Брошюра для воспитателей ДОУ в старей группе " Игры-головоломки ".
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

В данной брошюре представлено разнообразие игр-головоломок, которые способствуют развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста; правила игры, приёмы. Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия, с использованием игр-головоломок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyurka_dlya_pedagogov._avtosohranennyy.docx978.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №24» г.Элисты

«Игры-головоломки»

        Педагог-психолог:

                                                                        Очирова С.Г.

2016 г.

        

Пояснительная записка.

         Особое место среди используемых в нашем детском саду развивающих игр мы отводим плоскостным головоломкам - играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур. Так же они соответствуют нашей программе «Детство».

         Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование - деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.

         Правила игр-головоломок:

  • Правила этих игр просты.
  • В состав каждой фигурки игр-головоломок должны включаться все части,
  •  при этом они не должны пересекаться.

 Все эти игры: 

  • Способствуют развитию умения играть по правилам и выполнять инструкции,
  • Развивают воображение
  • Развивают внимание
  • Совершенствуют понимания величины и формы
  • Развивают восприятие
  • Формируют комбинаторные способности
  • Развивают пространственное воображение
  • Совершенствуют умение сопоставлять картинку на рисунке и настоящий предмет.

Последовательность этапов освоения игр:

Первый этап – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Второй этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

Третий этап – составление фигур-силуэтов по образцам без указания составных частей.

Четвертый этап – составление фигур-силуэтов по собственному замыслу.

Пятый этап –  из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.

Шестой этап – из наборов 2-3 игр составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.

Памятка для воспитателей

Правила игры:

  1. Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру.
  2. Играйте с Ребенком на равных.
  3.  Обойдитесь без "не" (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет).
  4. Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой.
  5. Не сравнивайте Ребенка с другими детьми.
  6. Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится.
  7. Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его.
  8. Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем-либо.
  9. Учитывайте настроение Ребенка.
  10.  Старайтесь не критиковать Ребенка.
  11.  Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными. 

Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

Игра в головоломки способствует развитию волевых процессов, мотивационной направленности, развитию всех познавательных процессов, учит работе в коллективе, т.е. таким образом, мы обеспечиваем готовность ребенка к школе.

      Танграм - старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также придумывании новых.


        

                                                                        

 

 

        ИГРА «КОЛУМБОВ»                

Приёмы , используемые при работе с играми-головоломками:

  • Использование художественного слова (загадка, стихотворение)
  • Игровые приёмы (подвижная игра, малоподвижная игра, развивающие игры)
  • Этюд (изобразить животного, которого выложили из игры-головоломки)
  • Релаксация.

Например:

Тема: «Животные Калмыкии. Заяц.» (из «Танграма»)

  1. Загадывание загадки о зайце.
  2. Выкладывание из танграма фигурки.Анализ.
  3. Этюд « Как зайчик хвостиком машет».
  4. Подвижная калмыцкая игра «Заяц и капуста».

Тема: «Животные Калмыкии. Лиса» (из «Колумбова яйца»)

  1. Стихотворение  про лису.
  2. Выкладывание фигурки лисы из «Колумбова яйца».
  3. Игра на развитие воображения
  4. Подвижная игра «Хитрая лиса»

 Закрепление калмыцкой народной сказки «Как собака себе друга искала», с использованием игр-головоломок.

Тема занятия: «Волшебные превращения геометрических фигур»

Цели: в игровой форме развивать необходимые для предстоящего успешного обучения в школе, психические процессы (такие как: внимание, мышление, речь, память и. др.), а также необходимые знания, умения, навыки (знать геометрические фигуры, уметь ориентироваться на плоскости листа, работать в группе).

Задачи:

образовательные:
    Обучить умению выкладывать фигуру кибитки (развив.игра «Монгольская игра»).

Закрепить умение выкладывать фигуру «Собаки» по образцу и (разв.игра «Танграм»)

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Коррекция познавательных процессов.

Развивающие:
Развивать концентрацию и распределение внимания,

зрительную память, операции логического мышления;
Развивать связную речь, творческое воображение. (задание с «Блоками Дьенеша)
Развивать мелкую моторику рук (Выкладывание фигур)

 Развивать  у детей умение расслабится, снятию мышечных зажимов.

  Воспитательные:
  Положительное отношение к окружающему миру, друг к другу.

Предварительная работа: чтение калмыцкой народной сказки « Как собака друзей искала», развивающие игры  «Танграм», «Монгольская игра», «Блоки Дьенеша».

Демонстрационный материал: Книга знаний, образцы «Собаки», «Кибитки». Использование проектора (мнемотаблицы)

ТСО: калмыцкая мелодия .

Раздаточный материал: «Танграм», «Блоки Дьенеша», «Монгольская игра», Лист бумаги формата А4, простой карандаш.

Ход занятия.

          Вводная часть

  1. Ритуал приветствия:

Психолог: Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку и поднимем наше общее настроение. Ребята, посмотрите у нас на занятии присутствуют гости, поздороваемся с нашими гостями и так же подарим им улыбку.

А какие ещё слова приветствия вы знаете?А теперь, сделаем круг. Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся, только все по-разному, Напр: Маша, добрый день, Миша привет. ( Игра длится до тех пор, пока каждый ребенок не поймает мяч)

 (упражнение на развитие внимания, навыков общения, координации)

Вот, молодцы сколько слов приветствий вы знаете.

 А вы любите играть? Давайте поиграем?

Сейчас я буду называть геометрические фигуры. А вы должны подпрыгнуть на месте тогда, когда назову геометрическую фигуру без углов.

     Основная часть

1.Игра «Подпрыгни, когда назову геометрическую фигуру без углов»

Дети не выходят из круга и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название геометрической фигуры без углов, дети должны подпрыгивать на месте.

(развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора)

Молодцы , а вы знаете, что геом. фигуры могут превращаться? А хотите увидеть эти волшебные превращения? Присаживайтесь за столы.

  1. Игра «Расскажем сказку»

Сюрпризн.момент. Ой, ребята, к нам в гости пришла волшебная «Книга знаний». Она просит, чтоб мы ей рассказали её любимую сказку.  А какую я сейчас спрошу. Она просит рассказать калмыцкую народную сказку «Как собака себе друга искала».

Расскажем ей? (Да.) А рассказывать мы будем с помощью геометрических фигур, и их превращений. Для этого разомнём свои пальцы.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

И мизинчик-малышок

Сам забрался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Им без друга жить нельзя.

Итак сказка. Жила –была собака. Давайте выложим в центре листа собаку, используя «Танграм» по образцу.

Скучно ей было одной, решила она пойти искать себе друга.

Пошла направо по узкой прямой дорожке, выберите и положите  справа от собаки узкую прямую дорожку,

и встретила… (Загадка: По полю скачет, ушки прячет,

Встанет столбом, ушки торчком.) Зайца. Положите фигурку из блоков Дьенеша, которая бы напоминала вам зайца.

Почему ты, Маша, положила круг? Какой зайка у тебя? (т.к. зайчик пушистый, и т.д.)  А у тебя,…, какая фигура напоминает зайчика? (спросить у каждого ребёнка)

Собака предложила зайцу дружить. Заяц согласился. Наступила ночь, заяц уснул, а собака как залает. Испугался заяц, да и убежал. Ребята, покажите, как заяц убежал. 

Осталась собака одна. Загрустила она и снова пошла искать себе друга. Пошла налево по узкой извилистой дорожке. Положите слева от собаки извилистую узкую дорогу. Молодцы.

И встретила

Неуклюжий, косолапый,

Спит в берлоге, лижет лапу.

                          (Медведь)

 медведя. Поставьте фигуру, которая напоминает вам медведя. … какую фигуру ты выбрал? Почему? А какой у тебя медведь?

Собака говорит медведю: «Давай с тобой дружить.» Согласился медведь. Но тут наступила ночь, медведь уснул, а собака как залает. Испугался медведь, да и убежал. Снова собака осталась одна, загрустила, никак себе друга не найдёт. Решила она снова пойти искать себе друга и пошла вниз по широкой извилистой дороге. Выложите внизу от собаки широкую извилистую дорогу.

И встретила

За горами, за полями,

За высокими лесами

Хищник – ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет.

                      (Волк)

 волка. Поставьте фигуру, напоминающую волка. Какая у тебя фигура, какой волк?

Предложила собака волку дружбу, волк согласился. Стали они дружить, весело им было. Давайте и мы с ними повеселимся?

Физминутка.

Все движения разминки

 повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Прогнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось? Отдохнули? Теперь продолжим. Наступила ночь, волк уснул, а собака как залает. Испугался волк, да и убежал. Загрустила собака, видно не найти ей друга. Но всё же она снова пошла искать себе друга. Пошла она… куда? (вверх по прямой широкой дорожке). Правильно, выложите вверх от собаки широкую прямую дорожку.

И встретила человека. Поставьте фигуру…Вопросы о человеке.

Предложила собака подружиться, человек согласился. Только жить им было негде. Давайте построим им кибитку. А почему кибитку? (т.к. калмыцкая народная сказка). А в помощь вам будет вот этот образец.

Анализ образца.

Посмотрите из чего состоит кибитка? Из каких геом. фигур? Какие геометрические фигуры на верху кибитки? Обратите внимание на то, как выложены треугольники. А какие в нижней части кибитки? Молодцы! Выкладываем.

Наступила ночь, человек уснул, а собака как залает. Проснулся человек, вышел из кибитки и говорит: «Видно ты будешь мне хорошим другом!». И стали они вместе жить и дружить.

 (развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие воображения, логического мышления, внимания, развитие речи

развитие внимания и скорости мыслительных процессов, сенсорики, моторики)

Ой, ребята, мне книга говорит, что ей очень  понравилась сказка, и она говорит вам большое спасибо, но ей пора уходить. Давайте попрощаемся с ней. До свидания!

Анализ  сказки (по мнемотаблице с проектором)

Давайте вспомним о ком эта сказка? А кого она сначала встретила?(зайца. Показ схемы зайца) Стали они друзьями? Кого потом пошла искать собака? (медведя. Показ). Подружились они? (нет),. Что произошло дальше? (Собака встретила волка . Показ.). А с волком подружились? (Нет). Кого же ещё встретила собака? (Человека. Показ). Подружилась собака с человеком? Чем заканчивается сказка? (Подружились. И стали жить в кибитке в степи.

А как вы думаете, собаке и человеку понравилось жить в степи? (Да.) А вы знаете какая красивая степь бывает, особенно весной и летом? Какая красивая природа и в нашей степи! Хотите посмотреть красоту природы нашего степного края?

Релаксация (под спокойную мелодию)

У п р а ж н е н и е   н а    р е л а к с а ц и ю   и   р а з в и т и е   в о о б р а ж е н и я  «Полет высоко в небе».

Психолог: «Пройдите на палас, давайте ляжем в удобном положении. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы попали в степь летом. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо, Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, высоко парящую в воздухе. Это большой степной орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья её         распростерты в стороны время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахните крыльями, приближайтесь к земле.

Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день».

Что вы увидели в степи? Вам понравилось. А что вы увидели? (Ответы детей). Вот какой красивой может быть степь.

Заключительная часть 

Рефлексия. Обсуждение занятия с детьми, прощание.

Дети встают в круг, ведущий в центре круга. Ведущий (педагог – психолог) бросает мяч каждому из ребят с вопросом: «Что тебе понравилось в нашем сегодняшнем занятии?». Воспитанник, поймавший мяч, должен ответить на этот вопрос. И вернуть мяч ведущему, и так далее до тех пор, пока каждый не выскажется.

Вот видите, как хорошо, когда есть друг.

А какие превращения геометрических фигур вы увидели на занятии?(Ответы детей)

Психолог: Мне понравилось, как вы сегодня работали, внимательно слушали меня и отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!

 Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания, до новых встреч!

Используемая литература:

  1. «Игровые задачи для дошкольников» . Библиотека программы «Детство» З.А. Михайлова. «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2008.
  2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Пособие для воспитателей детского сада. Москва»Просвещение»1985.
  3. «Математика до школы» Пособие для воспитателей детских садови родителей. «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2003.
  4. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателю при работе с родителями, брошюра "Для вас, родители"

Пособие предназначено для воспитателей в помощь при работе с родителями, для разработки индивидуальных консультаций для родителей. Содержит практический материал....

Брошюра для воспитателей."Пересказ литературных произведений".

В брошюре изложены рекомендации по пересказу литературных произведений в детском саду....

Брошюра для воспитателей "Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная брошюра раскрывает основные воспитательно-образовательные задачи, решаемые с помощью театрализованной деятельности. Также в ней отражены этапы подготовки к театрализованной деятельности, и осно...

Брошюра для молодых воспитателей

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом о...

Брошюры для родителей, воспитателей.

Данные брошюры помогут выявить дефекты речи и в дальнейшем скорректировать....

брошюра для воспитателей

брошюра Игровыетехнологии....

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников

Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...