Главные вкладки

    Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
    методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

    Комиссарова Людмила Владимировна

    На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

    Полноценная речь ребёнка является непременным условием для его успешной социализации. С уровнем развития речи связана речевая готовность дошкольника к учебной деятельности. Речь является основным показателем сформированности познавательных процессов, детской психики, фактором успешного обучения, познания окружающего мира. По тому, как ребёнок говорит, как у него развита речь, мы можем судить не только о речевой среде, формирующей её, но и об общей развитости дошкольника, его психологической зрелости. Речь является показателем общей культуры ребенка, его умственного, нравственного и эстетического развития.   

               Страдающий общим недоразвитием речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с  нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций детей на коррекционных занятиях, не всегда удаётся уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.  Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с общим недоразвитием речи наблюдается низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение восприятия, внимания, слуховой памяти,  несформированность словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

           В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Я считаю, что внедрение метода игровой  песочной терапии в коррекционно – логопедическую работу даёт значительный толчок развитию речи дошкольников, имеющих речевые нарушения.

          Основную идею песочной терапии психотерапевт Дорра Кальфф сформулировала так: «Игра с песком предоставляет  возможность  ребенку избавиться от психологических травм с помощью фантазий и ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями».      Именно в песочнице  развивается «мануальный интеллект» ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие всех познавательных процессов, в том числе и речи дошкольника.

    Цель внедрения  технологии «песочная терапия» в коррекционно – логопедическую работу: создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую речевую активность.

    Работая в этом направлении я решаю следующие задачи:

    •      развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики;

    •      развитие диафрагмального дыхания;

    •      развитие фонематических представлений;

    •      совершенствование лексико - грамматического строя речи;

    •      автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;

    •      развитие связной речи;

    •      формирование слоговой структуры слова;

    •      совершенствование навыков позитивной коммуникации.  

          Именно в песочнице создается дополнительный акцент на развитие познавательных процессов и формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

      Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет мне  одновременно решать задачи диагностики и  коррекции речи.

    Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

    В моей работе игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, и в качестве вспомогательного метода, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

          Все игры, с использованием песочной терапии, используемые мной можно разделить на три направления:

    1.     Обучающие игры.

    2.     Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

    3.     Проективные игры. Направленные на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

            Игры с песком я   внедряю, как в индивидуальные, так и в подгрупповые  занятия. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все лексические темы я могу обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет…

    В играх с песком, например, строя сказочные города,  мы развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность  рук дошкольника: тактильные ощущения, которые мы получаем через кожу; кинестетические  - во время движения.

    Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

    Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

    Песочная терапия позволяет мне  увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

       Данная педагогическая технология  полностью соответствует ФГОС ДО:

    o   Позволяет построить образовательный процесс на адекватной возрасту форме работы с детьми дошкольного возраста – игре.

    o   Представляет детям возможность стать активными участниками образовательного процесса благодаря формированию основного мотива дошкольника – наличие интереса у ребёнка.

    o   Способствуют обеспечению интеграции – взаимопроникновению образовательных областей («Речевое развитие», «Познавательное развитие», Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»).

    o   Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей.

    o   Создают условия для обеспечения гибкости в организации коррекционно – образовательного процесса, учитывает потребности и интересы детей. Даёт возможность  учителю – логопеду изменять  коррекционно – познавательный материал в соответствии с уровнем речевого развития и возрастными особенностями воспитанников. 

    Играя в песочнице с детьми, я предлагаю им разные приемы работы с песком:

    - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
    - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
    - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
    - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
    - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
         Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Вззаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

    «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

    Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

    Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики и грамматики при различных речевых наруше...

    Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

    Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...

    Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».

    Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем  ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого  развития;•повышать ...

    Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

    Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...