Буклет "Психогимнастика"
материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Цель психогимнастики- преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Описана структура занятий, методы и приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogimnastika_buklet.doc | 444.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Основная цель психогимнастики — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Занятия проводятся с детьми:
- с чрезмерной утомляемостью,
- истощаемостью,
- непоседливостью,
- вспыльчивым,
- замкнутым,
- с неврозами,
- нарушениями характера,
- лёгкими ЗПР и другими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Занятия состоят из четырех фаз.
I фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.
2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
«Минутка шалости»
Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать всё, что хотят. По сигналу занятие возобновляется.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.
Методы и приёмы:
- выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика
- игры
- этюды
- рисование
- сочинительство
- музыкальное сопровождение
- пиктограммы с эмоциями
- мини-конкурсы, напр. «Кто лучше покажет позу» и др.
- чтение художественной литературы
- упражнения на релаксацию
Курс психогимнастики состоит из 10 - 15 - 20 занятий (в зависимости от состава группы).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий от 25 минут до 1,5 часов.
Состав коррекционной группы – 6 детей, в группе профилактической направленности – до 12 детей.
Примеры вариантов занятий
Занятие «На корабле»
- фаза. Мимические и пантомимические этюды (выражение эмоций)
- Этюд «Слушай и исполняй» (внимание)
- Этюд «Крокодил» (эмоции страха, внимание)
- Этюд «Бегемотики» (эмоция печали)
- фаза. Этюд «Мышка» (профилактика хвастовства)
- фаза. Этюд «Ты- лев» (саморегуляция)
- фаза. Этюд «Танец пяти движений»
Занятие «Освободим принцессу»
1 фаза. 1. Этюд «Сосредоточенность» (выражение основных эмоций через пантомимику)
2. Этюд «Я- грозный боец» (выражение смелости)
3. Этюд «Вкусные конфеты» (эмоция удовольствия)
2 фаза. 1. Этюд «Просто старушка» (рассказывание истории В.Осеевой, отражение отрицательных черт характера)
«Минутка шалости» (музыка В.Шаинского «Чунга-чанга»)
3 фаза. 1. Этюд «Четыре стихии» (внимание)
2. Этюд «Тень» (развитие памяти, пантомимики)
3. Этюд «Дракон кусает свой хвост» (подвижная игра на ловкость, сплочённость)
4 фаза 1. Этюд «Штанга» (расслабление мышц)
2. Этюд «Качели» (расслабление)
МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 9 «Родничок»
Психогимнастика
г.Няндома
2016