Главные вкладки

    "Преемственность в речевом развитии детского сада и семьи"
    статья по коррекционной педагогике по теме

    Саландаева Екатерина Сергеевна

     Материал содержит информацию о том, как правильно организовать сотрудничество педагогов и родителей по развитию речи детей,имеющими речевые нарушения; практический материал (анкета для родителей).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon preemstvennost_2.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

          Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений, общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка.

          В трудах педагогов Е.П. Арнаутова, В.М Иванова, В.П.Дуброва раскрываются причины трудностей, которые испытывает воспитатели, педагоги детского сада в общении с родителями: низкий уровень социально-психологической культуры участников педагогического процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.

    В настоящее время путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и детском саду. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в МДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

          Кроме того, современная семья переживает серьезный кризис, который выражается в углублении трудностей семейного воспитания: у молодых родителей отсутствует осознанное отношение к их роли, снижена социальная установка на воспитание и образование детей, как следствие отмечается противоречивость представлений о целях воспитания и закономерностях психического развития ребенка, отсутствует адекватное представление о серьезности речевой патологии у ребенка.

    Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих преемственность семейного и общественного воспитания, определил:

    - в Законе РФ "Об образовании" указано, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

           В "Концепции дошкольного воспитания" акцентировано внимание на следующем положении: "Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление  доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе".

          Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями. Еще один известнейший русский педагог В.А. Сухомлинский полагал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если будет поддерживаться связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

    Значение и сущность педагогической помощи семье в новой социокультурной ситуации, деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей раскрыты в работах Н.М. Бутыриной, Г.В. Глушковой, Т.Н. Дороновой, Е.С. Евдокимовой, А.В. Меренкова. Авторы подчеркивают, что незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы с ребенком отрицательно сказывается на развитии детей, особенно на речевом.

    Эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям освещалась в работах И.В. Гребенникова, Г.И. Легенького, А.М.Низовой, Н.П.Харитоновой и др. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.

           Одним из путей повышения педагогической подготовленности родителей видится использование разнообразных форм работы с семьей с целью максимального вовлечения родителей в процесс коррекционной работы с детьми. Необходимо, чтобы детский сад стал "открытой" системой, родители и педагоги должны  строить свои отношения на психологии доверия, должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо видеть ребенка в развитии, создавать условия для проявления положительных черт и привлекать к ним внимание родителей. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания.

          В основе сотрудничества детского сада с семьей в процессе коррекционного воздействия лежат следующие принципы:

    • принцип сотрудничества между родителями, педагогами и ребенком;
    • принцип взаимосвязи диагностики и коррекционно-развивающего процесса;
    • принцип учета интересов родителей;
    • принцип информационного обеспечения;
    • принцип комплексного подхода к сотрудничеству семьи и МДОУ;

          Система описанной работы перспективна: речевое развитие детей достигает высокого уровня, однако она требует следующих условий: выявление картины внутрисемейных отношений, осуществление просвещения родителей специалистами, обучение родителей несложным приемам коррекции речи и осуществление эмоционально-психологической поддержки семьи в виде индивидуальных бесед.

          В отечественной педагогике определены разнообразные формы, методы и задачи работы дошкольных учреждений с семьей (Р.Л. Голубева, 1988). Многие авторы поднимали вопросы подготовки детей к школе в семье: обогащение речи старшего дошкольника, исправление недостатков звукопроизношения, ознакомление со звуковым составом слова, чтение книг (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, 1979; А.И. Максаков, 1978, 1988; Г. Тумакова, Т. Маркова, 1979).

         Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Для родителей может быть разработана анкета (см. приложение). Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

          Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей в школьном обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

          После обработки анкет целесообразно провести с родителями занятие-консультацию по обучению их проведению с детьми артикуляционной гимнастики, где учитель-логопед сначала сам, а потом с ребенком или подгруппой детей продемонстрирует артикуляционные упражнения.

          Взаимодействие с семьей по развитию речи детей, имеющих общее недоразвитие речи может  проводиться в детском саду в системе, состоящей из трех блоков: аналитический, практический и оценочный.

          В аналитический блок включается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. С целью выявления актуальных проблем взаимодействия детского сада и семьи проводится анкетирование родителей. Выявленные данные позволяют определить формы и методы дальнейшей работы. Также данный блок включил взаимодействие с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

    1) просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);

    2) организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.

    Для реализации данного направления выбираются соответствующие формы взаимодействия:

    • приобщение родителей к педагогическому процессу;
    • расширение сферы участия родителей в организации жизни МДОУ;
    • пребывание родителей на занятиях;
    • создание условий для творческой самореализации родителей, детей;
    • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;
    • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

          Второй блок условно был назван "практическим". В рамках этого блока собирается информация, направленная на решение конкретных задач, связанных с развитием речи дошкольников. В этой работе принимают участие специалисты детского сада: учитель-логопед, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

          На этом же этапе проводится работа по осмыслению педагогами важности семьи в воспитании и обучении ребенка с нарушениями в речевом развитии: организовываются педагогические беседы и консультации.

          Поскольку наиболее проблемной сферой для дошкольного учреждения являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то эффективно проводить мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения:

    • занятия, целью которых является повышение психолого-педагогической родительской компетентности;
    • организация встреч родителей со специалистами МДОУ, с администрацией школы, врачами, специалистами городского отдела охраны прав детства;
    • совместное планирование и проведение досугов, развлечений, праздников, игр и выставок;
    • организация Дня открытых дверей (участие родителей в образовательном процессе, посещение открытых занятий, организация бесед, диспутов и дискуссий по проблемам развития речи детей);
    • совместное оформление групповых комнат, кабинетов;
    • работа "Горячей линии интересующих вопросов";
    • оформление информационных стендов для родителей.

          Активно внедрять нетрадиционные формы сотрудничества с семьей по развитию речи детей: экспресс-выставки научно-методической литературы, оформление мини – музеев и рубрики "Детский сад, семья и я" в информационном уголке, мастер-классы с участием узких специалистов детского сада.

          С целью оценки эффективности проведенной работы введен третий блок – контрольно-оценочный. Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются  оценочные листы, в которых они могли отразить свои отзывы.

          Таким образом, развитие речи детей не должно ограничиваться рамками программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении и сводиться лишь к подаче знаний ребенку в процессе занятий. Только творческое сотрудничество совместно с семьей даст положительный результат.

     

    Приложение

    Анкета для родителей

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

    1. Фамилия, имя ребенка ___________________________

    2. Дата рождения ____________________________________

    Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

    3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ______________________

    4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___________________________

    5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___________

    6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ____________________

    7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___________________

    8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) _________________

    9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?____________________________________________________

    Список использованной литературы:

    1. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.

    2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника

    /Е.С.Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 95 с.

    3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009) "Об образовании"

    Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – N 5. – С. 10-23

    4. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №226 «Капитошка»

    Консультация на тему:

    «Преемственность в речевой работе детского сада и семьи»

    Подготовила:

    Учитель-логопед

     Саландаева Е.С.

    Преемственность в речевой работе дошкольного учреждения и семьи

     

    В отечественной педагогике определены разнообразные формы, методы и задачи работы дошкольных учреждений с семьей. Многие авторы поднимали вопросы подготовки детей к школе в семье: обогащение речи старшего дошкольника, исправление недостатков звукопроизношения, ознакомление со звуковым составом слова, чтение книг.

    Поскольку нарушения речи отражаются на  психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в  коррекционную работу. Для родителей разработана  анкета (см. ниже). Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только  прислушаться к речи своего ребенка, но и определить, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

    Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа  по преодолению речевых  недостатков и предупреждению трудностей в школьном обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли  они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

     После обработки анкет целесообразно провести с родителями занятие-консультацию по обучению их проведению с детьми артикуляционной гимнастики, где учитель-логопед сначала сам, а потом с ребенком или подгруппой детей продемонстрирует артикуляционные упражнения.

     

    Проведение с детьми артикуляционной гимнастики (занятие-консультация для родителей).

    Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются  полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.

    Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию  определенных движений и  положений губ, языка, с его помощью вырабатывается  направленная воздушная струя, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

    Первый комплекс включает упражнения, необходимые для формирования четкого, правильного произношения всех звуков: «Окошко», «Месим тесто», «Заборчик», «Дудочка», «Блинчик», «Часики», «Орешки», «Слоник пьет», «Шарик».

    Второй комплекс предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков [c], [з], [ц]. При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, достаточно сильная воздушная струя дет посередине языка: «Чистим зубы», «Горка», «Киска сердится», «Загнать мяч в ворота».

    Третий комплекс направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]. При их произнесении широкий  язык поднимается вк альвеолам за верхними зубами, боковые края языка  плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье».

    Четвертый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков [л], [л`]. При их произнесении кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов: «Поймаем мышку», «Пароход гудит», «Качели».

    Пятый комплекс направлен на постановку и автоматизацию звуков [р], [р`]. При их произнесении язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе: «Барабанщик», «Маляр».

    С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно  развивать и совершенствовать движения  органов артикуляции.

    В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.

    В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую.

     

    Речевое развитие ребенка

    (анкета для родителей)

    1.      Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________

    2.      Дата рождения _______________________________________________________________

    Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им полное обоснование:

    3.      Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка (Родители, детский сад)______________________________________________________________

    4.      Проводите ли Вы со своим ребенком работу по  совершенствованию его речи? (Да, нет) ______________________________________________________________

    5.      Хотите ли Вы освоить приемы по развитию речи ребенка? (Да, нет)

    6.      Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет) _______________________

    7.      Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _____________________

    8.      Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет) _____________________

    9.      Знаете ли Вы какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? __________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публикация "«Преемственность в работе детского сада и семьи по математическому развитию дошкольников»

    Общенаучная категория «преемственность» имеет объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и позна­нии. Современное состояние преемственности в обучении характе­ризуется разносторон...

    «Преемственность в работе детского сада и семьи по развитию речи детей»

           Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и раб...

    «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Совмес...

    Преемственность детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников как средство создания условий для развития полноценной личности

    Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.https://interactive-pl...

    "Преемственность в речевой работе детского сада и семьи".

    Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве логопеда и педагога с семьей. К сожалению, в помощь логопеду нет методических пообий по такой работе, но она необходима в...