«Расширение возможностей применения мульттерапевтических технологий в развитии речи детей»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Особое место в коррекционной работе с детьми заняла -  мульттерапия. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать, общаться  друг с другом и с взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Ромашка»

города Новоалтайска Алтайского края

Выступление по теме «Расширение возможностей применения мульттерапевтических технологий в развитии речи детей»

Подготовила:

учитель-логопед Шайхудинова Н.М.

г. Новоалтайск - 2014


Речь – одна из сложных высших психических функций, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием.

Овладение речью — это очень важный этап в умственном, эмоциональном и психологическом развитии ребенка. Именно в речи проявляются особенности его личности.

    В настоящее время возросло количество детей, которые   относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития. Это, конечно, большой показатель.

Поэтому возникает необходимость поиска новых форм и методов выстраивания эффективных взаимоотношений с дошкольниками, осуществления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. 

    Особое место в коррекционной работе с детьми заняла -  мульттерапия. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать, общаться  друг с другом и с взрослыми. 
При внедрении мулттерапии в коррекционную работу с дошкольниками решаются следующие задачи:

  • преодоление эмоциональных проблем;
  • расширение возможностей применения мульттерапевтических технологий в работе по развитию речи детей: содержательность и связность речи (диалог и монолог), речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности к речевой деятельности, то данная форма работы побуждает детей проявлять интерес к самостоятельному сочинению сказок и рассказов, внимательному слушанию рассказов сверстников, к тому, чтобы помогать им в случае затруднений, речевых и логических ошибок и доброжелательно, конструктивно исправлять их);
  • воспитание у детей желания общаться со старшими и сверстниками, осмыслять и отображать свои переживания, учитывать действия товарищей по команде;
  • знакомство детей с анимационными технологиями и обучение их применению в изготовлении мультиков;
  • развитие творческих способностей.

            Быть готовым к коллективному творчеству, зажечь огоньки радости от получаемых результатов работы – задача педагога на таких занятиях, так как ребенок с проблемами речевого развития часто нуждается в одобрении и поддержке взрослого. Для этого в нашем детском саду  осуществляет свою деятельность мультстудия «Анимашки» по созданию мультфильмов.  В ней занимаются дети старшей группы №5 с ОНР, у которых выявлены проблемы в развитии коммуникативных навыков. 

            Темы для мультфильмов появляются в процессе коррекционной познавательно - образовательной деятельности.

             Конечно, создание анимационного фильма - это длительный, технически трудоемкий процесс.

            Вместе с логопедом ребенок в детской анимационной группе  работает с такими видами искусства:

  • изобразительное;
  • декоративно-прикладное;
  • музыка;
  • литература;
  • театр;
  • компьютерная живопись и графика.

  Таким образом, дети с самого начала работы над мультфильмом  учатся  творить одновременно в разных художественных средах, в разных видах искусства. Кроме того, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, формируются коммуникативные навыки, совершенствуется речь детей данного возраста. Так как эта деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, то  в нее вовлекаются и родители, становясь непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Возможности мультипликации неисчерпаемы. Её выразительные средства, разнообразие видов и техник, их соединение стимулирует творческую активность авторов, раскрепощает их мышление, даёт полную возможность выразить и реализовать себя.

 В данный момент мы работаем над созданием мультфильма и осваиваем перекладную технику.

Работая с детьми, я убедилась: именно перекладка легко осваивается ими (в съемках могут участвовать малыши с двухлетнего возраста). Простота перекладки(движение персонажей по заданной траектории, сам ребенок располагает персонажей, перекладывает их с места на место) -  вовсе не означает, что фильмы, созданные на её основе, примитивны и неинтересны.

Необходимая аппаратура для съемки мультфильма в техниках перекладки:

  • мультстол;
  • веб – камера или фотоаппарат;
  • штатив;
  • необходимое освещение(2 световые панели) и затемнение;
  • компьютер (для съемки, монтажа, записи фонограммы) и  контрольный монитор (телевизор);
  • микрофон.

При отсутствии средств некоторые пункты можно совмещать, например съемочный, монтажный и звукозаписывающий компьютеры.

 Если все это есть, то какой программой воспользоваться для съемок и монтажа? Для съемки – AnimatorDV Simple+, AnimatorHD, Stopmotion Pro, Dragon Stopmotion и т.д. Для монтажа, цветокоррекции – Sony Vegas, Adobe Premiere, Edius и т.д.

Программы, которыми пользовались мы:

  • для съемки- AnimatorDV;
  • для монтажа - Adobe Premiere Pro.

Приложение

  • Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.
  • Анима́ция (отфр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология. Анимация - это технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Наиболее популярная форма анимации, представляющая собой серию рисованных изображений.
  • Основные виды мультипликации – объёмная, плоскостная и рельефная.
  • В основе объёмной мультипликации лежит покадровая съёмка кукол-персонажей в декорациях.
  • В основе плоскостной мультипликации – покадровая съёмка рисунков или плоских марионеток, лежащих на горизонтальной плоскости.

Плоскостная делится на рисованную и перекладку.

Для съёмки рисованной мультипликации изготовляется последовательный ряд картинок, изображающих очередную фазу движения снимаемых объектов. Техники рисованной мультипликации определяются тем, что:

  • из какого материала сделана основа картинки (целлулоид, ткань, стекло, бумага, дерево и т.д.);
  • из выбора живописной техники (масло, акварель, гуашь, тушь, пастель и т.д.);
  • из выбора инструментов, с помощью которых создаётся изображение (кисть, перо, мелок, фламастер, губка, карандаш, палец, острый предмет и т.д.) Для съёмки мультфильма-перекладки создаются марионетки и фон.

Техники перекладки определяются тем:

  •   из какого материала сделаны марионетки (бумага, ткань и т.д.) - из какого материала сделан фон (бумага, ткань, дерево, стекло, целлулоид и т.д.);
  • из выбора живописной техники (масло, гуашь, акварель, тушь и т.д.);
  •  из выбора инструментов (кисть, перо, карандаш, мел, фламастер и т.д.);
  • В основе рельефной мультипликации  лежит покадровая съемка объемных или полуобъемных предметов находящихся на горизонтальной плоскости.

К рельефной мультипликации можно отнести:

  • лепку пластичных фигур под камерой (мультфильм «Пластилиновая ворона»);
  • покадровую съемку полуобъемных марионеток (при этом мы двигаем части марионеток, но не деформируем их);
  • съемку сыпучих материалов.
  • Компьютерная мультипликация. 

В основе 2-х мерной компьютерной мультипликации лежат принципы традиционной рисованной мультипликации, только разница в том, что основным инструментом создания изображения (персонажей, фонов) является компьютер.  Главное, не путать со случаем, когда компьютер является инструментом традиционной рисованной мультипликации, который упрощает некоторые этапы производства (например, контур персонажа рисуется карандашом на бумаге, затем рисунок сканируется)

В основе 3-х мерной мультипликации лежат принципы объемной (кукольной) мультипликации. Разница в том, что все, начиная от съемочной площадки до любого из персонажей, моделируется в компьютере и выглядит объёмно.

Экзотическая. К экзотическим видам мультипликации мы относим оригинальные способы создания мультфильмов:

  • игольчатая (эту необычную технику изобрел А. Алексеев).

        Он смастерил «игольчатый» или «щетинный» экран: его стержни по разному выдвигаются и освещаются, что дает особый изобразительный эффект);

  • теневая (создается способом съемки теневых силуэтов);
  • процарапывание изображения на засвеченной кинопленке;
  • покадровая съемка живых персонажей и другие.

Список литературы

  1. Никитин В. Н. Арт-терапия. Учебное пособие – М.: Когито-Центр, 2014.
  2. Красный Ю., Курдюкова Л. Мультфильм руками детей.  Книга «Арт – всегда терапия».- М., 2011. – 175 с.
  3. Крыжановский Б.Н. Искусство мультипликации. К.: 1981
  4. Рисованный фильм - особый вид киноискусства. М.: 1956
  5. Романовский И.И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд. Союза журналистов России. – 2004 г.
  6. Сазонов А.П. Персонаж рисованного фильма. Всесоюзный Гос. Институт кинематографии. Научн. исслед. каб. из.-декорационного оформления фильма. М.: 1959
  7. Тимофеева, Л.Н, Бережнова, О.И Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. – Детство-Пресс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Применение игровых технологий в развитии речи детей младшего возраста

Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольно...

применение инновационных технологий в развитии речи

Консультация для педагогов. Краткое знакомство с инновационными технологиями, которые наиболее оптимальны в применении для развития речи дошкольников....

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников в средней группе»

laquo;Применение игровых технологий для  развития речи дошкольников в средней группе» Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.Формирование у детей грамматически ...