«Психолого-коррекционная программа для детей, недостаточно подготовленных к школьному обучению».
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Бобрай Елена Николаевна

   Эту программу можно использовать  при  организации специальной помощи детям,  которые после комплексной диагностики показали  низкий уровень развития познавательных процессов, а так же учебно-важных качеств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Рекомендация  для  педагогов  на  тему:

«Психолого-коррекционная программа для детей, недостаточно подготовленных к школьному обучению».

         Эту программу можно использовать  при  организации специальной помощи детям,  которые после комплексной диагностики показали  низкий уровень развития познавательных процессов, а так же учебно-важных качеств.

Основная цель: формирование готовности к школьному обучению.

Задачи:

- формировать положительное отношение к школе;

- развивать познавательные интересы;

- формировать коммуникативные навыки;

- способствовать созданию  эмоционального комфорта.

    Для успешной коррекционной работы с детьми, нуждающихся в дополнительной помощи, необходимо соблюдать основные принципы: соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность,

рекомендательный характер оказания помощи.

         Коррекционно-развивающую работу необходимо проводить в тесном контакте с семьей. Родители таких детей должны в первую очередь прийти на помощь своему ребенку.

         Групповые занятия проводятся в игровой форме и включают методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими детьми расширяет его ролевой репертуар.        

         Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако, наиболее слабым звеном у наших детей, является развитие речи. Многим детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь. Для развития речи у детей используются приемы: постановка известных сказок и сочинение своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни ребенка. Тренировка спонтанной речи у ребенка способствует формированию мыслительных операций, логических умозаключений.  

         Для формирования положительного отношения к школе были выбраны следующие упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».

        Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки»,   «Путаница», «Зеркало».

        По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

          - групповые («Бег ассоциаций»)

          - в парах («Зеркало»)

          - индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)

Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные. Занятие   в группе   проводится   после диагностики. Продолжительность занятия 25-30 минут, 2-3 раза в неделю.

                                                                                                       

                                       Занятие №1

Цель: Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

1. «Ритуал приветствия»

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.

Ход:

Выбирается предмет (игрушка), показать его детям и сказать, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Воспитатель держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с воспитателем выбирают место, где будет находиться их символ.

Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

2. «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.

Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

3. «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Ход: Воспитатель показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

4.«Попугай»

Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

Ход: Воспитатель демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Воспитатель играет роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

 5. Итог занятия:

- Чем мы сегодня занимались?  

- Что понравилось больше всего?

6. «Ритуал прощания»

Дети, все вместе садятся в кругу и, передавая символ, друг   другу, прощаются со всеми.

                         Занятие №2

Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Настроение в цвете»

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем следует поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.

2. «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе» 

Ход: Дети делятся на 2 группы.

Воспитатель задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

3. «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его   отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

4. Физкультминутка «Ванька-встанька»

Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.

Ход:

Отдых наш физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

5. «Зеркало»

Цель: развитие навыка работы в парах

Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

6. «Настроение в цвете»

Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая   поддержка.

8. Итог занятия

9. «Ритуал прощания»

                                       Занятие №3

Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Настроение в цвете»

3. «Пары слов»

Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

Ход: Детям нужно запомнить вторые слова. Из пары слов:

 кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

Затем ведущим говорится первое слово из пары, а дети говорят второе слово.     Воспитатель объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

4. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз. Воспитатель показывает пример, дети повторяют.

«Шалтай-болтай

сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне».

5. «Собери картинку»

Цель: развитие мышления.

Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, взрослый при необходимости помогает.

Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки.

6. «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности.

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук, начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

7. «Настроение в цвете»

8. Итог занятия

9. «Ритуал прощания»

                                          Занятие 4

Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Настроение в цвете»

3. «Ищи безостановочно»

Цель: развитие внимания.

Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).

4. «Волшебное яйцо»

Цель: развитие воображения.

Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал,   так,   чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать   выставку рисунков. Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.

5. «Маленькие обезьянки»

Цель: развитие внимания, навыков общения.

Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них, 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.

6. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

7. «Бывает - не бывает»  

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход: Воспитатель говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

8. «Бип»

Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.

Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип».

9. «Настроение в цвете»

10. Итог занятия

11. «Ритуал приветствия»

      Для развития эмоционально-волевой сферы в дополнение к этим занятиям можно проводить психогимнастические упражнения в виде этюдов.

                        Психогимнастические упражнения

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе, или почерпнуть сюжет из прочитанной сказки. 

1).  Цветок (этюд на выражение радости)

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку вслед за солнцем.

2).  После дождя (этюд на выражение радости)

Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

3).  Собачка принюхивается (этюд на выражение интереса). 

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Она внимательно всматривалась в добычу, готовясь, бросится вперед.

4).  Царевна-Лягушка (этюд на выражение гордости) 

Ведущий читает отрывок, где Елена Прекрасная величаво и гордо, словно пава танцует. Дети под музыку стараются показать танец царевны.

5).  Ой, ой, живот болит! (этюд на выражение страдания)

У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведены брови, опущены уголки рта, руки на животе).

6).  Провинился

Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит, опустив голову.

7).  Стыдно

Коля сломал переключатель у телевизора. Он боится, что мама его накажет, поэтому сваливает вину на младшего брата. Брата наказали. Старшему брату стыдно.

8).  Лисенок (этюд на выражение страха) 

Лисенок увидел на берегу реки свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

9).  Один дома

Мальчик остался один. Он непрерывно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился? Что тогда?

Так же для развития эмоционально-волевой сферы можно предложить детям игры:

1).  Четыре стихии: Дети сидят в кругу.  Воспитатель объясняет условия: на слово земля, все должны опустить руки вниз, на слово вода – вытянуть руки вперед, воздух – поднять руки вверх, огонь – произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

2).  Снег: Дети получают по листу бумаги, из которой они в течение трех минут делают снег. Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои снежинки, стараясь засыпать ими как можно больше окружающих. По

окончанию ведущий подводит итог: дети испытали радость, и подтверждение тому их улыбки и веселые лица.

3).   Ошибка: Каждый раз, когда ведущий ошибается при назывании игрока, остальные удивляются.

4).  Путаница: Дети, взявшись за руки, образуют круг. Затем, не расцепляя рук, собираются в клубок. Ведущий должен его распутать. Каждый из участников должен побывать в роли ведущего.

5).  Гусеница: Дети становятся в цепочку друг за другом, а между ними надувные шары. Самый первый ведет остальных змейкой. Условие игры: не уронить шарик и не выйти из цепочки.

6).  Повтори позу: Ведущий по очереди изображает эмоции, которые были темами уроков.

7).  Рисуем настроение.

Детям могут предлагаться следующие варианты занятий:

Выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас» (с этого задания можно начинать каждое занятие).

Ребенок рисует эмоцию, какую захочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки; нарисуй случай из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие), композицию различных элементов.     

        Психика ребенка представляет собой сложную динамичную систему, она очень пластична и чувствительна к педагогическим воздействиям, поэтому использование психолого-коррекционной работы может повысить уровень развития отдельных УВК и школьной готовности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика музыкально - эстетического развития детей при подготовке к школьному обучению

   Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной ....

ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «Подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению»

Материаллы для работы с родителями по подготовки детей к школе. Рекомендации родителям, анкеты, памятки, консультации....

«Обеспечение готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»

Доклад на тему «Обеспечение готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Программа педагога-психолога по подготовке к школьному обучению детей 6-7 лет

Программа призвана подготовить детей к поступлению в школу и развивает память, внимание, восприятие, мышление, зрительно-моторную координацию, мотивацию к обучению в школе....

ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...

Коррекционно-развивающая программа, направленная на подготовку ребёнка к школьному обучению

Коррекционно-развивающая программа, направленная на подготовку ребёнка к школьному обучению...