«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике ( группа) по теме

Статья для педагогов

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

 

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать    и понимать речь человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir-e_rech._sluha.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

для педагогов

по теме: «Формирование речевого слуха,

 фонематического восприятия, развитие чувства ритма

 у детей дошкольного возраста»

Составила:

Учитель – логопед А.А. Баринова

Санкт-Петербург

2016 год

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать    и понимать речь человека.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы              к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль  за собственной речью.

Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь  не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе       с развитием ребёнка. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить детей четко               и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще   и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Родителям необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить       с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать           на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Чтобы дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить их напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок , скороговорок ,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.

Также необходимо  учить детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка              к восприятию речевых звуков.

Игры на развитие речевого слуха у дошкольников

«Улавливай шепот»

(Дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилия) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным).

«УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ»

(Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (улавливаемым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, усложняет упражнение).

«СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ» (Необходимы мелкие различные предметы или игрушки).

(Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (1-5), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений.      За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное действие – очко. Набравший большое количество очков – победитель).

 «ГОРШОЧЕК»

(Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч           и говорит: «Холодный», второй может трогать мяч. Но если ему говорят6 «Горячий»,      то он не должен трогать мяч. Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном (или обоих коленях) по усмотрению водящего)

 «КТО ЛЕТИТ (ИДЕТ, БЕЖИТ, ПРЫГАЕТ)», «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ», «ЗАПОМНИ СЛОВА», «ВЕТЕР И ПТИЦЫ»,  «ГДЕ ПОСТУЧАЛИ» и т.п.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ (фонематический слух).

Термин «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами (по определению Р-И. Лалаевой, /Логопедия, Волкова Л. С. Москва. 1989г. /

 Человеческая речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы) носит название смыслоразличительного или фонематического слуха (О. В. Правдина, Логопедия. Москва. 1973 г., стр. 10) .

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л. С. Волкова. Логопедия. Москва- 1989 г., стр., 526,

 Термин «фонематическое восприятие» обозначает - «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова»               и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.

Цель коррекционно-логопедической работы - развитие и коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 Коррекционная работа основана на ряде принципов:

  • Принцип дифференцированного подхода.( Обусловлен разной степенью выраженности нарушений фонематических функций, особенностями симптоматики, индивидуально - психологическими особенностями детей).
  • Онтогенетический принцип. (Предлагает учет последовательности развития фонематических функций в онтогенезе. В связи с этим коррекционная работа строится в определенной последовательности).
  • Принцип поэтапного формирования умственных действий. (В процессе работы по развитию сложных форм фонематического восприятия нужно учитывать то, что каждое умственное действие проходит определенные этапы формирования: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос в умственный план. В соответствии с этим первоначально в работу включают вспомогательные средства, далее работа ведется в плане громкой речи,  а затем во внутреннем плане).
  • Принцип поэтапного усложнения заданий и речевого материала. (Первоначально предлагается простой речевой материал, а его закрепление позволяет переходить к более сложному, а соответственно к более высокому уровню работы).

 Наряду с вышеперечисленными принципами в коррекционной работе используются общедидактические принципы:

- принцип наглядности и доступности материала,

- принцип сознательного усвоения знаний,

- принцип активности обучающегося,

- принцип учета возрастных особенностей ребенка.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра,                      то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

 Работу по формированию фонетического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

 Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме             в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости             от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики,      от индивидуально - психологических особенностей детей.

 Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы и отправная ступень в коррекции. В связи с этим в рекомендательной методике указаны основные направления работы и виды упражнений по ним. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал   не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.

 СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

I. Развитие слухового внимания и памяти.

1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.

2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

II. Развитие простых форм фонематического анализа.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

А) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.

2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

А) Определение наличия гласного звука.

Б) Определение наличия согласного звука.

3. Фонематический анализ слов. (В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т. п. )

а) Выделение звука на фоне слова.

б) Выделение первого ударного гласного из слова.

в) Вычленение первого согласного звука из слова.

г) Определение конечного согласного в слове.

д) Выделение ударного гласного из середины слова.

III. Сложные формы фонематического анализа (с 6 лет)

1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.

2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

3. Развитие навыка определения места звука в слове.

IV. Развитие фонематического синтеза.

VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа

1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.

2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик) .

3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса) .

4. Преобразовать слова:

5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,. (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах) .

6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.

8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й, получается слово-отгадка.

9. Решение кроссвордов, ребусов, схем.

10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток.

11. Подбор слов к графическим схемам.

12. Работа (с 6 лет) по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.

РАЗВИТИЕ ЧЕВСТВА РИТМА

Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет             не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь.

 В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку,  даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело        и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

 Большое внимание в специальной педагогике уделяется использованию музыки      в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).          В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с ОНР работа                по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции двигательных нарушений, формированию ритма движений и речи осуществляется в разных организационных формах: на логопедических, логоритмических, физкультурных занятиях, а так же, в группах и в свободной досуговой деятельности. В связи с этим, актуальной является проблема изучения у детей с ОНР особенностей развития музыкально-ритмических способностей, разработка системы формирования у этой категории воспитанников музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы             и ритмической структуры речи.        

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, при условии использования умело подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы, музыкальные способности, чище становится речь.

Развивать ритмическое чувство у детей с ОНР наиболее эффективно через систему музыкально-коррекционного воздействия с помощью музыкально-ритмических движений, как наиболее естественного и любимого дошкольниками вида деятельности.

В процессе формирования движений под музыку у детей с ОНР решаются следующие задачи:

  • Развивать музыкальное восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности;
  • Учить овладевать «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики в танце, игре передавать музыкальный образ;
  • Развивать творческие проявления в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
  • Осуществлять средствами движений коррекцию познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребёнка с ОНР.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения) в которых естественная для ребёнка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей. Все перечисленные выше задачи я стараюсь применять при планировании и подготовке музыкальных занятий, где приоритетным направлением является развитие ритмического чувства.

Педагог, работающий с детьми с ОНР обязательно должен учитывать                       и психофизические особенности воспитанников. У них, как правило, наблюдается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, плохой координации движений, нарушении процессов возбуждения и торможения, замедленное включение в деятельность, слабая заинтересованность. Имеет место недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с товарищами, мотивации). Поэтому главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу – внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей.

Учитывая вышеперечисленные характеристики детей с ОНР, занятие по развитию чувства ритма должно быть динамичным, насыщенным, проводится в игровой форме        с обязательной сменой спокойных и подвижных видов деятельности, иметь очень чёткое построение, включающее следующие виды деятельности:

     1 музыкально-ритмические упражнения;

     2 упражнения, развивающие чувство ритма;

     3 пальчиковая гимнастика;

     4 слушание музыки;

     5 распевание, пение

     6 музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы, игры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов  по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музыкально-речевые игры.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музыкально-речевые игры. (доклад)...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...