Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике на тему

Марапова Радмила Максютовна

Задержка психического развития проявляется в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений, в малой интеллектуальной целенаправленности. К исследованию психического развития у детей с ЗПР необходимо подходить с учетом  формы задержки, так как нарушения познаватель­ных процессов при различных формах проявляются по-разному. Психологическое сопровождение детей с ЗПР оказывают не только психологи, а так же педагоги, дефектологи, социальные работники и врачи. Психологическая помощь  детям с ЗПР включает в себя не только психокоррекционную и психоконсультативную работу, а также психологи­ческое сопровождение, психологическую поддержку, психологическую прогностику, направленную  на борьбу как за ребенка, так и за его семью в целом и его социальное окружение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития.

Педагогами, психологами, медиками.  Была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории — детей с задержкой психического развития (ЗПР) [1].

В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР:

- конституционального происхождения;

- соматогенного происхождения;

- психогенного происхождения;

- церебрально-органического генеза.

К исследованию особенностей психического развития у детей с ЗПР необходимо подходить дифференцированно с обязательным учетом формы задержки, так как нарушения познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, праксиса) при различных формах проявляются по-разному.

Учитывая психолого-педагогические параметры, можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР.

  1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой
    группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети, соматогенной и психогенной формами ЗПР.
  2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма.
  3. Дети с явным нарушением интеллектуальной продуктивности,  но со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).
  4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженная познавательная активность. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и др., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности [2].

Психологическая  помощь детям с нарушениями в развитии  рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям ребенка [3]

В практике существуют разнообразные  виды психологической помощи детям. Они различаются по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми: педагогов, дефектологов, социальных работников, врачей и др. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своему характеру психологическая помощь может состоять:

- в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка;

- в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;

- в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники.

В связи с этим выделяются несколько моделей психологической помощи детям с нарушениями в развитии.

Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в  воспитании детей. Педагог анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

Диагностическая модель. Как правило, объектом диагностик оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Причем сам процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

Социальная модель помощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощью может быть, например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с имеющимися в городе социальными службами, например родительские ассоциации, семейный клубы и др.

Медицинская модель помощи предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей с проблемами в развитии, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

Психологическая модель помощи, опираясь на закономерности психического развития ребенка, предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия, т. е. оказание всесторонней психологической помощи.

Важным принципом психологической коррекции познавательных  процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок самоконтроля.

Мотивационный блок. 

Формирование познавательных мотивов:

- создать проблемные учебные ситуации;

- стимулировать активность ребенка на занятии;

- обратить внимание на тип семейного воспитания.

Приемы:

- создание игровых учебных ситуаций;

- дидактические и развивающие игры.

Блок регуляции.

Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.

Приемы:

- обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию).

Блок самоконтроля.

Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности.

Приемы:

- дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;

- обучение конструированию и рисованию по моделям [2].

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.

Психологическая помощь как сложная многоуровневая система включает в себя не только психокоррекционную и психоконсультативную работу, а также психологическое сопровождение, психологическую поддержку, психологическую прогностику, направленную  на борьбу как за ребенка, так и за его семью в целом и его социальное окружение.

Литература:

  1. Лапшин В. А. , Пузанов Б.П. Основы дефектологии:  Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2001. – 143с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224с.
  3. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: «Речь», 2005. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, а так же даются рекомендации для родителей воспитывающих детей данной категории....

Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития

1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗНа современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления лично...

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.

В данной статье рассматриваются 4 формы ЗПР, а так же направления психологической помощи детям данной категории....

Статья на тему: "Комплексное сопровождение детей с задержкой психического развития"

Для современной школы инклюзия - это, что прописано в Законе «Об Образовании в Российской федерации», это то, что требует родительское сообщество, это что неизбежно при развитии российской...

Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития.

МБДОУ « Детский сад 52 « Аленький цветочек» города Смоленска         Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психол...