Рекомендации педагога-психолога по обследованию аутичных детей в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Еремкина Наталья Александровна

Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_autichnyh_detey.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование аутичных детей

Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком.

На начальном этапе комплексное обследование проводится одним специалистом (психологом или педагогом), что дает ребенку возможность хотя бы немного адаптироваться к новой ситуации. Другие специалисты (логопед, психиатр) должны постепенно, очень осторожно предъявлять себя ребенку, так как любое резкое движение или громко сказанное слово могут вызвать у него охранительную реакцию, и обследование будет прервано.

В целом в процедуре обследования выделяются три этапа:

  1. Сбор психологического анамнеза, где важнейшее значение имеют сведения о матери и других близких;
  2. Определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы;
  3. Изучение особенностей познавательной сферы.

Аутичные дети первых двух групп (по классификации О.С. Никольской) могут быть диагностированы только в ходе продолжительного изучения, на первых двух этапах реально установить лишь тип аутистического дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только при появлении у них особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования.

Определение типа аутистического дизонтогенеза, или уровня нарушений эмоционально-волевой сферы, достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка. Затем – в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка – в ходе взаимодействия с ним строится его дальнейшее изучение.

Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутичного ребенка, следует опираться на основные критерии, выделенные О.С. Никольской, В.В. Лебединским, М.К. Бардышевской.

Первый тип аутистического дизонтогенеза – уровень полевой реактивности:

  1. Повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов;
  2. Выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее);
  3. Отсутствие зрительного контакта (взгляд плавно ускользает);
  4. Наличие «полевого» поведения;
  5. Мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера;
  6. Вычурность двигательных поз.

Второй тип – уровень стереотипов:

  1. Выраженная чувствительность к внешним стимулам – силе голоса, света, температуре, прикосновениям;
  2. Активное отторжение мира в виде аутостимуляций;
  3. Обилие моторных стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии;
  4. Проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.);
  5. Наличие страхов;
  6. Автономная игра.

Третий тип – уровень экспансии:

  1. Проявление выраженной конфликтности поведения;
  2. Быстрая пресыщаемость в любой деятельности;
  3. Выраженная избирательность в контактах;
  4. Наличие немотивированных страхов;
  5. Безадресная речь, не направленная на собеседника;
  6. Отсутствие использования местоимений первого лица;
  7. Взгляд «сквозь» человека.

Четвертый тип – уровень эмоционального контроля:

  1. Проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах;
  2. Потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке;
  3. Симбиотическая связь с близкими (с матерью);
  4. Речь может носить затухающий характер;
  5. Визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер.

Объективная оценка нарушений аффективной сферы требует наблюдения динамики ее развития, степени возрастания или убывания проявлений аутистических признаков, а также изменений способов адаптации ребенка.

Позитивная динамика характеризуется возникновением в психике ребенка признаков аффективных механизмов более высокого уровня организации эмоционально-волевой сферы и упрощением способов компенсаторной аутостимуляции.

При регрессе ребенок становится более замкнутым и отрешенным, имеющиеся связи и контакты с миром нарушаются. Ребенок переходит в группу детей с более элементарной и ригидной организацией эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер.

Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей направлено на выявление уровня их знаний и навыков и определение программ обучения, адекватных их возможностям. В целом процедура обследования должна сложиться естественно, плавно перейдя из стадии установления контакта с ребенком в игру с ним. Некоторые задания могут быть предложены в виде тестовых, например, корректурная проба, шифровка и др., основная же часть диагностики строится в виде продолжения игры с ребенком.

Обязательно следует учитывать характер предлагаемых пособий, предметов, дидактических игр и реакцию ребенка на них. Прекращение работы может произойти не из-за переутомления, а из-за неадекватной реакции на стимульный материал – немотивированного страха перед ним, поэтому рекомендуется предварительно положить некоторые пособия и тестовые задания в разных местах кабинета, чтобы ребенок к ним привык и они не казались ему чем-то новым и неизвестным.

При определении диагностического инструментария специалист должен опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая в организации деятельности ребенка его возраст и информацию матери или близких о его предпочтениях в выборе игрушек или предметов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога - психолога для родителей по подготовке детей к школе

Данная памятка содержит информацию для родителей о том, что они могут сделать дома для того, чтобы подготовить детей к школе....

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»

Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных  умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей.

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей....

Рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для родителей

Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеоб­щему умилению окружающих. Совсем другу...

Рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для воспитателей

Нарушения в  развития речи  сказывается на общем развитии ребенка, не позволяют ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-п...