Самооценка и демонстративное поведение старших дошкольников с ОНР
статья (подготовительная группа) по теме

Афанасьева (Клюнова) Дарья Геннадиевна

В статье рассматриваются такие понятия как демонстративное поведение и самооценка, и представлено исследование, которое направлено на выявление разлий в проявлении  демонстративного поведения, а так же рассматривается взаимосвязь самооценки и демонстративного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самооценка и демонстративное поведение старших дошкольников с ОНР

Самооценка – это значит оценка себя. Или оценка человека его окружением? Стабильна ли она? От чего зависит самооценка? Можно задавать великое множество вопросов, но это та «субстанция», с помощью которой происходит регуляция поведения личности.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

В отечественной психологии проблема самооценки  рассматривалась таким известнейшими психологами и педагогами, как А.В. Захаровой,                              Д.Б. Элькониным, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной и др.

Демонстративное поведение непосредственно связано с самооценкой человека. Демонстративное поведение в той или иной степени присуще каждому, ведь желание быть замеченным и нравиться окружающим является естественной потребностью.

Стоит отметить, что особенности демонстративного поведения детей недостаточно исследованы. Демонстративность в большей степени описывалась психиатрами в их классификациях, и как истерический радикал. Такие классификации были разработаны: П. Б. Ганнушкиным, К.  Леонгардом и другими.

Однако в обществе стремление выделиться нередко оценивается как недостаток или слабость характера. Люди, которые хотят, чтобы их замечали, часто сталкиваются с неприятием, настороженным отношением и недоверием.

В то же время умение привлекать к себе внимание и удерживать его – обязательное условие успешной карьеры для многих профессий, например, актерской, политической, спортивной и даже педагогической.

Тем не менее, у некоторых людей черты демонстративности могут стать ведущими в структуре личности, а у некоторых – чересчур выпуклыми.

Именно поэтому демонстративное поведение, так же как и самооценка, является одной из проблем детства. Так как самооценка детей  воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких как слабость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения.

В данной статье будут раскрыты особенности проявления демонстративного поведения и самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).

Б.Г. Ананьев справедливо считает, что самооценка — наиболее сложный продукт сознательной деятельности ребенка. «Большим достижением, — пишет он, — в развитии дошкольника, которое позволяет отделять оценку себя от оценки другого (отождествленных в предметной оценке), является переход от предметной оценки другого к оценке другого и внутренних состояний самого себя». [1, с. 261].

Демонстративный (от лат. demonstratives - указательный) – наглядный, вызывающий, нарочито подчеркнутый [2, с.157]. В свою очередь демонстративность определяется как подчеркнутая, но без нелепости, выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое (чаще всего благорасположенное, сочувственное) внимание окружающих. У детей демонстративным чаще всего служит выражением эмоциональной депривации, в которой находится ребенок в связи с недостатком чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких [3, с.42 - 43].

Первая попытка определения демонстративного поведения  человека принадлежит клиницистам. В справочнике по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста  написано, что демонстративное поведение  - «подчеркнуто выразительное поведение, обусловленное наличием острых аффективных реакций на фрустрацию и / или направленное на избегание ожидаемого наказания либо перспективы оказаться униженным, отвергнутым, разоблаченным. …» [3, с.42-43].

Еще А.Л. Венгер писал, что демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Демонстративность проявляется тогда, когда ребенок хочет привлечь к себя как можно больше внимания.

Понятие «демонстративное поведение», в самом общем смысле, объединяет различные поведенческие проявления, направленные на привлечение внимания.

Демонстративные дети нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение себя с другими, чтобы утвердиться. Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, дети совершают хорошие поступки для получения положительной оценки. Или наоборот, нарушает правила поведения. Дети приписывают болезни или преувеличиваю существующие, таким образом привлекая к себе повышенное внимание.

На основании теоретического поиска были выделены такие проявления демонстративного поведения как: повышенное внимание ребенка к собственной одежде, к внешнему виду; любовь к украшениям и аксессуарам; любовь к мерке одежды и обуви взрослых; ребенок часто смотрится в зеркало, имеет собственное зеркало; у ребенка выразительные движения, мимика, интонация; ребенок проявляет демонстративность в ласках; у ребенка прослеживается тенденция к украшательству; ребенок претендует на исключительное положение в семье/ в детском коллективе; проявление лидерских качеств; активное озорство; ребенок нарушает поведенческие правила; ребенок демонстративно вмешивается в дела других; отказывается от выполнения требуемых действий на занятиях/ вне занятий, до и после индивидуального обращения; отказывается от речи.

Исследование самооценки и демонстративного поведения у детей с общим недоразвитием речи  (ОНР) было проведено на базах ГОУ детский сад №1570, компенсирующего вида, для детей с нарушением речи (г. Москва) и ГОУ детский сад №1372, компенсирующего вида (г. Москва).

В экспериментальную группу был включен 31 дошкольник с общим недоразвитием речи (ОНР) II-III уровня в возрасте от 5 лет до 6 лет. Из них: 17 мальчиков, 14 девочек.

Контрольную группу составили 31 воспитанник Центра развития ребенка детский сад №1952, не имеющих речевой патологии, в возрасте от 5 до 6 лет. Из них: 12 мальчиков, 19 девочек.

В исследовании также приняли участие 2 группы взрослых: воспитатели – 4 человека и родители детей – 62 человека.

Для изучения самооценки использовали две методики: «Изучение глобальной самооценки «Лесенка» (У.В. Ульенковой, 1994)» и «Какой Я?» (Р.С. Немов, 2000)», а при изучении демонстративного поведения тест «Рисунок человека» (А.Л Венгер), так же для изучения демонстративного поведения детей в своей работе использовала таблицу наблюдений и анкеты для родителей, которые были специально разработаны.

Анализ результатов выполнения задания «Лесенка» (по методике У.В. Ульенковой) показал, что члены экспериментальной группы 1 преимущественно ставили себя на высшие ступени (7-ая ступень – 71%, 6-ая ступень – 6,5%), средние ступени (5-ая ступень) выбрали 22,5% опрошенных, т.е. все опрошенные старшие дошкольники с ОНР оценивают себя положительно. Отвечая на вопрос «почему ты выбрал эту ступеньку?», дети говорили «потому что я хороший (ая); умный (ая); добрый (ая)» не аргументируя данное утверждение.

У членов экспериментальной группы 2 по результатам анализа так же выявлено преобладание высших ступеней самооценки (7-ая ступень – 80,6%, 6-ая ступень – 6,5%). Так же дети ставили себя на средние ступени (5-ая ступень – 3,2%, 4-ая ступень – 9,7%). В качестве объяснения выбора высших ступеней дети, как правило, отвечали: «Я добрый (ая); хороший (ая)», не аргументируя данное утверждение. Выбор средних ступеней дети объясняли так: «Иногда я хороший, а иногда плохой». Таким образом, у большинства членов экспериментальной группы 2, можно отметить тенденцию к завышению самооценки, характерную для данного возраста.

Результаты подтверждают уже известный факт  преобладания высокой самооценки для старших дошкольников, который уже отмечался многими   авторами.

Анализ результатом изучения самооценки по методики                                              Р.С. Немова (2000) «Какой Я?» показал, что большее количество детей с ОНР (29 человек) составляют группы с очень высоким (77,4%) и высоким (16,1%) уровнем самооценки.

Еще одну группу дошкольников составили дети со средним уровнем самооценки – 2 человека (6,5%).

В экспериментальной группе 2  очень высокий уровень самооценки отмечен у 64,5% (20 человек) и высокий уровень у 29% (9 человек), так же как и в экспериментальной группе детей со средним уровнем самооценки составило 2 человека (6,5%).

Никто из членов экспериментальной группы 1 и экспериментальной групп 2 не продемонстрировал низкий и очень низкий уровень.

Анализ рисунков детей показал, что всего 29% (9 детей с ОНР) проявляют свою демонстративность в рисунках 32,3% - 10 детей с нормативным речевым развитием.  Эти признаки проявляются в подробном вырисовывании одежды, т.е. на одежде присутствуют надписи, различные украшения в виде цветочков, крестиков и т.д. Девочки проявляют свою демонстративность в том, что они вырисовывают прическу: они украшают свои волосы различными бантиками, заколками, резинками, рисуют себе короны. Для рисунков этих детей характерно чрезмерное украшательство: обведение рисунка в рамку и украшательство этой рамки всевозможными фигурами.

Анализ стандартизированного наблюдения за поведением детей, которое проводили совместно психолог и воспитатели групп показал,                                  что девочки и мальчики свою демонстративность в поведении проявляют по разному.

Изучив, анкеты родителей мы выяснили, что так же существуют различия в проявлении демонстративности.

Проявления демонстративного поведения детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и ОНР  многообразны, но они имеют различные черты и зависят от ситуаций. В общении с родителями или ближайшими родственниками это одни проявления, а в дошкольном учреждении и общении со сверстниками другие.

Выводы

1. На данной выборке испытуемых с нормативной речью выявлено отсутствие взаимосвязи между самооценкой и демонстративным поведением в старшем дошкольном возрасте. У дошкольников с ОНР показатели самооценки и демонстративного поведения связаны между собой.

2. Не существует статистически значимых различий в проявлении демонстративного поведения в разных группах испытуемых. Следовательно, демонстративность можно рассматривать как возрастной норматив в старшем дошкольном возрасте, а не как реакцию на не успешность детей в речевом общении.

3. Демонстративное поведение дошкольников в ДОУ сильнее проявляется в следующих ситуациях: повышенное внимание к собственной одежде и внешнему виду; претензии на исключительное положение на занятиях/ вне занятий. В семье сильнее проявляется в: в нарушении поведенческих правил; в любви к украшениям и аксессуарам; в отказе выполнять требуемых действий; в проявлении повышенного внимания к одежде, собственной и окружающих; в активном озорстве; в претензии на исключительное положение в семье.

4. Девочки и мальчики  свое демонстративное поведение проявляют по-разному.  У девочек оно проявляется больше во внимании к внешнему облику (привлекают внимание к своему внешнему виду, своей прическе и пр.), а у мальчиков, наоборот, у них проявление демонстративного поведения идет через поведение, которое направлено на социум (озорство, нарушение поведенческих правил, демонстративное вмешательство в дела других и пр.)

5. Исследование связи самооценки и демонстративного поведения было проведено впервые, и для получения более объективных данных необходимо дальше продолжать исследование, при этом необходимо учитывать не только половые признаки, но и социальный статус семьи, ее состав. А так же увеличивать выборки.

Список используемой литературы

1.Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. - М., 1980.

2. Словарь иностранных слов, 18-е издание, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1989 г., с. 157.

3.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С.Ю. Циркина - СПб, Питер, 2001, с. 42-43.

4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников с использованием игротерапии"

Методы психотерапевтического воздействия пелагога-психолога на детей....

Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Данная статья поможет педагогам и родителям пересмотреть свои взгляди и действия в общении с детьми....

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

"Воспитание культуры поведения старших дошкольников"

Считаю формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей  и ориентиров, среди которых: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, является одной из главных задач воспитания...

Профилактика агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников в условиях ДОУ

Цель работы - выявление форм и методов работы по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников в условиях ДОУ....

Проект по основам безопасного поведения старших дошкольников в старшей группе «Пространство безопасности» на 2020 -2021 учебный год

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С перв...