Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
консультация по коррекционной педагогике на тему

Как распознать гиперактивного ребёнка и как мы ему можем помочь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnost_dlya_d._sada.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивные дети

или

синдром дефицита внимания и гиперактивность

                                               

                                                 Составила воспитатель:

                                    Евдокимова Елизавета Анатольевна

                                             

        

1. Начало заболевания

    Первые проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут наблюдаться уже на первом году жизни. Дети чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, звукам, температуре, манипуляциям мамы с малышом). Они отличаются громким плачем и нарушениями сна: с трудом засыпают, мало спят, во время бодрствования очень подвижны и возбуждены. Гиперактивные малыши могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 2 месяца позже остальных), а также в речевом развитии - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

    Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в этот период активно развиваются внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трёхлетний кризис. Основным содержанием этого периода являются негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё «Я».

    Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3, 7 и 10 лет.

    Форсированное повышение нагрузок (раннее обучение чтению и счёту, дополнительные занятия помимо посещения детского сада) в возрасте 3-х лет может привести не только к нарушениям поведения, в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии.

    Ухудшение течения заболевания проявляется с началом систематического обучения - в 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада.

    В 6-7 лет дети с СДВГ не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию школьной дезатаптации. Поэтому вопрос о готовности к школе решается строго индивидуально.

    Дети с СДВГ нуждаются в наблюдении не только в первые месяцы после поступления в школу для предупреждения срывов адаптации, но и весь период обучения в начальной школе и в среднем звене.

    Дефицит внимания и гиперактивность в 6-7 лет могут сочетаться с тиками, головными болями, тревожностью и страхами. Следует иметь в виду, что ребёнок с СДВГ неспособен, предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов.

    Ранняя терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.

2.  Портрет гиперактивного

ребёнка

    Проявления синдрома гиперактивности начинают беспокоить родителей с первых дней жизни: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, шуму, температуре), плохо спят, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены.

    В 3-4 года становится очевидной неспособность ребёнка сосредоточиться на чём-либо: он не может дослушать сказку, играть в игры, требующие даже минимального уровня произвольной деятельности.

    Ребёнок любопытен, но не любознателен. Он на всё смотрит, всё слушает, трогает, щупает, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимый опыт. Его знания, рассуждения, умозаключения поверхностны, поскольку основополагающее детское «почему?» удовлетворяется первыми словами без попыток постижения сути. В результате ориентация сводится к поверхностным представлениям о предметах и явлениях, к упрощенному пониманию социальных и межличностных отношений.

    Ребёнок всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во время принятия пищи. Его руки постоянно в движении: что-то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На нём «горит» одежда и обувь, он всё теряет, делает, не задумываясь о последствиях, часто проявляет агрессивность, плохого не замечает (не знает, что это плохо). Не помнит обиды, и хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с ними. От избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребёнок в коллективе.

    Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» ученик, родителями - как «трудный» ребёнок, а социологами как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит именно к категории гиперподвижных детей. 

    Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. При обучении письму могут появляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы).

    Могут отмечаться также нарушения пространственной координации, проявляющиеся в неловкости, неуклюжести. Они как бы не «вписываются» в пространство, натыкаются на углы, часто идут напролом, не обращая внимания на препятствия.

    Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

    Одним из симптомов, который часто встречается при СДВГ, являются головные боли. Они встречаются у половины больных. Почти во всех случаях это головные боли напряжения.

    По выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы, наличие которых необходимо для постановки диагноза, выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой форме заболевания выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень - это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формой заболевания.

3. Причины СДВГ

   

    Клиническая картина синдрома дефицита внимания включает разнообразные нарушения поведения, обучения, социальной адаптации.

    В силу разнообразия и множественности этих отклонений можно предположить существование не одного, а целого комплекса факторов, лежащих в основе заболевания.

    У детей с СДВГ существуют проблемы созревания психических функций: внимания, двигательного контроля, регуляции поведения.

    Причины развития синдрома

    1. Биологические

    2. Генетические

    3. Социальные

    Во всём мире основными причинами синдрома дефицита внимания признаны биологические факторы - это неврологическая патология и наследственная предрасположенность.

    Социальные причины (неблагоприятный психологический микроклимат в семье, пороки воспитания и др.) недостаточно достоверны, но они всегда задерживают выздоровление.

    Биологические причины

    Большинство исследователей считают, что существует достоверная связь заболевания с микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы после рождения. Доказательством этого служат данные ретроспективного анализа раннего периода развития детей.

    Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на пре-, перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

    К факторам пренатальной патологии относятся токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, недостаток йода, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша.

    На ещё не родившегося ребёнка влияют также психосоциальные факторы: стрессы, повышенный уровень беспокойства, психотравмы, испытываемые матерью, нежелание иметь данного ребёнка. По данным британских учёных эти факторы увеличивают риск возникновения проблем в поведении и эмоциональном развитии у ребёнка в первые 4 года жизни в два-три раза. Причём у мальчиков преобладают нарушения в виде гиперактивности и дефицита внимания.

    Осложнения при родах значительно сказываются на дальнейшем развитии ребёнка. Возраст 9 месяцев для плода - критическое время формирования коры головного мозга.

    Учёные выяснили, что в группе риска развития СДВГ находятся недоношенные дети (возраст 28-37 недель). Как показало исследование датских учёных, существует достоверная связь между временем рождения ребёнка и последующим развитием признаков СДВГ. Оказалось, что если ребёнок родился в 34-36 недель, то вероятность развития СДВГ составляет 70%, если он родился на 3-4 недели раньше, то эта вероятность увеличивается в 3 раза.

    Не только перинатальная патология, но и любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Тяжёлый диатез, диспепсия, а также психические и физические травмы - сотрясения, сильные ушибы и травмы головы - могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте. Астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, нефропатии, нарушения обмена веществ, частые аллергии могут выступать как постоянные факторы, негативно влияющие на нормальную работу мозга [Ясюкова Л.А., 1997].

    Биологические факторы развития синдрома имеют решающее значение в первые два-три года жизни ребёнка, в последующем их действие маскируется, опосредуясь через социальные факторы [Тржесоглава, 1986; Ясюкова, 1997].

    Генетические причины

    Причиной синдрома дефицита внимания может быть врождённая неполноценность функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма [Справочник по неврологии детского возраста, 1995].

    У 10% детей с СДВГ (Чехия) и у 20% детей (США) была выявлена наследственная предрасположенность к заболеванию [Тржесоглава З., 1986; Serman D.K., 1997].

    Достоверно известно, что у детей с СДВГ есть хотя бы один родственник с такими же симптомами.

    По данным американских исследователей 20% родителей детей с синдромом также страдали дефицитом внимания и двигательной расторможенностью.

   

    Социальные причины

    Развитие ребёнка во многом определяется характером его ближайшего окружения. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье. Ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей сами по себе не вызывают СДВГ, но отражаются на психике ребёнка. Бывает даже, что окончательно поставить диагноз не удаётся, пока такая обстановка сохраняется.

    Значение имеют также и особенности воспитания. Гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность, могут создать условия для развития психопатологии.

    На развитии ребёнка сказывается воспитание в неполных семьях, повторный брак родителей, продолжительная разлука с родителями, тяжёлая болезнь или смерть родителей, различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей и проживающих с семьёй бабушек и дедушек.

    В силу аффективного (до взвинчивания) реагирования и повышенной утомляемости эмоционально неустойчивая мама постоянно «заряжает» ребёнка тревогой, напряжённостью, ожиданием опасности. Таким образом, у ребёнка формируется неадекватное, аффективное отношение к миру.

    Психологи отмечают, что у гиперактивных детей не удовлетворена главная детская потребность - в материнской любви и ласке. Любовь к матери играет главную роль в их эмоциональном развитии. Они постоянно испытывают дефицит эмоционального и физического контакта с мамой.

    Психологический микроклимат в семье, особенности личности родителей и система воспитания создают условия, в которых психические отклонения либо нормализуются - и происходит компенсация дефицита внимания и двигательного контроля, либо трансформируются во вторичные, более тяжёлые нарушения.

    Не последнюю роль в развитии ребёнка играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность семьи. R.A.King и J.D.Noshpitz [1991] установили, что у детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре- и перинатальной патологии исчезают к моменту поступления в школу. У детей из неблагополучных семей они продолжают сохраняться и способствуют развитию школьной дезадаптации.

    Исследования, проведённые авторами среди гиперактивных детей, подтвердили, что только наличие перинатальной патологии ведёт к возникновению заболевания.

    Но отделить биологические факторы от социальных и семейных часто невозможно. Поэтому неблагоприятные социальные условия могут провоцировать дальнейшее развитие заболевания, даже если в анамнезе было только лёгкое поражение ЦНС.

Другие причины заболевания

    Кроме биологических и социальных факторов разными авторами называются следующие причины возникновения гиперактивности и нарушений внимания у детей:

    1. Пищевые красители и консерванты.

    2. Рафинированные продукты питания.

    3. Дефицит витаминов и микроэлементов.

    4. Отравление свинцом, нитратами, диоксинами.

 

    Исследования доктора Файнголда (Сан-Франциско) показали, что пищевая аллергия может быть причиной детской гиперактивности. При исключении из диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, у 50% гиперактивных детей значительно улучшилось поведение [B.F.Feingold, 1975].

    Недавно британские учёные выяснили, что пищевые красители действительно делают детей неуправляемыми и гиперактивными [Food, 2004].

   

    Список опасных красителей и консервантов

 

    Е124 - краситель пунцовый (понсо 4R)

    Е122 - карминовый (кармуазин)

    Е110 - жёлтый закат

    Е102 - тартразин (оранжевый краситель)

    Е210 - бензойная кислота

    Е211 - бензоат натрия

    Е212 - бензоат калия

    Е213 - бензоат кальция

    Эти добавки могут привести к аллергии, вызвать кашель, приступы астмы. Часть из них являются канцерогенами.

    За рубежом врачи бьют тревогу! Современные продукты питания негативно влияют не только на здоровье, но и на психику подрастающего поколения.

    Мишель Горбах в своей книге «Влияние питания на душевные болезни» пришел к выводу, что питание, пищевая аллергия и проблемы поведения у детей тесно взаимосвязаны.

    «Вредные» углеводы - это быстроусвояемые углеводы с высоким гликемическим индексом (1ГИ = 1 грамм глюкозы). К ним относится рафинированный сахар и все продукты, где его концентрация высока, а также изделия из белой муки (белый хлеб, сдобные хлебобулочные и макаронные изделия, торты, пирожные и другие кондитерские изделия).

    Учёные также выяснили, что отставание в учёбе, повышенная импульсивность и беспокойство у детей могут быть следствием недостаточного питания мозга. У гиперактивных детей обнаружен дефицит цинка, магния, кальция, витаминов группы В (В1, В6, В12), жирных кислот (ПНЖК). Кроме этих веществ, для питательной поддержки мозга необходимо принимать продукты, содержащие лецитин, таурин, триптофан, пробиотики (инулин) [Шохет Э., 2002].

    Недавно исследователи выявили у детей с СДВГ недостаток серотонина, который является проводником нервных импульсов от клеток к мозгу, а также совместно с эндорфинами создаёт хорошее настроение и является предшественником мелатонина - гормона сна.

    Витаминотерапия более привлекательна, так как позволяет без особых затрат времени и средств улучшить внимание и поведение ребёнка и не только позволит снизить проявления заболевания, но и укрепит здоровье, создаст основу для нормального роста и развития.

    Кроме питания, опосредованное влияние на нервно-психическое развитие ребёнка оказывает состояние окружающей среды, прежде всего в крупных городах и мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск). Свинец, кадмий - выбросы в  атмосферу автомобилями и промышленностью.

    Учёные предупреждают также о вредном влиянии нитратов на здоровье. Эти соединения вызывают гемолиз эритроцитов и гипоксию клеток мозга.

    В целом, анализ литературы и опыт авторов показывает, что доминирующую роль в возникновении заболевания играют биологические факторы (внутриутробное поражение мозга и наследственная предрасположенность), а все остальные являются сопутствующими на течение и прогноз.

4. Комплексная программа лечения

   

    1. Консультирование родителей.

    2. Работа педагога с гиперактивными детьми.

    3. Социально-педагогическая работа.

    4. Специальное обучение.

    5. Работа с ребёнком - поведенческая и двигательная терапия.

    6. Психотерапия.

    Медикаментозная терапия не является обязательной составляющей коррекции.

    В начале лечения врач и психолог проводят просветительскую работу. Родителям разъясняют смысл предстоящего лечения. Ведь именно от их участия в работе, их позитивного настроя зависит успех лечения.

    Психолог и врач должны объяснить родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

5. Психолого-педагогическая коррекция -

консультирование родителей

    Клиническая картина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью включает 90 факторов [Clements]. При таком большом количестве нарушений маловероятно найти лекарственное средство для излечения этого заболевания.

    Для эффективной помощи этим детям специалисты предлагают использовать комплексный уход, сочетающий в себе медицинские, психологические и педагогические методики.

    Из всех психолого-педагогических методик самая важная - поведенческая терапия. Её цель - изменить ближайшее окружение ребёнка, отношение педагогов и родителей, создать благоприятную среду для развития.

   

   

    Консультирование родителей

   

    Проводится плановая разъяснительная  работа с родителями в двух направлениях:

    1. Просветительские беседы.

    2. Практические занятия (игровая терапия, тренинги).

    В процессе работы необходимо убедить родителей. Что от их понимания и участия в жизни ребёнка зависит то, вырастет ли он полноценным человеком и какое место займёт во взрослой жизни.

    На практических занятиях родителей обучают, как правильно общаться с ребёнком, как организовывать его жизнь, питание, домашнюю среду, как контролировать его деятельность и направлять активность в полезное русло, готовить домашние занятия, играть и т.д.

    Во время семинаров и тренингов взрослые учатся правильному демократичному общению, способам решения конфликтов, методам релаксации и аутотренинга.

       

    Пути преодоления

    1. Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».

    2. Составить список запретов и чётко ему следовать.

    3. Составить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).

    4. Осуществлять работу с гневом (можно использовать методику «Лестница гнева»).

    Режим дня

    В душе гиперактивного ребёнка царит хаос. Обязательно надо упорядочить его жизнь. Только строгий режим дня даст возможность контролировать ребёнка. Чем яростней бушует стихия, тем крепче должны быть берега.

    Строгое соблюдение режима дня позволит ребёнку:

    а) обучаться структуре деятельности. Это позволит ему больше концентрироваться на своих обязанностях, учиться саморегулированию;

    б) не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать.

   

    Разрабатывая режим дня, следует учесть основные принципы:

    - режим дня не должен быть разработан на длительное время;

    - должен быть удобен как взрослому (родителю), так и ребёнку;

    - не должен мешать посещать детские образовательные учреждения;

    - должен учитывать индивидуальные биоритмы ребёнка и его интересы.

    Прогулка

    Для гиперактивных детей большое значение имеют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе.

    1. На прогулке происходит обогащение кислородом. Это улучшает работоспособность мозга, приводит к улучшению внимания и памяти.

    2. Удовлетворяется потребность в двигательной подвижности. Выплёскивается излишняя активность и происходит снятие психического напряжения.

    3. Происходит социализация ребёнка в естественных условиях - на детской площадке.

    Сон

    Гиперактивный ребёнок должен спать до 12 часов в сутки.

    Надо помнить, что нервная система отдыхает с 21 до 24 часов. Поэтому, если ребёнок ложится поздно, и даже достаточно много спит, нервная система не получит полноценного отдыха. Это скажется на учёбе, внимательности, усилятся признаки раздражительности и агрессивности.

    То же самое касается и дневного сна.

    Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям нужен дневной сон продолжительностью 2-4 часа.

   

    Суточные биоритмы

    При построении режима дня необходимо учесть индивидуальные особенности ребёнка - его суточные биоритмы («жаворонок», «сова»).

    Диета

    Для гиперактивного ребёнка важно организовать полноценное сбалансированное питание.

    Следует соблюдать принципы раздельного питания, домашние блюда, использовать больше свежих овощей и фруктов. С осторожностью вводить в рацион аллергеносодержащие продукты: яйца, сметану, жирный творог, продукты с консервантами, красные фрукты и овощи.

    Игра

    Игра - ведущая деятельность ребёнка.

   

    Правила при игре:

    1. Не ругать ребёнка при ком-то. Все спорные вопросы выяснять наедине.

    2. Не прибегать к физическому наказанию. При общении с ребёнком избегать оценку его личности. Если он поступил, не говорить ему, что он плохой. Сказать, что это был плохой поступок. Не сравнивать ребёнка с другими детьми.

    3. Уметь признавать свои ошибки при ребёнке. Это покажет ребёнку, что каждый человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает.

    4. Такой опыт поможет малышу легче справляться со своими ошибками, что благотворно повлияет на формирование адекватной самооценки.

    Оптимальный возраст для коррекции СДВГ - 5-7 лет.

 

       

    Занятия

    1 задача:  научить ребёнка завершать начатое дело.

    2 задача: научить вовремя, переключаться с одного вида деятельности на другой.

    3 задача: тренировать вначале только одну функцию (например: внимание и не замечать, что во время занятия ребёнок ерзает и вскакивает с места).

    4. задача: развивать голову (развитие привычки осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других).

    5. задача: правильно организовать рабочее место (свой тихий и спокойный уголок у ребёнка).

   

    Формирование самоконтроля

    и организации деятельности

    Гиперактивные дети нуждаются в постоянном контроле, так как контролировать себя, своё поведение и свои чувства сами не могут.

    Можно выделить три направления организации контроля.

    1. Организация строгого режима дня.

    2. Организация деятельности.

    3. Концентрация внимания.

 

    Соблюдение чёткого режима дня позволит ребёнку сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельно структурировать свою деятельность и научиться саморегуляции.

    Контроль деятельности должен идти по пути продуктивного использования. Необходимо чётко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность.

    Физзарядка - это один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ.

    Наказание

    Гиперактивный ребёнок в силу своей сверхподвижности и повышенной отвлекаемости часто оказывается в ситуации постоянного наказания.

    Следует стараться не кричать на ребёнка - от этого страдает его психика. Объясняйте всё спокойным тоном. Чтобы ваше общение происходило на «равных» позициях.

    Самое страшное наказание для ребёнка - постановка в угол.

Такая мера наказания может развивать фобии, комплексы, снижение самооценки и другие личностные нарушения.

    Самый лучший способ взаимодействия с ребёнком - сотрудничество.

    Программа поощрения и поддержки

    Домашняя программа вознаграждения включает следующие моменты:

    1. Каждый день перед ребёнком ставится определенная цель, которую он должен достичь.

    2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.

    3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

    4. В течение недели за каждый положительный результат ребёнок получает очки или баллы (система оценивания должна быть вывешена).

    5. При достижении значительных результатов в учёбе и поведении ребёнок получает большое вознаграждение.

    Территория

    Гиперактивному ребёнку нужно место и территория для «разгрузок». Частые прогулки, особенно перед сном и спокойной деятельностью; личное место в квартире (как для активных, так и для спокойных игр, для личных вещей).

   

     Поведенческая терапия

    При гиперактивности наблюдается расстройство инициирования действий. Цель методики поведенческой терапии - научить ребёнка концентрировать внимание при управлении действием. Она включает три метода:

   

    1. Ситуативное управление: целенаправленное поощрение спокойного поведения и лишение поощрения при гиперактивном поведении в детском саду, школе и дома.

    2. Ограничение, «обеднение» окружающего мира ребёнка. Например, домашние задания делаются в такой обстановке, чтобы в поле зрения не было никаких других раздражителей (игрушек, книжек).

    3. Установление дополнительных критериев действия. Перед непосредственным выполнением действия дети учатся давать себе команду: «Стоп. Вначале подумай». Таким образом, неадекватное действие предотвращается дополнительными барьерами [Айзерт, 1993]. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...