Главные вкладки

    Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР
    картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Алексеева Татьяна Петровна

    Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kineziologiya.docx23.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБ ДОУ «Дскв «Кирпичики»» АГО

    Кинезиологические

    упражнения

    Составитель:

    Алексеева Т.П.

    2015г

    Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психологическом развитии ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях детского сада.

             Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в дошкольном учреждении, и она диктует необходимость поисков эффективных средств ее реализации.

             Важно создать такие условия организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба  для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника.

            Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольника в соответствии с современными Федеральными  государственными образовательные стандарты  дошкольного образования.

               Формой  такой работы  может  стать кинезиологическая гимнастики.

                    Ведь «кинезиология»  – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные   физические  упражнения,  целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю,синхронизация работы полушарий головного мозга,  развитие мелкой и крупной моторики рук,  улучшения памяти, внимания, речи.

    Практическая значимость кинезиологической гимнастики состоит в том, что система оригинальных   упражнений и игр, помогает  целостно развивать психофизическое здоровье детей дошкольного возраста

    Упражнения кинезиологической гимнастики адаптированные для дошкольников, помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.

           В основе упражнений, адоптированных мной с учетом особенностей и  возможностей дошкольников с ТНР, лежит материал из книг: « Коррекция обучения и развития школьников»  А.Л. Сиратюка и «Формы оздоровления детей» Е. А. Подольской

              К каждому упражнению написаны небольшие стихи, что вызывает дополнительный интерес к нему.

            Упражнения и игры проводятся каждый день перед организованной деятельностью или во время  физминутки  в игровой форме со всей группой или индивидуально. Для каждой образовательной области мною подобраны определенные упражнения.

     «Познавательное развитие»

    Формирование математических представлений

    Данные упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу головного мозга., логическое мышление.

    Название упражнения

    Стихотворная форма

    Рекомендации выполнения

    Дозировка

     средней гр.

    Дозировка старшей и подг. групп

    «Веселый Язычок»

    «Язычок вы  покажите,

    На него вы посмотрите»

    Выдвигать язычок вперед-назад

    6

    10

    «Добрый язычок»

    «Нужно двигать язычком,

    Он отплатит вам добром»

    Движение языка в разные стороны

    6

    10

    «Игра с язычком»

    «Поиграйте с язычком,

    Он поможет вам потом»

    Свертывание языка в трубочку.

    6

    10

    «Ротик»

    «Чтобы четче говорить,

    Рот подвижным должен быть»

    Открыть рот и нижней челюстью делать плавать движения,Сначала слева – направо затем  наоборот.

    5

    8

    «Физическое развитие»

    Данные упражнения активизируют работу мышц глаз, синхронизируют развитие способностей, внимания, памяти, мышления.

    Упражнения для профилактики зрения

    Название упражнения

    Стихотворная форма

    Рекомендации выполнения

    Дозировка

     средней гр.

    Дозировка старшей и подг. групп

    «Глазки»

    «Чтобы зоркость не терять

    Надо глазками вращать»

    Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.

    3раза

    6 раз

    «Потрем глазки»

    «Зорче глазки чтоб глядели

    Разотрем их поскорее»

    Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

    30 сек.

    1 мин.

    «Любознательные глазки»

    «Глазки влево,

    Глазки вправо,

    Верх и вниз

    И все сначала.»

    Поднять глаза вверх, опустить вниз. Повернуть глаза в правую, сторону, затем в левую сторону.

    5 раз

    10 раз

    «Глазки

    работают»

    Быстро, быстро поморгай,

    Потом глазкам отдых дай»

    Быстро моргать в течении 1 -2 минут

    1 мин.

    2 мин.

    «Удивленные

    Глазки»

    «Нужно глазки открывать,

    Чудо чтоб не прозевать»

    Широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 секунд.

    3 раза

    6 раз

    «Художественно-эстетическое развитие»

    Данные упражнения повышают устойчивость внимания, облегчают процесс рисования, лепки, письма.

    Название упражнения

    Стихотворная форма

    Рекомендации выполнения

    Дозировка

     средней гр.

    Дозировка старшей и подг. групп

    «Ручки»

    «Чтобы ручкам силу дать,

    Нужно крепче их сжимать»

    Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя тем. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

    -

    -

    «Запястье»

    «Чтоб сильней была рука,

    Разотрем ее слегка»

    Обхватить запястье левой руки правой рукой и массировать. То же выполнить левой рукой.

          По 3 раза

    каждую руку

          По 5 раза

    каждую руку

    «Ладонь»

    «На ладонь сильней нажми,

    Силу ты в нее вотри»

    Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.

    По 3 раза

    каждую руку

    По 5 раза

    каждую руку

    «Полет»

    «Мы, как птицы полетим,

    Сверху вниз мы поглядим»

    Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить, что вы летите,  взмахивая крыльями.

    6 раз

    10 раз

    «Успокойся»

    «Себя мы успокоим сами,

    Мы постоим с закрытыми глазами»

    Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем.

    Делая вдох спокойно, не торопясь сжимать кулак  с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать выдох.

    4 раза

    10 раз

    «Социально-коммуникативное развитие»

    Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга.

    Название упражнения

    Стихотворная форма

    Рекомендации выполнения

    Дозировка

     средней гр.

    Дозировка старшей и подг. групп

    «Кивки»

    «Покачаем головой, чтобы был в душе покой»

    Медленные наклоны головы к плечам и «Кивающие» движения вперед-назад.

    6раз

    10 раз

    « Массаж ушных раковин»

    « Ушки сильно разотрем,

    И погладим и помнем»

    Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.  В конце упражнения растереть ушки руками.

    6 раз

    10 раз

    «Домик»

    «Мы построим крепкий дом.

    Жить все вместе будем в нем»

    Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки.

    5 раз

    10 раз

    «Поворот»

    «Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри»

    Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

     по 3 раза

    в каждую сторону

    по 5 раза

    в каждую сторону

    Методические приемы:

    1. Кинезиологическая гимнастика проводятся регулярно, перед образовательной деятельностью или во время утренней гимнастики.
    2. Все упражнения проводятся в игровой форме.
    3. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения повторения упражнений.
    4. Содержание гимнастики должно быть интересным, эмоционально- значимым для ребенка.
    5. Все упражнения должны сопровождаться короткими стихами.
    6. В конце каждого упражнения рекомендуется проговаривать стихотворные строки: «Хотим быть веселыми, красивыми здоровыми!»

    Заключение

           Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. И я думаю, что кинезиологические упражнения  помогут привить  детям интерес к здоровому образу жизни,  и обеспечат  гармоничное развитие  дошкольника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека кинезиологических упражнений

    Картотека кинезиологических упражнений...

    Картотека кинезиологических упражнений

    Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

    Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.

    Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....

    КАРТОТЕКА Кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста

    I. Растяжки1. “Снеговик”Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала &ldq...

    Картотека кинезиологических упражнений для детей младшего дошкольного возраста

    Весёлые стихотворения помогут малышам легко освоить кинезиологические упражнения...

    КАРТОТЕКА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ.

    Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений....

    Картотека кинезиологических упражнений для детей 5 – 7 лет

    Кинезиологические упражнения стимулируют взаимодействие  полушарий головного мозга. Данное направление использовали еще Гиппократ и Аристотель, в наше время его активно используют в образова...