«Нетрадиционный подход в работе педагога-психолога: работа с камнями».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Работа с камнями в коррекционно-развивающем напрвлении работы педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционный подход в работе педагога-психолога: работа с камнями».

Выступление.

План:

1. Теоретическая часть.

2.  Практическая часть: «Сад камней», «Мандала из камней».

Почему камни? (Искала новые подходы в работе, что-то необычное и вот, совершенно случайно, наткнулась на опыт работы педагога-психолога г. Читы. Познакомилась с ним и решила использовать камни в коррекционных и терапевтических целях). Тем более это малоизученное направление. Я бы назвала это направление одним из методов арттерапии, потому что всё основано на творчестве.

Существует понятие: ЛИТОТЕРАПИЯ (слайд). Так как данная тема рассматривалась на майском м/о я повторяться  сегодня не буду, а лишь коротенечко напомню. У данного направления нет возраста и можно его использовать во всех возрастных группах.

Проблема стоит в научном обосновании этой темы в работах психологов. Пока ищу.

Традиционный японский сад камней - песчаная поверхность и камни, расположенные в определенном порядке. Ландшафтный дизайн притягивает взгляд, в японском саду хорошо сидеть в уединении и предаваться медитациям. Буддийские монахи занимались медитацией не только созерцая такую красоту, но и занимаясь ее созданием. Попробуем  и вы с вами придумать свой неповторимый ландшафт.

Философия сада камней.

Японский сад камней часто называют Дзен –сад , и не просто так. Сады камней были созданы благодаря такому феномену как дзен-буддизм, религии и философии, представляющей Японию.

А согласно  философии дзен, не праздная прогулка должна занимать человека в саду. Созерцание, размышление, сосредоточение- вот что должно занимать ум. Сад - это царство порядка, а когда порядок вокруг нас, то порядок и в душе. Засоряя сад, мы засоряем мироздание.

Почему камень?

Камень по сравнению с человеком вечен, сколько мудрости он накопил за свою жизнь. Жизнь камня медленна и не заметна человеку, у камня нет страстей и страданий. Камень таит в себе огромное количество жизненной силы. Камни учат молчанию, терпению, спокойствию и созерцанию. Камень играет здесь особую роль, он тесно связан с религиозным культом и более объект духовного поклонения, чем простой строительный материал. Древние японцы считали, что в местах, где много камней обитают боги. Камень это объект поклонения, и он передает всю сущность мироздания.

Работа над садом камней помогает дзен священникам достичь высших ступеней концентрации. Размещение камней является особым искусством и одновременно актом творческого мышления. Постановка камней подчинена довольно сложным правилам, но основной эффект должен быть такой, чтобы камни выглядели как натуральные, а не искусственно разложенные человеком.

Как устроен сад камней. (СЛАЙД)

Принципы расстановки камней описаны во многих книгах, и это сложное искусство, требующее внутренней работы и вдохновения:

  • композиция составляется из нечетного числа камней: три, пять, семь;
  • камни расставляются в форме треугольника;
  • они должны располагаться группами по 3 камня, что символизирует буддистскую триаду.  В группе не должно быть камней, одинаковых по форме;
  • камней, поставленных вертикально, должно быть меньше чем горизонтальных, чтобы не нарушать гармонию сада и баланс Инь-ян;
  • камни ни в коем случае не подвергаются обработке, они лишь тщательно подбираются по своей фактуре, размеру, цвету;
  • допускается выкладывать камни на островки зеленого мха (абстрактную идею растительности земли, покрытой лесами.);
  • вокруг камней граблями делаются кольцевые борозды, а по всей поверхности сада – линейные, идущие вдоль длинной стороны площадки. Песок или гравий символизирует воду, реку или океан, а камни это острова.
  • посетитель, созерцающий сад, должен видеть равное число камней из любой точки сада. По легенде, увидеть сразу все камни может лишь «просветленный».
  • главный вертикальный камень может символизировать Бога, или человека или гору.

(СЛАЙД)

Дух японского сада камней неуловим!

Дзен священник граблями создает волнистые и круговые рисунки, имитирующие поток воды, которая течет как время и уносит все с собой... Это упражнение создает ощущение благополучия, спокойствия и релаксации.

Знаменитые сады камней Японии.(СЛАЙД)

Самым знаменитый- это сад пятнадцати камней в Киото, созданный в 1499 году.
Сад входит в храмовый комплекс, и пройти к саду можно только через храм. Тысячи туристов со всего света ежегодно приезжают в Киото, чтобы разгадать загадку пятнадцати камней.

Буддийские храмы медитации пришли в Японию из Китая, а так как люди медитировали сидя, то камни лучше рассматривать с этой позиции.
На небольшой площадке расположено 15 необработанных камней. Камни расположены таким образом, что их невозможно увидеть все одновременно. В какой бы точке сада камней вы не находились, хоть один камень будет скрыт от взора.
Это должно создавать чувство, что сад бесконечен, у него нет границ, как и у мироздания.
Считается, что увидеть все камни может только человек, достигший высшей степени просветления.

Белый гравий этого сада - это река жизни, которая приглашает посетителей на метафорическое путешествие по жизни, камни, напоминающие лодки. Все связано с судьбой человека и его местом во вселенной. Трактовок очень много, но каждый предпочитает видеть что-то свое.

Философия Инь-ян в саду камней.

Смысл сада камней в гармонии, а гармония невозможна без баланса Инь-ян. Самое главное в саду это вода и камни. Камни это энергия ян, а вода это энергия инь. Созерцая воду и камни мы поддерживаем баланс ян и инь в своем теле. Наверно поэтому многие, даже не зная этого, любят созерцать водную гладь, сидя на скалистом берегу.

Песок тоже энергия инь. В садах камней песок символизирует воду, и в сочетании с камнями создается гармония.  Созерцая сады камней, мы из окружающего пространства  с помощью наших чувств получаем гармонию инь и ян. А камни, песок, мох, вода, деревья - все, из чего создан сад  это частицы Вселенной.

Сад камней у себя дома.

Не беда, если вы не можете создать свой собственный сад камней у вас во дворе и медитировать каждый день. Есть и миниатюрная версия, которая становится популярна в офисах и дома. Многие представители западной цивилизации уже убедились, насколько успокаивающее может быть время, проведенное за созданием каменной композиции и рисунка из волн и кружочков. В продаже даже имеются готовые сады камней. Сад это форма самовыражения, и должна отражать дух и вкус хозяина.

Японский настольный садик – цубонива - экзотическое и необычное украшение кабинета, маленький уголок расслабленности и хорошего настроения. Его можно сделать самостоятельно из подручных средств, и такая работа позволяет человеку почувствовать себя созидателем своей маленькой вселенной.

Выбираем материалы:

Для сборки японского садика вам понадобится несколько простых вещей: небольшая коробка или рамка с дном, мелкие гладкие камушки, которые можно взять из аквариума для рыб или найти во время прогулки по морскому берегу. Чтобы ваш уголок был простым и изящным, его легко декорировать по собственному усмотрению – добавить ракушки, мелкие растения и крохотные строения, установить скамеечку или домик-беседку из детского конструктора. Для "расчесывания" песка нужны маленькие грабельки, для первого раза подойдет и расческа с частыми зубьями

Делаем сад на столе:

Насыпаем в коробку песок, очищаем его от мелких веточек и травинок. Устанавливаем декоративные элементы в соответствии с собственными представлениями о заполненном пространстве.

Делаем на песке при помощи грабелек прямые полосы и волны, а вокруг камней рисуем круги.

В какой - то степени этот миниатюрный пейзаж будет отражать ваш внутренний мир, поэтому вы можете слегка изменить рельеф, подложив под песок кусочки картона или купить в магазине сувениров миниатюрный водопад и поставить его в одном из углов, рядом с крохотным деревцем бонсай.
Еще несколько оригинальных дизайн-решений:
- поставить камушки пирамидкой и вымостить мини-дорожку из мелкого камня;
- взять половинку бамбуковой палочки или коры дерева и имитировать мостик через ручей;
- использовать цветные камушки, купленные в магазине декора, для создания "голубого озера", "зеленой травы" и других элементов ландшафта, которые подскажет вам воображение.

Т.о., я думаю вы убедились насколько успокаивающее может быть время, проведенное за созданием каменной композиции и рисунка из волн и кружочков. А в обеденный перерыв можно снять стресс и поправить нарушенный баланс инь и ян.

3 ЧАСТЬ. Притча.

ПРИТЧИ.

С помощью эйдетического образа притча обходит механизм сознания, который фильтрует опасную информацию. А что сознанию кажется опасным? - То, что разрушает его стереотипы...

Так, метафора камней и песка разбивает зацементированные годами жизни стереотипы нашего сознания.

Эта лучшая из психологических притч о жизни, потому что она заставляет взглянуть на свою жизнь с иного ракурса.

Как-то раз преподаватель философии пришел в аудиторию с большим стеклянным сосудом и несколькими ведрами. В одном из ведер лежали камни размером с апельсин.

- Сколько камней поместится в стеклянный суд? — спросил педагог студентов.

И чтобы доказать, что вопрос не риторический преподаватель начал слоями укладывать камни. Когда он положил последний, немного возвышающийся над краями сосуда, все, кто предполагал, что в емкость войдет около четырнадцати-пятнадцати камней, удовлетворенно зашептались.

Учитель подвел итог:

- Итак, четырнадцать камней. А вы уверены что больше ни один камень в сосуд не поместится?

Все студенты утвердительно кивнули головой. Так вот вы ошибаетесь! — сказал преподаватель, достал из-под стола еще одно ведро - уже с галькой.

Мелкие камешки проскальзывали между большими камнями, заполняя пустоты. Студенты наградили аплодисментами своего гениального педагога. Заполнив весь сосуд галькой, он отставил ведро в сторону и вновь задал своим ученикам тот же вопрос: Для вас очевидно, что сосуд действительно заполнен? На этот раз да, — ответили довольные студенты.

Но тут преподаватель достал еще одно ведро, наполненное мелким белым песком. Столовой ложкой он стал насыпать песок в сосуд, заполняя промежутки между камнями. Вот теперь мы можем с полным правом сказать, что сосуд заполнен камнями, — заявил преподаватель. — Но какой урок мы можем извлечь из этого примера?

В аудитории раздался гул. Студенты говорили о хитрости и изобретательности, о том, что внешность обманчива, и о многих других очень символичных вещах. Все это правильно, — сказал преподаватель, — но из этой истории можно сделать и более серьезный вывод.

Педагог выдержал театральную паузу, затем продолжил: Всему свое время! Важно делать сначала то, что необходимо выполнить в первую очередь, а потом — все остальное. Не нужно спешить и работать как попало, в ажиотаже. Ведь если бы я начал с песка, большие камни в сосуд просто не поместились бы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Однажды меня пригласили в испанский город Саламанка, чтобы прочитать лекцию студентам университета. И я показал этот коронный номер. С самого начала лекции я почувствовал вдохновение и искренний интерес студентов: по их лицам было видно, что молодежь открывает для себя что-то новое.

Когда я объяснил им, для чего поставил этот опыт один юноша поднял руку и захотел поделиться выводами, которые сделал лично он. Удивленный, я разрешил. Можно, я выйду и покажу? — спросил студент. Конечно, — ответил я, не догадываясь, что будет дальше...Юноша вышел на подиум, достал из своего рюкзака банку пива и вылил содержимое в стеклянный сосуд. Разумеется, жидкость моментально впиталась в песок, осталось только немного пены на краях.

— Мои действия наглядно демонстрируют следующую мысль: даже если у тебя полно дел которые нужно решать... всегда есть возможного выпить пива с друзьями. Вместе с остальными студентами я поаплодировал такому комментарию. Ведь молодой человек был абсолютно прав.

«Теперь, — обратился мудрец к ученикам, — я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.

Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету.  Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных  камней. Вода -  это наш отдых. Отдых без всего предыдущего существовать не может. Но и без отдыха все предыдущие существовать не может…

ТАКЖЕ И В ЖИЗНИ: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Следите за вашими большими камнями — только они имеют  истинную  цену, все остальное — лишь песок»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)

Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии....

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

Опыт работы. Тема: «Система работы педагога- психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжен...

Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Камешки Марблс-прекрасное, яркое, красочное, полифункциональное пособие, которое доставляет радость детям и одновременно развивает их. Камни Марблс, это нетрадиционный метод коррекционно-развивающей р...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....

Из опыта работы педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений. Повышенная агрессивность детей является одной из проблем в детском коллективе. Почти в каждой группе  детского сада встречается хотя бы ...