Буклет "Психогимнастика"
материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Мурашкина Надежда Федоровна

Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Цель психогимнастики- преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Описана структура занятий, методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihogimnastika_buklet.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

    Основная цель психогимнастики — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

    Занятия проводятся с детьми:

- с чрезмерной утомляемостью,

- истощаемостью,

- непоседливостью,

- вспыльчивым,

- замкнутым,

- с неврозами,

- нарушениями характера,

- лёгкими ЗПР и другими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Занятия состоят из четырех  фаз.

      I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

     Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

     2 фаза.  Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

     Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

«Минутка шалости»

Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать всё, что хотят. По сигналу занятие возобновляется.

       3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

      4 фаза. Психомышечная тренировка.

      Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Методы и приёмы:

- выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика

- игры

- этюды

- рисование

- сочинительство

- музыкальное сопровождение

- пиктограммы с эмоциями

- мини-конкурсы, напр. «Кто лучше покажет позу» и др.

- чтение художественной литературы

- упражнения на релаксацию

     Курс психогимнастики состоит из 10 - 15 - 20 занятий (в зависимости от состава группы).

     Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий от 25 минут до 1,5 часов.

    Состав коррекционной группы – 6 детей, в группе профилактической направленности – до 12 детей.

Примеры вариантов занятий

Занятие «На корабле»

  1. фаза. Мимические и пантомимические этюды (выражение эмоций)
  1. Этюд «Слушай и исполняй» (внимание)
  2. Этюд «Крокодил» (эмоции страха, внимание)
  3. Этюд «Бегемотики» (эмоция печали)
  1. фаза. Этюд «Мышка» (профилактика хвастовства)
  2. фаза.  Этюд «Ты- лев» (саморегуляция)
  3. фаза. Этюд «Танец пяти движений»

Занятие «Освободим принцессу»

1 фаза. 1. Этюд «Сосредоточенность» (выражение основных эмоций через пантомимику)

 2. Этюд «Я- грозный боец» (выражение смелости)

3. Этюд «Вкусные конфеты» (эмоция удовольствия)

2 фаза. 1. Этюд «Просто старушка» (рассказывание истории В.Осеевой, отражение отрицательных черт характера)

«Минутка шалости» (музыка  В.Шаинского «Чунга-чанга»)

3 фаза.  1. Этюд «Четыре стихии» (внимание)  

2. Этюд «Тень» (развитие памяти, пантомимики)

3. Этюд «Дракон кусает свой хвост» (подвижная игра на ловкость, сплочённость)

4 фаза   1. Этюд «Штанга» (расслабление мышц)

  2. Этюд «Качели» (расслабление)

     

МБДОУ «ЦРР – Детский сад  № 9 «Родничок»

Психогимнастика

г.Няндома

2016