Игры и упражнения по грамоте для детей с ОНР 3-4ур.
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Лодейщикова Елена Викторовна

Игры и упражнения по грамоте для детей с ОНР 3 -4 ур.

Данный материал можно использовать, как на занятиях, так и предлагать родителям, в качестве домашних заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_zadaniya_po_gramote.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по грамоте.

       

                                     Звук и буква «А»

  1.  Запомни! 

 Звук «А» - гласный. Его можно петь, тянуть: А-А-А

Воздух выходит из ротика свободно, не встречает преграды.

  На схемах обозначаем красным цветом.

  1. Игра «Поймай слово, которое начинается со звука «А»».

Взрослый произносит слова, ребенок хлопает в ладоши, если слово начинается со звука «А».

 Утка, акула, абрикос, ослик, яхта, апельсин, улитка, ананас, антенна, обруч, удочка, арбуз, айва, Аня, Оля, Уля, Аля.

  1. Игра «Определи место звука «А» в словах» (начало, конец, середина слова):

АРБУЗ -

ЛИПА –

МАК –

АИСТ –

ДОСКА –

РЫБА –

АКУЛА –

  1. Игра «Повтори за мной дорожку из слогов»

Взрослый произносит слоговой ряд, ребенок повторяет.

БА – ПА – БА

ТА – ДА – ДА

ГА – ГА – КА

БА -  ТА – ПА

ДА – ТА – ТА – ДА

  1. Игра «Назови слова» (за каждое слово – фишка)

- Назови имена людей, клички животных, которые начинаются со звука «А»;

- Назови фрукты, которые начинаются со звука «А»;

- Назови дни недели в названии которых есть звук «А».

  1. Подумай и ответь:

- Почему Айболит назван Айболитом?

     7.  Игра «Четвертый лишний»

- Определи, какое слово в ряду лишнее и объясни    почему.

  • Морковь, капуста, апельсин, огурец;
  • Акула,  волк, лиса, медведь;
  • Лодка, корабль, яхта, автобус;
  • Голубь, аист, воробей, синица .

    8.  Память. Мышление.

 - Назови слова, которые были лишними в предыдущем задании. Что в них общего? (все начинаются со звука «А»)

  Придумай рифму к этим словам

Например:  «апельсин -  .. .   арбуз - …  акула - ….

    9. Выложить букву А из палочек и мозаики (пуговиц).

    10. Письмо в тетради.

Буква А.

                               Звук и буква «У»

  1. - Как гудит паровоз?

 У –У – У –У

 - Повтори: У-У-У

 - Мешают ли губы, зубы, язык выходить воздуху изо рта?  (нет)

 Запомни:

 Звук «У» гласный.  Его можно петь, как песенку, тянуть: У-У-У.

Воздух свободно выходит изо рта, нет преграды.

 Обозначаем фишкой красного цвета.

2. Рассмотреть букву У.

- На что похожа буква У ?

    Игры для развития фонематического слуха        

 3.Игра «Поймай звук»

 Взрослый произносит ряд звуков, ребёнок хлопает в ладоши, если слышит звук «У» (прикрыть губы ладонью или листом бумаги)

 А- У – Ы – О –У – И – А – У – У – Ы – И -  О – О – У – Ы

 4. Игра «Повтори слоговые дорожки»

  • Пу –бу – бу
  • Ду – ду – ту
  • Гу – ку – ку – гу
  • Бу – пы – бы – пу

  Развитие памяти и мышления

  5. Игра «Четвертый лишний»

  • Утюг, стол, кресло, шкаф;
  • Окунь, утка, карась, щука;
  • Лодка, корабль, удочка, яхта;
  • Воробей, голубь, синица, улитка.

-Назови слова . которые были лишними. Что в них общего?

6. Игра  « Определи место звука «У» в словах» (начало, конец, середина):

 МУХА                   ЗУБЫ              УШИ              МОГУ

УЧИТЕЛЬ             ЛУЖА             СЛЫШУ       УРОК

7. Игра «Назови слова»

- Назови слова, в которых есть звук «У» (за каждое слово – фишка)

 8. Выложить букву У из палочек, пуговиц,  

                                                 конструктора, мозаики.

 Найти на улице веточку, похожую на букву У.

9. Письмо в тетради.        

Буква У.

10. Чтение.

АУ    УА (на карточках)                

                           Звук и буква «О»

        

      1. Игра «Четвертый лишний»

-Найди лишний предмет.  Объясни, почему он лишний.

Образец объяснения: « Лишний обруч, потому что: тетрадь, пенал, учебник – это школьные принадлежности, а обруч – спортивная принадлежность»

*ласточки, осы, чайки, скворцы;

*тетрадь, пенал, обруч, учебник;

*окунь, собака, ослик,  коза;

*весна,  лето,  зима,  облако.

2. Вспомни названия «лишних слов»

 (осы,  обруч, окунь, облако)

Что в них общего? (если затрудняется выделите голосом 1-ый звук)

Во всех словах первый звук «О» (о-о-о)

- Как ты думаешь, какой это звук?

3.         Запомни!

Звук «О» - гласный.

 Его можно петь, как песенку, тянуть:О-О-О. Воздух свободно выходит изо рта, нет преграды. Обозначаем фишкой красного цвета.

4. Игра «Запомни, повтори»

*Слоговые ряды:

По-бо-бо

До-то-до

Го-го-ко

Бо-по-по-бо

*Слова:

Кот-ток-бок

Оса-коса-коза

Угол-гол-укол

*Выучи чистоговорку:

От топота копыт пыль по полю летит.

5. Игра «Поймай слово»

-Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «О»

Жук, кот, сок, суп, лук, кит, мак, дом, овощ, муха, лапа, лимон, торт, петух, зонт, такси, майка.

6. Игра «Назови слова»

- Назови время года, которое начинается со звука «О»;

- Назови рыбу, название которой начинается на «О»;

- Назови овощи, в названии которых есть звук «О»;

- Назови птиц, в названии которых есть звук «О»;

-Назови  животных, в названии которых есть звук «О»

7. Определи место звука «О» в словах:

 (начало, конец, середина слова)

Ослик           дупло            крот             волк

Весело          окна              озеро           стол

8.  Буква «О»

  В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Напиши букву «О» пальчиком на столе, стекле, на рассыпанной манке, муке.

Сделай букву «О» из проволоки, верёвочки.

Выложи букву «О» из пуговиц, мозаики.                                                                                  Обведи кружок.  

Нарисуй обруч, колесо, мяч.

Все предметы круглой формы похожи на букву «О».

9. Письмо в тетради.         

Буква О.

Звук и буква «М»

1.Игра «Четвёртый лишний»

-Определи, какое слово лишнее и объясни почему.

Мандарин, морковь, помидор, огурец

Воробей, голубь, муравей, скворец

Бабочка, муха, стрекоза, сом

Весна, май, лето, осень

- Вспомни и назови слова, которые были лишними?

(мандарин, муравей, сом, май)

- Какой звук встречается во всех словах?

2.Запомни!        

Звук «М» - согласный.

Может быть твердым – «М!» и мягким – «Мь!»

На схемах твердые согласные обозначаем синим цветом, а мягкие согласные- зелёным.

Рассмотри букву  М

-На что она похожа?

3. Игра «Повтори слова»

МЕЛ, МЕЛЬ, МОЛЬ

МИШКА  МИСКА  МЫШКА

МИШКА  МЫШКА  МОШКА  МУШКА
МУКА   МАК   ГАМАК   МУХА

ШМЕЛЬ, МОЛЬ, МЕЛ, МЕЛЬ

4. Игра «Назови слова»

(за каждое слово – фишку)

-Назови ягоду, которая начинается со звука «М»

-Назови продукты питания, которые начинаются со звука «М»

-Назови цветы, в названии которых встречается звук «М»

Придумай слова, которые начинаются со слогов:

МА-

МО-

МУ-

МИ-

5.Игра «Наоборот»

Придумай слова, противоположные по смыслу, которые начинаются со звуков «М» или «Мь», например: большой – маленький

БЫСТРО -            ВОЙНА  -                ССОРИТЬСЯ –

ТВЕРДЫЙ  -        ГЛУПЫЙ -                СУХОЙ –

6. Игра «Найди звук» 

Определи место звука «М» в словах (начало, конец, середина)

МОРЕ      КАРМАН       ЛАМПА     КОРМ       МОЛОКО

СОМ        МОРЯК          МУЗЫКА      СУМКА

  1. Работа в тетради.

Буква М.

Чтение слогов

АМ

ОМ

УМ        

           Звук и буква «П»

1. Как пыхтит каша? (П-П-П)

Как пищит мышка? (Пи-пи-пи)

- Что ещё пыхтит?

- Кто ещё пищит?

2. Запомни!

Звук «П» - согласный.

Его нельзя петь, тянуть.

Есть преграда – губы, они мешают воздуху выходить  свободно изо рта.

Согласные звуки могут быть твердыми - «П» и мягкими –«Пь».

Твердые согласные мы обозначаем фишкой синего цвета, а мягкие согласные фишкой зеленого цвета.

3. Рассмотри букву  П

- На что похожа буква  П ?

Сделать П из палочек,  выложить из мозаики, из конструктора, из пластилина.

4. Игра «Запомни, повтори»

Повторить слова в заданном порядке:

*птица, пицца, пшеница;

*палка, полка, пилка;

*петь, пень, плеть, пить.

5. Звук «П» может быть твердым и мягким.

Игра «Камень и вата»

Для игры нужны камушек (или любой твердый предмет,  например – пуговица ) и  вата.

Определяем на слух какой звук первый – твердый или мягкий?

- Если первый звук в слове твердый - «П» - подними вверх камень, если мягкий – «Пь» - подними вверх ваточку.

Слова: песня, пила, поле, почка, печка, пушинка, портфель, пирог, пальто, петух, поезд, платок, пони, перо, парта.

6. Игра «Определи место звука «П» в словах» (начало, середина, конец)

 ПЛОВ                 КАПУСТА                      СТОП                  СУП

 КОМПОТ         ЛИПА                              ПОДНОС            ПАПА

7. Игра «Назови слова»

  1. – Назови профессии, которые начинаются со звуков «П» и «Пь»
  2. – Назови имена людей, которые начинаются со звуков «П» и «Пь»
  3. – Назови овощи, в названии которых есть звук «П».

8. Письмо в тетради.        

9. Чтение слогов: АП; ОП; УП.  Схемы слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Игры и упражнения в коррекции речи детей среднего дошкольного возраста

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей среднего дошкольного возраста, проводится по следующим направлениям: звукопроизношение и развитие фонематического слуха,...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Игры по развитию речи в средней группе...

Занимательные игры и упражнения для развития речи детей 1-3 лет. Материал для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания в ДОУ.

Как помочь Вашему малышу научиться быстрее и лучше разговаривать, делая этот процесс увлекательным и интересным? Ведь часто родители маленьких детей сталкиваются с тем, что они отказываются выполнять ...

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».

В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультации: «Игры и упражнения для развития речи детей», «Роль дидактической игры в семье».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...