Консультация "Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_konsultatsiya_po_ovz_-_sentyabr.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.
Идеи психолого - педагогического сопровождения активно развиваются в работах Л. В. Байбородовой, Н. Г. Битяновой, О. С. Газмана, И. В. Дубровиной, С. В. Дудчик, Е. И. Казаковой, Н. В. Клюевой, и др. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как обеспеченная командной работой специалистов помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса.
В качестве основных характеристик сопровождения, в первую очередь по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, особость отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний по-тенциал развития субъекта («педагогика успеха», право субъекта самостоятельно совершать выбор.
Базовым понятием можно считать идею О. С. Газмана, автора технологии индивидуализированного воспитания, о том, что психологическая поддержка и сопровождение развития личности человека — есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, но и на его родителей, на членов педагогического коллектива, реализующего это образование.
Система психологического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в том числе в условиях ДОУ является одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме обучения, которое гарантирует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, а у детей с особыми образовательными потребностями - положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.
Необходимо помнить, что важное значение для данной категории детей имеет социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Профессия педагога-психолога приобретает здесь особое значение. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Психологу необходимо иметь достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.
Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы, т. к. для большинства таких детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Помочь это сделать призван педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование являются:
1.Психодиагностика.
2.Развивающая и психокоррекционная работа.
3.Психологическое консультирование.
4.Психологическое просвещение.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
- определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обуслов-ленных недостатками в их психическом развитии;
- планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Здесь следует пояснить, что под ИОМ ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
ИОМ содержит разделы по развитию познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребёнка и развитию межличностных отношений. Индивидуальный маршрут реализуется через проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в рамках работы ПМП консилиума) ;
- отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы. Полученные сведения позволяют в дальнейшем вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Вся коррекционно - развивающая работа строится с учётом результатов входящей диагностики и направлена на устранение выявленных у ребёнка проблем.
Не менее важным направлением является консультирование и просвещение родителей. Просвещение происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда. Работа по данному направлению обеспечивает оказание помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т. д.
Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в индивидуальном порядке. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организует мероприятия, способствующие повышению психологической компетенции родителей, их включению в решение коррекционно-воспитательных задач. На индивидуальных консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ) .
Ещё одним немаловажным направлением работы является консультирование педагогов ДОУ по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ОВЗ и его особыми образовательными потребностями, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы, психологические гостиные и т. д.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей де-тей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.
Большая роль в работе педагога-психолога отводится и организационно–методическому направлению, которое включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс и значительная роль здесь отводится психологу дошкольного учреждения.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
ГРУППА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НЕ ОДНОРОДНА, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями речи.
КЛЮЧЕВЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ЯВЛЯЕТСЯ : диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ: соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ДАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТРАЖАЮТ ЕЁ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого -медико - педагогической диагностике. Разработаны специальные диагностические карты, которые позволяют специалисту выяснить характер нарушений у ребенка и разработать тактику работы с ним для всех участников образовательного процесса.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
КОНСУЛЬТАТИВНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Работа по данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Данное направление деятельности педагога - психолога включает в себя: подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, оформление документации.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья: Семья не справляется с воспитанием ребёнка, замечает какие-либо отклонения в развитии, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом пройдёт. Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка (врачи, воспитатели, знакомые и т.д.) и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость. Семья проходит обследование ребёнка для того, чтобы от родителей «отстали», не понимая, что это необходимо им в первую очередь, а не воспитателям, специалистам и т.д. Семья узнаёт об ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но не принимает это, считая, что врачи поставили неправильный диагноз. Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с учётом потребностей ребёнка.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Умышленное ограничение в общении Гиперопека Непринятие родителями своих детей Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей.
ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ПО АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО.
Этапы работы:
- Первичная диагностика ребёнка и его семьи
- Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание непосредственного контакта
- Разработка на основе медицинских карт и диагностики специалистов программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ, а также определение дальнейшего образовательного маршрута детей.
- Составление плана работы специалиста с родителями детей с ОВЗ
- Непосредственная работа с родителями: психокоррекционная помощь семьям по адаптации и интеграции ребенка в общество; обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями воспитанников и выпускников ДОУ;
- повышение педагогической компетентности родителей в области психической и познавательной сфер развития ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
- Беседы: коллективные индивидуальные
- Консультации: коллективные индивидуальные по заявке тематические оперативные
- Родительские собрания в нетрадиционной форме: тренинг круглый стол «родительская гостиная»
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей
Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений
ТАКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ ПОМОГАЕТ РОДИТЕЛЯМ ---ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В РАБОТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ ДОМА УМЕТЬ
ПРИНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ – ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад первой категории №1 «Русалочка»
п. Гигант Сальского района
Консультация педагога-психолога
на тему:
«Особенности психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Подготовила:
педагог-психолог МБДОУ
№1 «Русалочка» п. Гигант
И.В. Ливадняя
п. Гигант
2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.
В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психоло...
"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...
Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ
Представляю опыт работы организации деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ...
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с нарушением слуха
В статье дается описание системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях детского сада....
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль...