Тренинг по развитию эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями «Вместе с мамой»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ягина Лидия Николаевна

Тренинг по развитию эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями

«Вместе с мамой»

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.
Задачи: 
1.Развитие способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

2.Получение обратной связи от взрослых и детей, расширение взглядов на собственный педагогический опыт;

3.Формирование у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

4.Формирование навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.

5.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Участники: 3-4 семьи - дети старшего дошкольного возраста с родителями.

Материалы: музыкальная фонотека, клубок ниток, наборы разрезных картинок.

Методы работы: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад№16 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Тренинг по развитию эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями

«Вместе с мамой»

Подготовила: Педагог-психолог

Ягина Л.Н.

Рузаевка, март 2015 год

Тренинг по развитию эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями

«Вместе с мамой»

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.
Задачи: 
1.Развитие способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

2.Получение обратной связи от взрослых и детей, расширение взглядов на собственный педагогический опыт;

3.Формирование у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

4.Формирование навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.

5.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Участники: 3-4 семьи - дети старшего дошкольного возраста с родителями.

Материалы: музыкальная фонотека, клубок ниток, наборы разрезных картинок.

Методы работы: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

Ход тренинга.

Ребенок это праздник – и пусть

он будет счастливым!

Здравствуйте. Я рада вас видеть. Сегодня нам предстоит узнать много интересно о ваших семьях и о вас самих. Но прежде чем начать, давайте познакомимся друг с другом.

1.Игра “Волшебный клубок”

В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и прилагательное которое характеризует меня с положительной стороны, например, Лидия – ласковая. Держу нитку в руке и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его соседу справа от него. Дорогие мамы, пожалуйста, помогайте ребятам!

Клубочек вернулся ко мне. Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым!

Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек. Давайте ещё поиграем!

2.Игра «Подвигай телом».

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, раскрепостить участников.

Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Включается музыка и подаются команды:

танцуем правой рукой;               танцуем левой рукой;        

танцуем обеими руками;            танцуем отдельно головой;    

танцуем левой ногой;                 танцуем правой ногой;          

танцуем обеими ногами;            танцуем туловищем;              

танцуем правым плечом;           танцуем левым плечом;      

танцуем обеими плечами;          танцуем бровями;                  

танцуем носом;                            танцуем губами;            

 танцуем лицом;                           добавляем к танцу голову и шею;          

добавляем плечи;                         добавляем к танцу руки;        

добавляем правую ногу;               добавляем левую ногу;       танцуем всем телом;                                                    

3.Выполнение практического задания «Знаю ли я своего ребенка».

Психолог: Большое спасибо, прошу всех сесть. Перед началом нашего разговора мы выполним с вами небольшое задание «Знаю ли я своего ребенка». Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы будете работать. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей.

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
4. Любимая сказка вашего ребенка?
5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

Сравнение результатов работы с результатами детей.

4.Игра “Непослушные картинки”

Сейчас каждая семья получит “непослушные картинки”, которые рассыпались. Собрать их может только дружная семья.

По сигналу дети вместе с родителями приступают к работе.

Вам понравилось работать вместе? Родители, что вы чувствовали, работая в паре со своим ребёнком?

5.Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»      

Родителям раздаются карточки с ситуацией и предполагаемыми вариантами ответа. Необходимо выбрать адекватный данной ситуации вариант.

  Ситуация 1.

Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваши слова;      

Сколько раз я тебе говорила, как надо играть.      

Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

 Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 2.

 Вы заняты очень важным делом. К Вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваши слова: 

Не сейчас, видишь, я работаю.

Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй.

Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация3.

Ребенок приходит с улицы грязный. Ваши слова;

Вечно ты приходишь с улицы как поросенок.

Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты!

Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.

        Ситуация 4.

   Встретившись на улице с коллегой по работе, Вы разговорились.

   Ваш ребенок  то и дело прерывает Ваш разговор: «Мама (папа), пойдем!»

    Ваши слова:

    Ты что не видишь, я с тетей разговариваю.

    Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.

    Не мешай нам разговаривать.

6. Какими вырастут дети? Это зависит и от нас. Именно поэтому так важно заложить в них основы здорового образа жизни, что и дает метод кинезиологии. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению.

Кинезиолоические упражнения
1.Кулак-ребро-ладонь
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с  родителелем, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом?– левой, затем – двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении взрослый  предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Можно и под счет- раз-два-три.
2. Ухо – нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
3. «Лезгинка».
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе.

Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.

После этого меняется смена левой и правой руки в течении 6-8 смен позиций. Добавить увеличение скорости

 7. Игра “Угадай, чьи руки”

А теперь мы посмотрим, как хорошо вы знаете своих близких. Сейчас мы по очереди завяжем глаза ребятам. Вам нужно по рукам узнать где ваша мама.

А теперь наоборот, мамы будут угадывать, где их дети!

Какие все молодцы! Вам понравилось игра?

Вопрос родителям:-“Что вы чувствовали когда пытались определить по рукам, где ваш ребёнок?”

Эта игра проводится с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь угадать руки своей мамы. Затем родители пытаются угадать руки своего ребенка.

 8. Упражнение «Я –высказывание»

Цель: познакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно негативных.

Как же лучше объяснить маленькому ребенку что можно, а что нельзя делать, как выразить свое недовольство?

Предлагаем эффективную модель, она называется «Я-высказывание», известная еще и как «Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Схема «Я-высказывания»:

1. сообщаем о своем чувстве от первого лица  («Я расстраиваюсь… )

2. говорим о причине негативного чувства,  в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)

3. говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)

А сейчас давайте потренируемся, каждому предлагаем ситуацию с ребенком, и вам необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя в «Я-высказывания».

Ситуации для упражнения

 Ситуация

Ваше                чувство

Я-высказвание

Ребенок шалил за столом, и несмотря на предупреждение, пролил чай.

 

 

 

Ребенок собирается в детский сад, одевая грязные брюки. И отказывается одевать другие, чистые.

 

 

 

Вечером предлагаете ребенку убрать за собой игрушки, он отказывается.

 

 

 

Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

 

 

 

Вы ожидаете гостей. Дочь взяла и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству, еще и слизала все «цветочки» с торта.

 

 

 

Вы только что вымыли пол, сын прошел и наследил.

 

 

 

Уважаемые родители!
Помните, что для ребёнка – дошкольника родители – эталон во всём. Ребёнок копирует всё и хорошее и плохое, недаром, народная мудрость гласит  - дети зеркало своих родителей! Поэтому от того какие родители, какие взаимоотношения в семье, какую модель воспитания выбрали родители, насколько они компетентны в вопросах воспитания от всего этого и будет зависеть уровень социальной адаптации ребёнка, а значит и его дальнейшая судьба. 
Любите своего ребёнка любым. И помните, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё!
Удачи вам и вашим детям!

9.Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. 
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. 
До новых встреч! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на развитие коммуникативных навыков и креативности

Подборка упражнений на развитие творческого воображения и нестандартного гибкого мышления...

Тренинг для педагогов «Развиваем навыки коммуникации»

Совершенствование профессиональных навыков воспитателей по формированию у детей дошкольного возраста необходимого уровня развития в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особен...

Тренинги на развитие коммуникативных навыков

Тренинги на развитие коммуникативных навыков...

Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.

Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.Искусство театра, как известно, строится на процессе общения, взаимодействия актёров друг с другом и с п...

Значение дидактических игр для развития взаимодействия и общения между детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Значение дидактических игр для развития взаимодействия и общения между детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии....

Мастер класс "Использование логоритмики Е. Железновой для развития социально коммуникативного взаимодействия между детьми в группе раннего возраста"

Использование логоритмики Е. Железновой для развития социально коммуникативного взаимодействия между детьми раннего возраста ...