Методическая разработка по теме: «Арт-терапия: упражнения для детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Мальцева Марианна Сергеевна

Использование арт-терапии, в частности – изобразительной деятельности, в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей - дошкольников. Художественное самовыражение, так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14._metodicheskaya_rekomend_art-terapiya.docx465.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Методическая разработка по теме:

«Арт-терапия:

упражнения для детей»

http://www.live-and-learn.ru/upload/iblock/9f5/art.jpg

Подготовила

 педагог-организатор

 Мальцева Марианна Сергеевна

г. Покачи,2018

Аннотация

В данной разработке «Арт-терапия: упражнения для детей» раскрывается понятие арт-терапии, трактуемое как психологическое воздействие искусством. За основу в нашем исследовании мы взяли художественную (творческую) деятельность субъекта, посредством которой осуществляется коррекция личностных проблем. Общепризнанно, что арт-терапия идеально подходит для работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. Здесь актуально соединение арт-терапии с коррекционно-развивающим обучением, так как последнее направлено на исправление каких-либо недостатков и дефектов ребенка с одновременным развитием, раскрытием его потенциальных возможностей. Представлено  описание арт-терапевтического метода работы с рисунком «Мандала» с детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретической базой стали труды В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.И. Копытина, З. Фрейда, Г.Г. Хоментаускаса, Э.Г. Эйдемиллера и др.

Для педагогов по изобразительному искусству, психологов, воспитателей.

Мальцева М.С., педагог-организатор, МАДОУ ДСКВ «Рябинушка».

Пояснительная записка

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в ХХI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, социального окружения, качестве медицинского обслуживания, отношений ребёнка с близкими взрослыми, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторах.

Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения и деятельности детей.

Исследуя данную проблему, следует признать, что нынешнее состояние образования, в частности дошкольного, не позволяет эффективно решать задачи сохранения психологического здоровья детей и требует научной разработки новых подходов к этой проблеме.

         - Содержание  рекомендации ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка - уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой

Актуальность и новизна  исследования заключается в использовании арт-терапии, в частности – изобразительной деятельности, в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей - дошкольников. Художественное самовыражение, так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование арт- терапии выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Проблема исследования состоит в расхождении между высоким потенциалом арт-терапии в психокоррекции нарушений эмоциональной сферы детей и уровнем методической разработанности данного подхода. Анализ литературных источников, осмысление выше сформулированной проблемы в контексте психологического здоровья ребенка позволил выявить ряд существенных противоречий между:

  • потребностью современного общества в психологически здоровых людях и недостаточной возможностью социальных институтов воспитать, развить психологически здоровую личность в наличных социально - экономических и политических условиях;
  • доступностью практического использования изобразительной деятельности как средства развития психологически здоровой личности на начальных этапах онтогенеза, в том числе – через психокоррекцию нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью данного подхода в психолого - педагогической науке;
  • востребованностью арт-терапии в психокоррекционной работе и недостаточным количеством исследований по изучению практических возможностей арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения эмоциональных состояний.

Таким образом, противоречие между востребованностью арт-терапии как средства психокоррекции детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью практического аспекта ее использования и определило цель данного исследования.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания, использовании арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников.

Цели и задачи арт-терапии: диагностическая, коррекционная, стрессотерапевтическая, релаксирующая, регулятивная, лечебная, катарсическая, гармонизирующая, развивающая, креативогенная, самовыражение, коммуникативная, социализирующая.

Области применения арт-терапии: психология, психиатрия, педагогика, образование, воспитание, социальная сфера, сфера бизнеса, здоровье сберегающие технологии. 

        В ходе психолого-педагогической деятельности создаются специфические условия: фасилитирующая среда, включающая в себя творческое взаимодействие, безусловное принятие и понимание потребностей ребенка и используются специальные приемы, способствующие снятию эмоционального напряжения ребенка, его творческому самовыражению и рефлексии;

     Социальная значимость. Изобразительное творчество – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желания, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Общие задачи арт-терапии включают в себя:

  • разработку научных основ терапевтической и коррекционной основы психологической помощи детям с отклонениями в развитии;
  • научное обоснование терапевтической помощи детям с различными нарушениями развития;
  • обобщение всего накопленного опыта арт-терапевтических исследований и внедрение его в систему специального образования с целью его гуманизации и совершенствования;
  • совершенствование системы организации обучения в специальных образовательных учреждениях средствами искусства и подготовки соответствующих специалистов.

Цели работы с ребёнком:

  • развивать личность ребенка и раскрывать его потенциал, расширять формы опыта, отличных от интеллектуального, самовыражение;
  • повышать стрессоустойчивость ребенка, совершенствовать механизм психической защиты, формировать адекватную самооценку и форму межличностных отношений (психокоррекция);
  • устанавливать контакт со «своим миром», гармонизировать личность и устанавливать взаимодействие с разными субперсоналиями;
  • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
  • проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  • сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
  • развить художественные способности и повысить самооценку.

Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Арт-терапия является методом коррекции и лечения посредством применения художественных практик. Рисование  развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Задачи работы с ребёнком  в арт-терапии:

  • осуществлять средствами искусства коррекции и профилактики нарушений развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развития и формирования личности;
  • развивать активные способы взаимодействия с культурной и социальной средой;
  • развивать художественный вкус;
  • создавать условия для социокультурной адаптации ребенка с нарушениями;
  • адаптировать арт-терапевтические методики  и использовать их при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики;
  • выявлять особенности определения уровня эффективности арт-терапии в специальном образовательном учреждении;
  • разработать арт-терапевтические технологии, необходимые для коррекции нарушений у детей-инвалидов;
  • корректировать вторичные нарушения в развитии ребенка, помощь в адаптации в обществе средствами культуры и искусства;
  • обеспечение средствами искусства познавательных потребностей детей с нарушенным развитием.

Таким образом, основная задача арт-терапии средствами искусства -  произвести терапевтическое воздействие на ребенка с некоторыми  отклонениями в развитии с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде.

  • воспитать   способность погружения в атмосферу творчества, активизацию фантазии, свободы выбора;
  • духовно-нравственное становление личности.

В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, базису его душевной жизни значительно возрастает, что сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества и науках о человеке. Однако базисные категории эмоциональной сферы еще не получили глубокого раскрытия в психолого-педагогической науке и практике. Лишь в последнее время они становятся предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.К. Вилюнас В.П. Зинченко, Е.П. Ильин А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.). Методологической основой исследования явились: культурно-историческая теория Л.С. Выготского; представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (П.К. Анохин, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, У. Джеймс, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.К. Эльконин и др.); концепции о психолого – педагогических аспектах искусства (А. Адлер, П. Гольдштейн, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, Т.А. Флоренская, З. Фрейд, К.Г. Юнг, и др.); системно - деятельностный подход (А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); ятельностного опосредования развития психики ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л. М. Божович, А.В. Запорожец); методологические позиции А.И. Захарова, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, Б.Ф. Ломова, А.М. Прихожан, В.А. Сонина и др. в области коррекционной психологии и психотерапии.

Теоретической основой исследования явились: исследования по проблеме психологического здоровья (К.А. Альбуханова - Славская, Л.И. Анциферова, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков); психический анализ эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития в детском возрасте (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский).

Значительную роль в обосновании проблемы исследования сыграли работы ведущих специалистов в области коррекционной психологии и психотерапии и их теоретико-методологические позиции (Л.И. Божович, А.И. Захаров, А.И. Копытин, А.М. Прихожан и др.).

Теоретической базой стали труды В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.И. Копытина, З. Фрейда, Г.Г. Хоментаускаса, Э.Г. Эйдемиллера и др.

Арт-терапия - терапия искусством - возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем самым освобождался от них. Занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний. Искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии. Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.

В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты. Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации.

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение. Все это происходит с помощью создания произведений искусства. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир, переживания во внешнюю форму, через творчество, а затем создания новых положительных эмоций и чувств.

Арт-терапия как популярное направление современной психологии: методы самодиагностики и само исцеления, упражнения арт-терапии. Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой - не обучением, а исцелением... Даже у очень тяжёлых пациентов арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей! В арсенале современной медицины присутствуют методики психологического и рефлекторного воздействия. Это различные виды арт-терапии, которые могут применяться при лечении как психологических, так и соматических заболеваний. Используемые методы арт-терапии включают в себя технологии воздействия на подсознание и закрепление условных рефлексов.

В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, ей присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать.

Арт-терапевтическая работа, имеет профилактический или «развивающий» характер. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Возможности арт-терапии

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы, наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт-терапия  позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арт-терапия  развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия  является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

Арт-терапия имеет как наиболее общие задачи, так и личностные.

Виды арт-терапии

Выделяют активную и пассивную арт-терапию. Первая предполагает побуждение к самостоятельному творчеству, пассивная - основана на использовании уже существующих произведений искусства. Также она может быть групповой и индивидуальной. Технологии арт-терапии Арт-терапия проводится в специально оборудованном помещении и в присутствии арт-терапевта. В ходе занятий используются: рисунок, живопись, графика, скульптура, чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т. д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т. п., так и искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т. п.) .

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик.

 Основные направления и виды арт-терапии

- изо терапии (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.;

- библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

- имаго терапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

- драма терапия - разыгрывание какого-либо сюжета;

- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

- куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

- коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т. д.

маскотерапию, оригами, видеотерапию, песочную терапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует: развитию личности, повышению самооценки; самовыражению, снятию напряжения, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки, помогает осознать некоторые психологические проблемы. В последнее время функции арт-терапии широко используются для оказания психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами; имеющим замедленное развитие.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Арт-терапия выполняет несколько функций:

Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Итак, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, - произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Основные задачи игровой терапии таковы: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Сказкотерапия - это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях. В сказкотерапии различают директивный и не директивный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В не директивной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств. В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит психолог: - использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются. Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические.

Танцевально-двигательная терапия - терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

 Первая и главная заповедь арт-терапии

Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

Вторая заповедь арт-терапии

Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. В случае, если Вы работаете одни, то о психотерапевте и его интерпретациях вообще не может идти речи. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть попросту - созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему, ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Более того, считается, что пациент, ну почти обязан сам прийти к такому пониманию.

Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.

Третья заповедь арт-терапии

В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сейчас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, - помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

Какие же существуют общие упражнения арт-терапии и рекомендации?

Рекомендации по арт-терапии

Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции - Вам всегда стоит предпочесть - лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот - успокоит.
       Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей - это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.

В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры - карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

В-четвёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
        В-пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.
        Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта - то есть найдёте общий язык со своим бессознательным, поймёте исходящие от него сигналы.
Создавайте следующие тематические рисунки:

Рисунок самого себя,

Рисунок своей (можно воображаемой) семьи,

Рисунок человека вообще,

Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)

Приложение 1

Упражнения арт-терапии с цветами

Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый – тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй – наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.

Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.

Выберите цвета, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.

Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.

Упражнения арт-терапии с каракулями

Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).

Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!

Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.

Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином.

«Вылепите свою проблему»

«Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,

трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите


Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов

Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала

Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно

Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Упражнение арт-терапии «Автопортрет в натуральную величину»

Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку – Вам понадобится партнёр и … очень большой лист бумаги.
Вы должны лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести Вас по контуру Вашего тела.

После этого вы создаёте «Образ самого себя». Дорисовываете. Раскрашиваете так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри Вас, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части Вашего тела, какого они цвета…

Формы работы с детьми и подростками

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Показания для применения игр с камушками:

трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков; психокоррекция и психпрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности; невротические и эмоциональные расстройства; кризисные состояния; развитие собственного представления о себе; оптимизация психического развития в детском возрасте.

Игра «Разложи камушки»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней. Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения.  Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились. Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились. Разложите камушки дорожками. Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой. Чтобы дорожки были одинакового размера. Разложите камушки в следующем порядке: один большой, за ним 2 маленьких; один серый, три беленьких впереди и т.д. Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Разложи камушки по бутылочкам. Создай из камушек, свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т.д.), разложи их на столе. Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. Необходимое время: 20- 30 минут.

«Создай каменную картину»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, картинки различных животных, краски, кисточки. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков, картон с вырезанной и приклеенной картинкой животного, рыбы, птицы (или сам вырезает и приклеивает). На картинке размазывается пластилин, в который утапливаются камушки. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, выбранные вами, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину.

Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки. Необходимое время: 20- 30 минут.

«Волшебный камень»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов. Необходимое время: 30-40 минут.

«Балансирующие камни»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Это известная китайская игра, в которую умеют играть даже малыши. Задача – выстроить из плоских и гладких камушков настолько высокую башенку, насколько это возможно.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов. Необходимое время: 20- 30 минут.

Игра «Остров сокровищ»:

Ребенку предлагается закопать камушки–сокровища в песочнице и отправиться на поиски сокровищ. Раскапывая сокровище, ребенок называет, что ценное приходит в его жизнь вместе с сокровищем, какое качество характера, возможность, знание или умение он получает, обладая сокровищем.

Цель: игра позволяет обсудить с ребенком его значимые ценности, принятие или отвержение системы ценностей его семьи.

«Выбери меня»:

Групповая игра в ассоциации, где каждый участник ассоциирует себя и другого с камушком, аргументируя свой выбор. Участники делятся своими переживаниями. Игра эффективно применяется при арт-терапии с семьей.

Для подростков и взрослых

«Большие и мелкие камни или песок»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов и сосуды для засыпания (различной формы бутылочки). Процедура: Камушки различной величины, формы и цвета лежат в коробке перед всеми. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите камушки, поддержите их в руках. Заполните бутылочки камушками, чтобы они оказались полными. После выполнения работы зачитывается притча.

Цель: раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Однажды, один мудрец, находясь в кругу своих учеников, проделал следующее. Он наполнил до краев большой стеклянный сосуд крупными камнями. Сделав это, мудрец спросил у учеников – а полон ли этот сосуд? Ученики ответили, что сосуд полон. Затем Учитель взял мешочек с мелкими камушками, высыпал камушки в сосуд и легонько встряхнул его несколько раз. Камушки оказались в промежутках между крупными камнями и заполнили их. Мудрец опять спросил у учеников – а теперь сосуд полон ли? Ученики снова подтвердили его слова - да, сосуд полон. И наконец, мудрец высыпал в стеклянный сосуд песок. И песок заполнил все оставшиеся промежутки между камнями в сосуде. «А теперь, - вновь обратился Учитель к своим ученикам,- мне бы хотелось, чтобы вы в этом сосуде смогли распознать свою жизнь! Крупные камни представляют собой самые важные и необходимые вещи в нашей жизни: это наша семья, любимый человек, наше здоровье, наши дети - все то, что, даже не смотря на отсутствие всего остального, сможет наполнить нашу жизнь. Мелкие камушки олицетворяют собой уже менее важные вещи, как например, наша работа, наши квартира или дом, наша машина. Ну, а песок символизирует собой повседневную суету, прочие жизненные мелочи. Поэтому, если вы, вначале наполните свой жизненный сосуд песком, то уже в нем не найдется места для крупных камней.

Так вот и получается, если мы всю свою жизненную энергию израсходуем на кучу мелких вещей, то для крупных вещей ничего уже не останется. Поэтому, давайте обращать свое внимание только на важные вещи, находить время для своих детей и любимых, следить за собственным здоровьем. И у нас остается еще предостаточно времени для дома, работы, празднований и многого остального. Давайте следить за своими крупными камнями - ведь только они ценны, а все остальное - только лишь песок»…

В заключение поделитесь своими впечатлениями. На что Вы тратите свое время, свою жизнь? Согласны ли Вы с мудрецом? Давайте попробуем определиться с собственными жизненными ценностями. Выскажите свое мнение.

«Сад камней»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, газеты, цветная бумага, коробочки, палочки и другой строительный материал. Процедура: Подростки могут выполнять задание индивидуально или в группах. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Выбранные камушки и созданная из них композиция будет являться проекцией «Я–образа» подростков, в зависимости от того, как они оценят и опишут свой сад. Инструкция: Представьте, что мы с вами создатели великолепного сада камней. Этот сад будет столетиями радовать нас и других людей. Обычно сады камней создавались для созерцания, для размышления и открытия каких-то истин. Такие сады вечны. Попробуйте составить свой сад камней. Вы можете использовать весь предложенный материал, ведь сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могут входить и растения, и дорожки, и вода. В заключение поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли Вам создавать сад? Каким и для кого будет он? Как Вы чувствуете себя в своем саду? Кого бы Вы пустили в свой сад? Кого бы не пустили в свой сад?

Цель: раскрытие собственного предназначения, диагностика взаимодействия с социумом подростка, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

«Камень за пазухой»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Лучше это упражнение выполнить в группе. Зачитывается притча. В заключение обмен впечатлениями с использованием камней. Инструкция: Послушайте притчу. Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.- Здравствуй, - сказали они, - это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения. Человек ответил: - Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце. Чтобы легко было идти по жизни, не надо носить камней за пазухой! Были в вашей жизни случаи, после которых вы держите камень за пазухой, или кто-то носит для Вас камень за пазухой. Выберите этот камушек, поделитесь с нами.

Цель: раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

«Этот камушек похож на меня, потому что…»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов.

Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие себя, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов Вас. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями

Цель: раскрытие собственных ценностей, развитие самопонимания, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

«Моя семья»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов.

Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие членов семьи, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов вашей семьи. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.

Цель: диагностика семейных взаимоотношений, раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

«Тяжелая ноша»

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие проблему, с которой столкнулись в своей жизни подростки, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Были ли в вашей жизни случай, после которых было трудно отойти, расслабиться, успокоиться. Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам «трудную ношу», проблему, с которой Вы столкнулись в своей жизни и до сих пор несете и не можете никак сбросить со своих плеч. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.  

Цель: диагностика проблем, травмирующих ситуаций, раскрытие собственных возможностей преодоления своих проблем, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Инсталляция «Мир на ладошке»

На ладони создается композиция из выбранных камушков Пространство ладони, голографически отражая весь организм, стимулирует создание личностно значимых образов, акцентирует внимание на области центра, основании ладони, и области пальцев как удаляющегося пространства. Так выбранные камушки и созданная из них композиция будет являться проекцией «Я–образа» клиента.

Игра «Как это относится ко мне?»

С закрытыми глазами выбираются камушки. Когда камушек выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в жизни клиента напоминает этот камушек, как этот цвет и форма относятся к нему. В этой игре камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций клиента. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос.

При интерпретации выбора и обсуждении учитывается:

семантическое пространство выбирающего, с чем клиент обратился, о чем думает, что чувствует, каков его запрос; личностные ассоциации клиента; символизм цвета, формы, расположения; общекультурное и историческое значение обсуждаемых качеств, символов; ассоциации психолога, синхронизм; пространственно-временные соотношения в композиции. Композиции из камушков, как правило, непредсказуемы и неожиданны для создающих. Настроение игры, отсутствие возможности и необходимости просчитать, логически выстроить и обосновать выбор, заставляют действовать интуитивно, а значит и более открыто и искренне, минуя психологическое сопротивление и чрезмерные защиты.

Приложение 2

Рисунок мандалы и особенности когнитивных процессов

Реальный мир очень сложен. Пока его просто созерцаешь, это не страшно: можно впитывать многосложность как органическую особенность мира. Но когда необходимо как следует сориентироваться в нем, эта сложность создает для человека различные проблемы.

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями.

Важно использовать гибкие формы психокоррекционной работы, и арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит, ему просто очень плохо, и это отражается на его здоровье, успеваемости, повседневных контактах, поведении, настроении.

Арт-терапевтический метод работы с рисунком «Мандала» позволяет не только отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, тяжелую болезнь, утрату доверия к миру, но и помогает найти личностный ресурс ребенка, снять эмоциональное напряжение, сформировать установки позитивного отношения к себе. Также работа с мандалами помогает актуализировать чувства ребенка, активизировать бессознательное и развить творческий потенциал.

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг», это замкнутая геометрическая система с равноудалёнными от центральной точки элементами.  Вместе с тем в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадраты, треугольники, овалы и др. У разных народов, в самых разных культурах мандала имеет особый сакральный смысл: часто ее считают символическим отражением духовной, космической или психической гармонии, отмеченной присутствием божества. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.

Работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом диагностико-коррекционном занятии.

Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал. Психолог предлагает каждому ребенку вы-брать материалы, необходимые для рисования и один «волшебный кружок» из набора готовых  мандал  А.  Цайри

Раскрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Выбор цветов также должен быть самостоятельным.

Рис.1. Примеры шаблонов мандал А. Цайри для раскрашивания

Как правило, дети раскрашивают мандалу от середины к краю. Это и есть способ релаксации и расслабления. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. В этот момент высвобождается психологическая энергия, которую ранее ребенок тратил на неэффективное поведение и напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративного поведения, негативизма, агрессии уступает место креативности, творчеству.

Также, работа с мандалой развивает произвольность поведения, мелкую моторику рук, воспитывает аккуратность, обогащает новыми впечатлениями и активизирует интегративные процессы в бессознательном.

Наблюдая за тем, как ребенок выбирает и раскрашивает мандалу, какие выбирает цвета, фиксируя высказывания ребенка во время раскрашивания, психолог может диагностировать те или иные личностные проблемы (Рис.2).

Рис.2

Например, ребенку предлагается изображение «волшебной поляны» на которой растет семья цветов: «Найди самый главный цветочек, непохожий на другие и раскрась его. Посмотри: рядом с цветочком растут его мама, папа, брат, сестра и т.д. Раскрась их и расскажи, какие это цветы».

Также мы задаем вопросы: что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне? Обязательно учитываются цвета, используемые в мандале. Их расположение относительно друг друга и сочетаемость.

Мы можем предложить ребенку не только раскрасить готовый шаблон, но и самому создать мандалу из различных материалов: из цветного песка, из зерен и семе-чек, из камешков, бусин, ракушек и т.д. Это поможет ребенку гармонизировать свое внутреннее состояние, снять эмоциональное напряжение и найти свой внутренний ресурс.

Для детей, которым трудно дается самовыражение с помощью художественного материала, которые предпочитают точность в работе и «экономны» в выражении чувств можно рекомендовать создание мандалы с помощью мозаики. Такие мандалы легко разобрать и построить заново. Над мозаичными элементами ребенок обладает большим контролем, чем над текучими красками. Возможность контролировать процесс повышает у ребенка уверенность в себе.

Обсуждая идею облегчения для детей доступа к внутренним ресурсам, есть смысл использовать идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может делать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной, другими словами, ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющийся потенциал дает ребенку возможность обратиться к естественным еще не использовавшимся внутренним ресурсам. То, что ребенок может сделать с чьей-то помощью сегодня, он сможет сделать самостоятельно завтра.

Как проявляют себя сознание и бессознательное в рисунке арт-терапевтической мандалы?

http://www.live-and-learn.ru/upload/iblock/d9a/risunok-mandaly-i-osobennosti-kognitivnykh-protsessov.jpg

Изучая, нарисованную в терапевтических целях, мандалу, можно узнать кое-что - о месте, где сейчас сконцентрированы ваши когнитивные процессы.

 Когнитивные  процессы сконцентрированы, в основном, в голове - ибо она дана человеку не только для шляпы, как мы знаем с детства...

Но «голова» «голове» - рознь...

Особенности когнитивных процессов на то и названы «особенностями», что могут протекать, скажем так - «в разных частях головы»!

Мы можем «пережёвывать» нашу проблему – либо на уровне сознания, либо на уровне бессознательного, либо – на обоих уровнях сразу.

О чём это говорит? Это говорит о том, что:

  • если мы решаем проблему (перерабатываем поступивший извне материал) на уровне сознания, то становится актуальным и вообще - возможным: опыт нашей сознательной деятельности в решении данной проблемы (цели);
  • если мы решаем проблему на уровне бессознательного, то, увы, сознательная деятельность в решении данной проблемы не будет помощницей...
  • если мы решаем проблему сразу на двух уровнях – это говорит о высокой важности проблемы, о «красной кнопке», но и о том, что для её решения (к счастью) все средства хороши.

(Имеется в виду - работа как с сознанием, так и с бессознательным, а не грабёж и шантаж).

Сразу приведу пример. Скажем, человек не имеет работы. Для него это, допустим, проблема. (Когда это - не проблема, это прекрасно, но мы этот случай в контексте примера не рассматриваем).

Итак, человек сидит без работы, и для него (а не для его родственников) это -проблема. Человек рисует мандалу. И мандала показывает – когнитивные процессы по решению этой проблемы сконцентрированы у этого человека сейчас в бессознательном. О чём это нам говорит?

О том, что сегодня никакими «разумными доводами» и «логичными планами» его дело с мёртвой точки не сдвинешь. (Может быть, завтра он нарисует другую мандалу и у нас появится другой шанс. Но не сегодня!)

Проблема «почему я не работаю» засела так глубоко (или вырвалась наружу из таких глубин), что только там, на глубинных уровнях её и нужно пытаться решать. Пытаемся решить проблему, то есть – но на уровне бессознательного нашего клиента (или себя).

Точно так же, если мандала показывает, что у клиента переработка проблемы идёт на сознательном уровне, нечего лезть к нему в бессознательное, атаковать его вопросами -во сколько лет его отняли от груди и вообще, строить из себя компетентного шамана.

Такому клиенту можно всё объяснить «по-хорошему», на простецком языке бизнес-тренеров. Например, посоветовать вставать в 7 утра, а ложиться в половине одиннадцатого. И всё у него наладится - только поправь распорядок дня. Ясно?

А теперь давайте научимся «читать» Большой Круг Мандалы с точки зрения места, где у клиента идут когнитивные процессы здесь и теперь.

Нулевая, Первая, Вторая, Третья и Четвёртая стадии Большого Круга Мандалы - уровень Бессознательного

То есть, это мандалы

  • Чистый свет,
  • Пустота,
  • Блаженство,
  • Лабиринт. Спираль. Вихрь,
  • Начало.

Пятая, Шестая, Седьмая, Восьмая стадии Большого Круга Мандалы -затрагивают уровень сознания.

Это мандалы:

  • Мишень,
  • Единоборство с драконом,
  • Оквадрачивание круга,
  • Функционирующее Эго.

Когда человек рисует такие мандалы, ему всегда нужны конкретные советы, план действий, чёткое руководство.

И, наконец,

Девятая, Десятая, Одиннадцатая и Двенадцатая мандалы - материал перерабатывается на сознательном и бессознательном уровнях

Это мандалы:

  • Кристаллизация,
  • Ворота Смерти,
  • Фрагментация,
  • Трансцендентный экстаз.

А теперь поговорим о цветах ваших мандал всё в том же свете - в свете места, где проходят когнитивные процессы, работающие над проблемой.

Мандалы: Цветовая палитра бессознательного

Всё тёмные оттенки

Мандалы: Цветовая палитра сознания

Средние «нормальные» оттенки

Мандалы: Цветовая палитра сознания и бессознательного, работающих одновременно

Светлые оттенки

С цветами - всё.

Если Номер мандалы и цвет совпали – это говорит о статичности мандалы, о «сильном» и «ясном» случае. О стабильном, ригидном долгом прохождении через состояние. О нескорой смене.

Например, если я нарисовала Нулевую мандалу (окружность на пустом листе) тёмно-синим, чёрным, зачернённо-красным - значит, точно уровень сознания здесь ни при чём. Если же цвет и номер не совпадают, значит, я – в динамике, мандала - динамична.

Заключение

Как вы могли догадаться - самые красивые и продвинутые мандалы – это мандалы с девятой по двенадцатую. «Кристаллизация» - к примеру, попробуй ещё нарисуй такую красоту. Эти мандалы - трудоёмки, а мы ценим трудоёмкость, Хотя японец и китаец над нами бы посмеялись. У них самые прекрасные мандалы – это нулевая и первая. Единый взмах кисти – и вся Вселенная нарисована...

Ну а самые красивые цветовые оттенки (для нас) - светлые, разумеется. Они такие воздушные, летящие, как светлые косы Венер Боттичелли.

Правильно, так и есть. Это – гармонично и уравновешенно, когда когнитивные процессы идут сразу на двух уровнях. И сознание тут умную мысль подаст, и бессознательное «эдакий юнгианский выверт» добавит.

Одна голова хорошо, а две – лучше.

Да. Наличие таких рисунков-мандал говорит о самом желанном -о скорой психологической трансформации.

Но. Только если этот материал честно «идёт из души»...

И если вы не побывали в «простых некрасивых болезненных» мандалах и не проявили к ним уважение как к печечке с ржаными пирожками и яблонями с кислыми яблоками – красивых мандал и трансформации вам долго не видать.

Наша ригидность и творческая зажатость диктует нам рисовать стереотипные мандалы «на пятёрочку с плюсиком» - как раз с девятой по двенадцатую. Ибо такие мандалы мы краем глаза видели «у буддистов» и считаем их «правильными». А правильных мандал нет. Правильно это то, что идёт у вас из нутра.

С цветами то же самое. Мужчины рисуют тёмные оттенки, часто только потому что маркетологи и дизайнеры именно так упаковывают им их шампуни - в тёмные флаконы. Привыкли, что «благородный коричневый» это цвет мужчин? Это кто вам, маркетолог сказал? Отвыкайте.

Ложно понятая «гендерная правильность» ещё заставляет женщин выбирать светлые оттенки для мандал, как будто бы мы выбираем гардины к обоям, а не лечимся серьёзной арт-терапией.

Это всё – демонстрация так называемого «ожидаемого» и «социально одобряемого» поведения, работа вхолостую, сплёвывание стереотипов.

Кто из вас до знакомства с Большим Кругом Мандалы знал, что можно нарисовать окружность с точкой по центру и это будет самая... нет... наисильнейшая мандала – Нулевая? Кто бы рискнул так минималистично выразить себя самоё и своё текущее состояние?

Кто знал, что можно выходить за края мандалы и это тоже будет признак – самого сильного состояния, пограничного с социальным, духовным триумфом?

Итак, для начала нам нужно научиться рисовать мандалы, исходя из себя. Тогда они будут валидны, будут обладать исцеляющей силой, да и просто будут интересны.

Поэтому я рекомендую вот какое упражнение.

Пропедевтика к рисованию мандал Большого Круга

Упражнение «Рисуем Солнце»

Представьте себе, как стереотипно и нетворчески мы рисуем солнце – с яслей. Правильно: дуга в краю листа, от неё палки-лучики и очеловеченная мордочка-смайлик. Или круг, а дальше то же самое.

Чем вам детский рисунок солнца не мандала?

Если вас попросить нарисовать солнце прямо сейчас - ведь вы нарисуете то же самое, правда?

То есть, с яслей до сегодняшнего дня вы не нажили никакой духовный и мистический опыт-ресурс. Но ведь это неправда?..

Поэтому садимся и рисуем солнце. Не так, как привыкли дети в яслях.

Эта задача может сломать ум подобно дзенскому коану. Это сложнее чем «хлопок одной ладони».

Думайте, медитируйте, носите эту мысль в голове, передвигаясь по городу на работу и с работы домой- как вы будете рисовать солнце.

Уверяем, оно вам приснится. Так заработает ваша душа и психика. Начинайте.

И пусть вам поможет мысль о том, что все мы – дети Солнца.

И в заключение об арт-терапии...

Арт-терапия применяется ко взрослым людям, для решения их «взрослых» проблем. Но будет очень неплохо, если Вы будете заниматься ею регулярно и со своими детьми - так Вы сможете отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидите их глубинные и неосознаваемые переживания себя и своего места в семье.

Мы перечислили только самый минимум арт-терапевтических методов самодиагностики и самоисцеления.

Арт-терапия - это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий.

Рекомендуемая литература:

  1. Беллак Л., Эбт Л. и др Проективная психология.
  2. Белозорова, Л.А. Влияние арт-терапии на психологическое здоровье личности /Л.А. Белозорова, О.Н.Бондарева, О.Н.Князева // Культура физическая и здоровье. – Воронеж, 2010. − № 4(29),
  3. Белозорова, Л.А. Исцеляющие возможности искусства как фактор укрепления психологического здоровья личности / Л.А. Белозорова // Арт -терапия сегодня: практика и перспективы развития арт - терапии в образовании, медицине и социальной работе: материалы восьмой международной научно-практической конференции. – С.-Петербург: С- Петербургская государственная акакадемия постдипломного педагогического образования, 2006. С.151 -154.
  4. Белозорова, Л.А. Значение и роль эмоциональной сферы и ее отношение к проблеме психологического здоровья детей / Л.А.Белозорова, М.В. Пронин // Мультидисциплинарный научно-практический журнал «Территория науки». - Воронеж: ВЭПИ.– № 17(18). –2010.– С. 31-34. Белозорова, Л.А. Педагогические возможности использования арт-терапии в целях сохранения психологического здоровья детей / Л.А. Белозорова // Проблемы и перспективы использования современных технологий обучения в начальной школе Воронежской области: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием.– 2008 г./ Составители
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – С.46..
  6. Киселева М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: Издательство «Речь», 2007.-160с.
  7. Копытин А. И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1996 – С.256
  8. Копытин А. И., Свистовская Е. Е  Арт-терапия детей и подростков.-  М.: Когито - Центр, 2007.-198с.Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. - С. 39-41.
  9. А.И. Копытина Практикум по арт-терапии.
  10. Реброва Екатерина Викторовна Игра в камушки.//[электронный ресурс] http://www.psylist.net/avtor/00009.htm4.Малкоиди К. Палитра души. – К.: София, 2004. – 272 с.
  11. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей. – Германия, Равенсбург – 2004.
  12. Цайри А., Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с исполь-зованием мандалы. – Газета «Школьный психолог», февраль 2007, №4 (386).
  13. Штейнхард Л. Юнгианская Песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. – 320 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей".

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии....

Методическая разработка: "Дидактические игры и упражнения для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)"

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия  на ребенка.  Игра — основной вид деятельности детей....

Методическая разработка: «Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Эти инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в виде физминуток....

Методическая разработка: «Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Эти инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в виде физминуток....

Методическая разработка "Релаксационные игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации"

Методическая разработка "Релаксационные игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации"...

Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»

В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи  детей с ОВЗ...