Картотека игр и упражнений с гиперактивными детьми дошкольного возраста.
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_giper.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений с гиперактивными  детьми  младшего дошкольного возраста

1.Упражнения из йоговской гимнастики  

Цель:

  • развитие произвольности и самоконтроля;
  • развитие внимания и воображения;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие эмоционально- выразительных движений.

 Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: 
« Ту-ту-у-у-у».
2. Останавливаются, встают в круг.
3. « Заводят будильник» – сжимают ладонь в кулачок, выполняют 
круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
4. «Будильник зазвонил»: « З-з-з». Мы его остановим - дети слегка ударяют ладошкой по голове. 
5. « Лепят личико»- проводят руками по краю лица.
6. «Лепят волосики»- нажимают подушечками пальцев на корни волос.
7. «Лепят бровки»- проводят кончиками пальцев по бровям.
8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Марают глазами.
9. «Лепят носики»- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз. 
10. «Лепят ушки»- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
11. «Лепят подбородок.
12. «Рисуют носиком солнышко»- крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: « Жжик-жжик-жжик».
13. Произносят хором: « Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками.  (Автор неизвестен)

2. Упражнение «Прогулка в лесу»  

Цель:  развитие произвольности и самоконтроля;  внимания и воображения; снятие психоэмоционального напряжения; эмоционально- выразительных движений

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по ,узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. (О.В. Хухлаева)

3. Упражнение «Слушаем и выполняем»  
Цель:
развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умения координировать речь и движение.

Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно на 0,5 м. Звучит маршевая музыка, дети маршируют под музыку. В ходе марширования психолог произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой. 


«Зайчики!»

«Лошадки!»

«Раки!»

«Птицы!»

«Аисты!»

«Лягушки!»

«Собачки!»

«Курочки!»

«Коровки!»


Дети прыгают, имитируя движения зайца.

Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

Дети пятятся как раки (спиной).

Дети бегают, раскинув руки.

Стоят на одной ноге.

Присесть и скакать вприсядку.

Дети сгибают руки («собака служит») и лают.

Дети ходят «ищут зерна» и произносят «ко-ко-ко».

Дети встают на руки и ноги и мычат «му-у-у»

О.В. Хухлаева

4. Игра «Паровозик с именем» Цель: развитие внимания, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.
«Паровозик отправляется в путь» – ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося «Чух – чух – чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.

Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком».Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух – гух – гух». И «подъезжая» к детям выбирают новый «паровозик».
Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик».

( И.Л. Арцишевская)

5. Игра «Светофор»
Цель: развитие внимания
, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение.
По окончании упражнения психолог говорит:
А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов. Движутся по залу и следят за сигналами

( И.Л.  Арцишевская)

6. «Слушай хлопки» Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. (Чистякова М.И., 1990)

7. «Ловим комаров»

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в группу налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: психолог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

8. Упражнение «Танец снежинок»

Цель:  развитие внимания, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Дети входят в зал, где звучит спокойная музыка.
Психолог говорит:
Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку – медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестает звучать, берите за руки того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу «Стоп», нужно сразу же остановиться. (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

 

9. Упражнение «Молекула»

Цель: развитие внимания, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Дети  бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит психолог, все дети собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу. (И.Л. Арцишевская)

10. Упражнение «Сидели два медведя»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания, речи и воображения;  координации движений; эмоционально – выразительных движений.

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Сидели два медведя  на тоненьком суку (приседают)
Один читал газету (вытягивают руки вперед, сжимают кулачки,   слегка поворачивают голову вправо и лево).
Другой месил муку  (прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения).

Раз ку – ку, два ку –ку, оба шлепнулись в муку(падают на ковер). (Автор неизвестен)


11.
 Игра «Питон кусает хвост» Цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка; развивать внимание, координацию движений, воображение, развивать групповую сплоченность и доверие детей друг к другу.

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова питона, последний  - это кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего -  питон ловит свой хвост. Если питон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы питона назначается другой ребенок. (И.А. Арцишевская)

Картотека игр и упражнений с гиперактивными  детьми  старшего  дошкольного возраста

1.Упражнение «Сборщики»

Цель: формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Масса всевозможных мелких игрушек разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу психолога двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка. В ходе игры могут возникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними, которые можно использовать для разыгрывания.  (Шевцова И.В.)

 

2. Игра «Жмурки» (старинная  игра)
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья

С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего – поймать, кого – ни будь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается.

3. Телесно – ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»
Цель:  развитие произвольности и самоконтроля;  внимания и воображения; эмоционально – выразительных движений
Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой – поводыря.
«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.
Затем дети меняются ролями.
Остальные дети («зрители») наблюдают за парой. (Л.И. Арцишевская)

4. « Кричалки—шепталки—молчалки

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками". » (Шевцова И.В.)

5. « Менялки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: "Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. (Автор неизвестен)

6. «Броуновское движение

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге. (Шевченко Ю.С.)

7. « Час тишины» и «Час можно» Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит"). (Кряжево Н.Л.)

8. «Зеваки»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее). (Чистякова М.И.)

9. «Колпак мой треугольный» (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

10. "Передай мяч" Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие, стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. (Кряжева Н.Л.)

11. «Расставь посты»

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно. (Чистякова М.И.)

12. "Король сказал..." (Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова "Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" или "Командир приказал".

13. Упражнение «Иголка и нитка».
Цель:
развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку, водящий играет роль иголки, а все остальные дети роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) за ней. (Шевцова И.В.)

14. Игра «Море волнуется».
Цель:
развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на  сигнале.

Дети бегают по залу, изображая руками движение волн.
Психолог говорит:
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри! 
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры, хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т. д.

15. Игра «Цирковые артисты».
Цель: развитие произвольности и самоконтроля;  внимания, речи и воображения;  координации движений; эмоционально – выразительных движений.

Дети ставят стульчики вдоль стены.
Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:
Психолог: «П
редставьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого – ни будь изобразить – жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных». (И.Л. Арцишевская)