Последовательность у детей дошкольного возраста в усвоении «пространственной терминологии».
статья по коррекционной педагогике на тему

Главной чертой системного механизма пространственной ориентации маленького ребенка является постепенное объединение слова с пространственными сигналами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Последовательность у детей дошкольного возраста в усвоении «пространственной терминологии».

К 3 годам у ребёнка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий определенные взаимосвязи зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия и ускорения).

Временные связи с этих анализаторов объединяются в ассоциации, т.е. чувственное знание о пространстве, являющееся одновременно жизненным опытом ориентировки ребенка в пространстве.

Главной чертой системного механизма пространственной ориентации маленького ребенка является постепенное объединение слова с пространственными сигналами. Это начало формирования обобщенного знания о пространственных признаках и отношениях.

Системный механизм отражения пространства складывается из практического овладения пространством путем перемещения и оперирования предметами различных форм и величин в различных направлениях, произвольного приближения и удаления от них, развития и постепенного формирования элементов грамматического строя. При наличии этих условий к концу раннего детства складывается системный механизм (чувственный) отражения пространства.

Единство чувственного и логического составляет основную закономерность познания вообще, времени и пространства в частности. Поэтому ограничение познания лишь чувственным освоением пространства грубо искажает действительную сущность развития ребёнка и не позволяет понять сложнейший механизм пространственной ориентации человека, высшая нервная деятельность которого заключается в совместной работе обеих сигнальных систем.

Становление единства чувственного и логического возможно только на определённом уровне взаимосвязи двух сигнальных систем, совпадающем с периодом детства и отрочества. От 2 до 4 лет – период становления 2-ой сигнальной системы (активный словарь ребёнка). Ведущую роль в этом возрасте играет не первая, а вторая сигнальная система, роль слова – второстепенная. Конец раннего детства и начало дошкольного возраста объединяются в одну фазу такого совместного развития двух сигнальных систем, в котором ведущую роль играет первая, а не вторая сигнальная система.

Слово приобретает ведущую роль много позже, с накоплением жизненного опыта и его обобщением на основе усвоения ребёнком элементарных теоретических знаний о пространстве путём обучения, а также результате разнообразных действий по измерению пространства.

Почти 10 лет нужно для того, чтобы путь становления работы 2-х сигнальных систем в освоении пространства. Лишь в подростковом возрасте в N достигается единство чувственного и логического в познании пространства. Главной движущей силой такого становления является взаимодействие двух сигнальных систем и переход к доминированию второй сигнальной системы (речь + логическое мышление). Важными факторами формирующего системного механизма являются:

  1. Возрастающее расширение в опыте ребёнка окружающего пространства (комната – открытое пространство). Развивается зрительное освоение пространства (пропорции объектов, глазомер).
  2. Изменение структуры деятельности самого ребёнка. В младшем возрасте возникает такая форма игровой деятельности – ролевая игра. Это наиболее активная форма освоения ребёнком действительности. Дети используют разнообразные игровые предметы, заменяющие предметы деятельности взрослых. В игровой деятельности повышается функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.

Развитие игровой деятельности способствует совершенствованию активного осязания и его использованию в распознавании пространственных признаков предмета (форма, величина, пропорции, направление и т.д.)

В общей характеристике отражения пространства детьми дошкольного возраста выделяется 3 категории элементарных знаний о пространстве, усеваемых ребёнком:

  1. Отражение удаленности предмета и его местоположения;
  2. Ориентировка в направлениях пространства;
  3. Отражение пространственных отношений между предметами.

Отражение удалённости и местоположения объектов, связанное с передвижением ребёнка в пространстве, вступает в новый период развития с освоением слов (далеко, близко, там, тут, сверху…)

Слова «под», «над», сзади, впереди становятся объективными сигналами определённых пространственных отношений.

Начиная с 4-х летнего возраста, дети могут обобщать повседневный опыт перемещения в пространстве, если не менять угол зрения.

ǀ вар. Расстановка мебели в группе со стороны двери. С заданием справилось большинство.

ǁ вар. Расстановка мебели в группе со стороны окна, напротив двери (переориентир. на 180 град). В этом случае все элементы отношения между предметами были нарушены. Восстановить цельную картину пространства не удалось.

Существует взаимозависимость между развитием речи и отражением пространства.

Различение и обозначение пространственных отношений значительно улучшается при проведении дидактических игр, направленных на пространственную ориентацию. Это обучение соединяет речь, предметную игровую деятельность и пространственную ориентацию в одно целое, повышает культуру восприятия и развивает дифференцированную речь. Значительно возрастает число глаголов, определений, дополнений, а особенно предлогов и наречий, причём значение предлогов выражено в определённой грамматической форме, т.е. предлог используется с существительным в разных падежах.

Уже в дошкольном обучении усиливается связь между практической ориентировкой в пространстве и речемыслительной деятельность. Всё более активную роль играет освоение детьми грамматических форм.

В качестве обучения зрительно – пространственной ориентации берутся различные игровые задания (например: а)отгадывание местоположения спрятанных игрушек; б) расположение предметов согласно инструкции).

Пространственное различение более сложный процесс, чем различение предметных качеств. А пространственное отношение между предметами более сложный процесс, чем различение пространственных признаков самих предметов (форма, величина). Абстрагирование пространственных отношений предметов – трудный процесс и не завершается к концу дошкольного возраста. Немаловажно развивать данные представления у детей.

Есть известная последовательность у детей дошкольного возраста в усвоении «пространственной терминологии».

Раньше всего в речи детей появляются предлоги: в, на, под, у, возле, около. Позднее слова: справа, слева, (перед ними слова: вверху, внизу, впереди, сзади). Не всегда к концу дошкольного периода появляются такие предлоги и наречия, как: над, между, напротив. Общей характеристикой освоения пространства является закономерность. Освоение каждой группы пространственных отношений проходит стадию выработки известного опорного образа, выполняющего функцию точки отсчёта. После такого отсчёта происходит отдифференцировка противоположного положения объекта. В каждой из пар пространственных обозначений усваивается первоначально только одно из них: под, сверху, справа, сзади, посередине, друг за другом. Противоположные: над, снизу, слева, впереди и т.д. недооценка этих закономерностей ведёт к путанице и усложнению усвоения детьми пространственных отношений в дошкольном возрасте должны проходить в форме дидактических игр и специальных игровых ситуаций, развивающих пространственную ориентацию и оптимальное взаимодействие двух сигнальных систем. А также рекомендуется упражнения на различение направлений в условиях реального поворота на 90 и 180 градусов.

Список литературы

1.        Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред.

Запорожца А. В. и Давыдова В. В.- М., 1997.

2.         Выготский Л.С.        Развитие устной речи. -  М., 1996.

3.         Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово  у детей. -  М., 1978.

4.        Филичева Т. Б.        Особенности формирования речи у детей  дошкольного возраста. - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста

Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе. В Диагностике приведены следующие параметры: ! Развитие речи 2. Звукопроизношение. 3. Фонетическое восприятие 4. Гр...

Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста

Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе.В диагностике приведены следующие параметры:1 Развитие речи2. Звукопроизношение.3. Фонетическое восприятие4. Граммат...

Внимание, как основное средство для усвоения информации у детей дошкольного возраста.

Внимание - это одно из уникальных свойств человеческой психики, которое необходимо развивать уже с пеленок. Без внимания невозможна работа памяти и мышления. Проведение с детьми несложных упражнений и...

Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста.

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому в...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЖД У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Современное общество  постоянно озабочено  тем, чтобы  воспитать и обучить личность, гармонично развиваться в определенных  социальных условиях. Еще во времена Монтеня, Аристотеля ...

«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»

данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию...