Схватить,

Укусить,

Даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает:

— Ах!

А я ничего не боюсь.

Придумаю страх —

И смеюсь.

Игра “Жмурки с голосом”

Ребенку завязывают глаза. Психолог зовет его по имени, ребенок по голосу должен поймать психолога. Потом меняются местами. (Повторить несколько раз)

Рисование «Кем я хочу стать»

Предложить ребенку нарисовать кем бы он хотел стать, когда вырастет.

Релаксация “Что рассказало море”

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабляться.

Ход   упражнения.   Данное  упражнение   проводится,  как упражнение «Разговор с лесом».

Психолог предлагает ребенку вспомнить, какого цвета море, какие у него бывают настроения, какой берег, кто обитает в море. Ребенок закрывает глаза и представляет себя на берегу моря: слушает, как «разговаривают» песок, волны, ветер. Затем психолог просит ребенка рассказать о том, что ему сообщило море, ветер и волны (возможно использование магнитофонной записи шума моря).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Предлагаемая программа  по устранению и преодолению страхов старших дошкольников предполагает работу на двух уровнях: 1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). 2....

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

программа работы со страхами у детей 5-7 лет, коррекционня программа,  рекомендации воспитателям и родителям...

Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Данный материал направлен на создание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста....

Психокоррекционная программа по преодолению страхов у детей 5 -7 лет с использованием рисуночных методик

Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:·Совершенствования умения у детей передачи своего эмоциона...

Авторская программа психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проблем обращения к педагогу-психологу детского сада  показал, что достаточно большой процент из них связан с наличием страхов у детей дошкольного возраста....

"Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5-7 лет"

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются псих...