Комплекс упражнений, направленный на развитие мышления у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР. Рекомендовано  педагогам дошкольного образования, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneni1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, направленный на развитие мышления у дошкольников с ОНР

Название

Цель

Содержание

«Круг, треугольник, квадрат»

Дифференциация признаков цвета, формы, величины.

Перед ребенком кладется карточка, на которой изображена определенная геометрическая фигура. Попросить подобрать к ней одинаковые по форме карточки. Затем задание усложняется: подобрать, одинаковые по форме и цвету, форме и величине.

«Составь по образцу»

Формирование операций анализа и синтеза.

Выкладывание из геометрических фигур образные изображения (животные, транспорт, мебель и т.д.)

«Разрезные картинки»

Формирование операций анализа и синтеза.

Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчлененные, частично расчлененные и нерасчлененные. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных частей картинок постепенно увеличивается от 2-4 до 6-8.

«Подбери заплатку к коврику»

Формирование операций анализа и синтеза.

Ребенку предлагаются карточки, на каждой из  них, изображен разный орнамент, содержащий пробел (для детей 6-7 лет орнамент сложный).

Ребенку предлагают подобрать «заплатку» к коврику.

«Что нарисовал художник»

Развитие умения описания предметов, выделения основных свойств и признаков.

 Детям раздаются предметные картинки,

подобранные либо по лексическим темам (фрукты, игрушки) либо в произвольном порядке. Каждый ребенок рассказывает об изображенном предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем просто перечисляются его признаки, а дети отгадывают предмет.

«Новые словечки»

Развитие умения описания предметов, выделения основных свойств и признаков.

Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

На что он похож? От чего сильно отличается?

Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

Какого размера, формы? Какой он на ощупь? Чем пахнет? Какой на вкус?

Где встречается?

«Узнай предмет по описанию»

Загадки.

Развитие умения выделять основные свойства и признаки предметов. Составлять загадки.

 Детям предлагается такая загадка: « круглый, сверху зеленый, внутри – красный, это ягода» Затем дети учатся сами  составлять описание предмета.

«Найди такую же игрушку»

Развитие умения выделять в двух или более предметах (явлениях) признаков сходства и различия.

 В мешочек кладут несколько предметов, например: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Ребенку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые. Можно предложить ребенку отыскать одинаковые изображения предметов, на следующих образцах: предметных картинках.

«Сравни»

Развитие умения сравнивать без опоры на наглядный материал.

Детям предлагаются следующие варианты пар слов: кошка и собака, ромашка и василек, ромашка и одуванчик, елка и береза, майский жук и божья коровка и т.д. Инструкция: «Чем они похожи и чем различаются?»

«Похож - не похож»

Формирование операции сравнения.

Дети садятся в круг. Каждому ребенку предлагается задумать два предмета, и вспомнить, чем они похожи и чем отличаются, рассказать об этом другим детям, чтобы они отгадали. Например, ребенок говорит: «Ползли два жука. Один маленький, красный, с черными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит,  другой  жужжит сильно (божья  коровка и майский жук)» и т.д.

«Назови одним словом»

Формирование функции обобщения.

Детям предлагаются картинки одной родовой группы (5-6 картинок). Инструкция: «Назови одним словом». Затем тоже задание, но на вербальном уровне (5-6 слов).

«Четвертый лишний»

Формирование функции обобщения

Детям предлагаются карточки с четырьмя картинками. Один предмет из них другой родовой группы. Инструкция: «Назови лишний предмет, объясни, почему».

«Подбери четвертую фигуру»

Развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Педагог привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из,  данных справа, рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом) .

«Закончи предложение»

Развитие умения выделять существенные признаки в предметах.

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).

«Составление рассказа по сюжетной картине».

Развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине.

Работа над пониманием смысла картины начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

«Послушай – перескажи»

Развитие умения понимать смысл произведения, пересказывать текст.

Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Развитие умения выстраивать рассказ в правильной последовательности.

 Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории). Сначала они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.

Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель -- наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.

Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.

«Пословицы и поговорки».

Развитие мыслительной операции причинно-следственные связи.

Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, а зимой - телегу».

«Расставь события по порядку»

Развитие умения выстраивать правильную последовательность событий и явлений.

Детям предлагаются следующие предложения, нужно выстроить их в правильной последовательности:

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.

Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

«Назови причину»

Развивать умение устанавливать закономерность события, явления.

Детям объясняется, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Пример: лед - он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросить ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.

«Верю – не верю»

Развитие логического мышления.

Предлагаются картинки с нелепыми ситуациями: зимой на яблоне растут яблоки, по улице «едет» пароход и т.д. Инструкция: «Объясни, что здесь неправильно».

«Закончи предложение»

Развитие умения выделять существенные признаки предметов, явлений.

 Ребенку предлагается закончить предложение:

Животное, которое мяукает, называется...

Птица, которая каркает, называется...

Дерево, на котором растут яблоки, называется...

Дерево, которое украшают к Новому году, называется...

Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.

«Подбери следующее»

Развивать умение устанавливать последовательность событий.

Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:

первый -..., завтрак -..., июль -...,

 лето -..., январь -..., зима -.... седьмой -...,

«Сравнение понятий».

Развивать операцию сравнения.

Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька...

Молоко жидкое, а сметана...

Трава низкая, а дерево...

Зима холодная, а лето...

Сажа черная, а мел...

Сахар сладкий, а перец...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и ...

Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников ...

Комплекс упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций

Комплекс упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций...

Комплекс упражнений, направленных на развитие познавательно-исследовательских умений.

Комплекс упражнений на развитие познавтельно - исследовательских умений....