Роль ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему

Технология «ТРИЗ» - это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, дает возможность ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Таким образом, использование этой теории в работе с детьми дошкольного возраста позволяет раскрыть в ребенке личность, активизировать творческое мышление, учит его анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы во временной динамике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_triz.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

          Роль ТРИЗ  в работе с детьми дошкольного возраста

                                                                                                                                                         .                                                                                                      Воспитатель:  Торопцева Л.В.

                                                                                     

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентирует воспитателей на развивающее обучение, диктует необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Помочь в этом процессе может ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.)).

Технология «ТРИЗ» - это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, дает возможность ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии:  формирование мышления детей, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

ТРИЗ помогает решить следующие задачи:

  • осуществление системного подхода в  ознакомлении детей с человеком       и миром;
  • формирование системного мышления, интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;
  • развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности;
  • воспитание экологической культуры.

Таким образом, использование этой теории в работе позволяет раскрыть в ребенке личность, активизировать творческое мышление, учит его анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы во временной динамике. Несомненно, ТРИЗ дает возможность снять психологические барьеры дошкольников перед неизвестными проблемами, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить и, вместе с тем, несет гуманистический характер обучения.

Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию этих качеств, но ТРИЗ дает еще и технологию работы, позволяет добиваться практического результата,  дает возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие  от самостоятельно выполненной работы, существенно повышает вероятность решения творческих задач благодаря использованию методов и приемов.

ТРИЗ называют «Практической диалектикой». И это действительно так. Ведь использование данной теории повышает вероятность и взрослым, и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость и взаимосвязь, закономерности развития.

В своей практической деятельности использование элементов ТРИЗ – «Системный оператор», начинаю с младшего дошкольного возраста, приобщая детей к системному видению мира. Методы, основанные на системном подходе: компонентном, генетическом и функциональном, дают возможность показать ребенку, что все, что нас окружает, состоит из каких-либо частей, что любой предмет, является частью чего-то большего и в тоже время из чего-то состоит сам. Так как символическая функция развивается у детей с 2-х до 4-х лет, то в младшем возрасте я ввожу символическую аналогию, которая помогает в моделировании сказок; личную аналогию (эмпатию).

 В среднем дошкольном возрасте у детей расширяются представления о времени и пространстве. Работая по «Системному оператору», мы с детьми открываем 5 экранов,  правые и левые, показывая прошлое и будущее системы. В этом же возрасте  постепенно ввожу методы Робинзона Крузо, инверсию, приемы фантазирования и приемы противоречий, а так же Мозговой штурм (МШ). В познавательном процессе метод МШ позволяет перейти от механического запоминания к смысловому.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать и моделировать логические взаимоотношения. Становится целенаправленной деятельность. В связи с этим в старшем возрасте я усложняю игры, добавляя метод снежного кома и ступенчатый эвроритм (этажное конструирование). При работе с «Системным оператором» использую все 9 экранов. Он помогает определить тот объем знаний, который дети уже усвоили; организовать подачу нового материала в системе – от простого к сложному; использовать полученные знания для создания нового. Чтобы один незапланированный вопрос или ответ ребенка не уводил разговор совершенно в другую сторону, я использую метод Контрольных вопросов. Для старших детей интересен метод Фокальных объектов (МФО), который дает нестандартный взгляд на вещи. При работе по МФО осуществляется цель: изменим, улучшим, изобретем. Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) позволяет объяснить внутреннее строение предметов и веществ, дает возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними. Процесс «думанья» становится одним из самых привлекательных процессов, при этом особой сферой познания для ребенка является он сам – происходит дальнейшее развитие самосознания. Формируется и большая объективность в оценке не только чужих, но и собственных поступков.

Активно используя ТРИЗ в работе с детьми разных возрастных групп, я убедились в том, что параллельно с развитием творческой личности решаются и вопросы нравственного воспитания: повышается интерес друг к другу, дошкольники более внимательны к настроению других детей и взрослых, более дружелюбны; чаще высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения, обосновывая ее, а попадая в трудные ситуации, учатся самостоятельно находить оригинальные решения. В общении дети более коммуникабельны и раскрепощены. Значимость этих качеств творческой личности, необходимых для учебной деятельности в школе, велика. Безусловно, можно научить ребенка читать и писать. Но гораздо важнее, чтобы он обрел уверенность в себе, был самостоятельным и не зависимым, жил в гармонии с миром.

 Поэтому, используя элементы ТРИЗ в работе с дошкольниками, я стремлюсь, чтобы при выходе из дошкольного учреждения у детей были заложены типичные качества творческой личности, выделенные Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным:

  • наличие Достойной Цели;
  • наличие планов достижения цели, текущего планирования и контроля (самоконтроля) выполненной работы;
  • высокая работоспособность (точнее работопотребность);
  • умение решать творческие задачи;
  • умение  «держать удар» (продолжать работу, несмотря на неудачи).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации воспитательно-оздоровительной работ...

« Роль подвижных игр в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Доклад по теме самообразования « Роль подвижных игр в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...