Программа по развитию мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения старшего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Подугольникова Елена Павловна

Программа предназначена для проведения занятий по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики  у слабовидящих дошкольников.

Программа опирается  на метод Орена Рони.

Для создания забавных фигур на занятиях с детьми  мы предлагаем использовать всего три элемента – шарики, валики и лепешки, а устойчивость фигуркам придавать с помощью обычных зубочисток.

Основной целью данной программы является развитие мелкой моторики рук  у слабовидящих дошкольников посредством тестопластики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_konspektami.docx92.87 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Тестопластика – это удивительно!»

с комплектом тематических конспектов

Пояснительная записка

Программа предназначена для проведения занятий по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики  у слабовидящих дошкольников.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Во-первых, лепка из теста помогает развивать у ребенка все, что так необходимо ребенку в школе: усидчивость, аккуратность, терпение; ловкость рук и точность глазомера. Во-вторых, раскрыть творческий потенциал ребенка, уметь самовыражаться через изготовление подделок из соленого теста, а также получать радость и эстетическое удовольствие от своих работ. 

Занятия тестопластикой – прекрасная возможность включить в занятия со слабовидящими детьми пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Занятия лепкой из теста помогают слабовидящим детям развивать не только мелкую моторику рук, но образное мышление и ориентировку в пространстве, приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи; способствовать развитию чувства эмпатии - сопереживания, желания нести радость окружающим.

Программа опирается  на метод Орена Рони.

Для создания забавных фигур на занятиях с детьми  мы предлагаем использовать всего три элемента – шарики, валики и лепешки, а устойчивость фигуркам придавать с помощью обычных зубочисток.

Основной целью данной программы является развитие мелкой моторики рук  у слабовидящих дошкольников посредством тестопластики.

Задачи:

  1. Развивать точные, дифференцированные движения кистей рук.

2. Развивать тактильную чувствительность рук.

3. Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Программа направлена на развитие мелкой моторики рук у слабовидящих дошкольников посредством тестопластики, предполагает совместную работу тифлопедагога и ребенка.

Занятия проводятся педагогом во второй половине дня два раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 25-30 минут.

Программа содержит наглядный материал на каждые 20 занятий.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

4 НЕДЕЛЯ

Март

Диагностическое обследование

Занятие №1

«Вот так тесто!» (знакомство с тестом)

Занятие №3 «Здравствуй весна!»

Занятие №5 «Моя родина»

Занятие №2 «Мамин праздник»

Занятие №4 «Моя семья»

Занятие №6 «Транспорт»

Апрель

 Занятие №7 «Грачи прилетели»

Занятие №9 «День космонавтики»

Занятие №11 «Мир путешествий»

Занятие №13 «Витамины в баночке»

Занятие №8 «Подснежники»

Занятие №10 «Неваляшка» (народная игрушка)

Занятие №12 «Домашние животные»

Занятие №14 «Дворец для сказочных героев»

Май

Занятие №15 «День победы»

Занятие №17 «В гостях у бабушки Федоры»

Занятие №19 «В гостях у сказки»

Диагностическое обследование

Занятие №16 «Первая радуга»

Занятие №18 «Вместе весело шагать»

Занятие № 20 «Большие дела маленьких рук» (выставка-отчет)

Итого

20 занятий


Занятие № 1 «Вот так тесто!»

Вводное занятие

Цель: знакомство детей с соленым тестом и его свойствами: мнется, скатывается, расплющивается, рвется.

Задачи: систематизировать у детей знания и представления о тесте; развивать мелкую моторику рук, формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), дощечки, разные формочки в виде клубничек, влажные полотенца, наглядный материал (Рис.1, 2), стек, спички.

Организационный момент.

Солёное тесто - бери, не хочу,

Я в добрую сказку на крыльях лечу.

Емеля и Репка, Воздушный корабль...

Я вылепить даже смогу дирижабль.

На полке моей уместились друзья,

И всё это сделал не кто-то, а я.

Медведь, черепаха, петух, червячок

И рака поймал я себе на крючок.

Здесь хрюкает свинка, мяукает кот

И стадо коров и овец у ворот,

Лягушка зелёная, козочка с рожками

И розовый слон с толстыми ножками.

Сердечко ваяю на День Валентина,

Готова для мамы любимой картина.

А хочешь со мной вместе сказку открыть?

Давай же попробуем вместе творить...

Основная часть.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. (Демонстрационный материал в картинках).

Ребята, сегодня и мы с вами познакомимся с соленным тестом. Перед вами на столе стоит баночка, а в ней тесто. Давайте достанем его. Возьмите его в ручки, чувствуете какое тесто мягкое и теплое, приготовлено из муки и воды, его можно месить, лепить из него пирожки и булочки, игрушки.

Давайте, скатаем из кусочка теста шар.

Получилось, ребята? Теперь от шара отщипнем еще кусочек, из него скатаем жгутик.

Ребята, скажите, а что еще можно слепить из теста? (Ответы детей)

Ребята, но тесто можно не только отщипывать, но и отрезать стеками. (Демонстрация детям стеков).

Теперь каждый из вас возьмет его и попробует самостоятельно отрезать.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Продолжение работы.

Ребята, но из теста можно лепить геометрические фигуры, палочки и жгутики, а из них подделки.

Давайте, возьмем слепленный шар и превратим его в плоский блин. Получилось? Перед вами лежит формочки. На что они похожи? (Клубника).

Этой формочкой надавим на получившийся блин. А теперь возьмем с вами спичку и сделаем маленькие точечки на ней.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые клубнички. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 2

«Мамин праздник»

Цель: выполнение поделки (букета из трех цветов) для мамы и бабушки  на основе полученных представлений/знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), дощечки, разные формочки, влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 3, 4), стек, скалки, опорная схема № 1.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «8 Марта»

В праздник мартовский весенний

Для моей любимой мамы

Будем мы сегодня с папой

Делать все по дому сами:

Испечем огромный торт,

Вытрем пыль, полы протрем,

А потом мы с папой вместе

Будем петь для мамы песни.

- Ребята, какой будет скоро праздник? (Женский день).

- Почему этот праздник называется весенним? (Этот праздник бывает 8 марта).

- Кого поздравляют в этот праздник? (Маму, бабушку, сестру).

- Как можно поздравить маму, бабушку, сестру? (Подарить подарок, помыть полы, посуду, вытереть пыль, спеть песенку, сказать добрые слова и т.д.).

- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будет делать из теста подарок для мамы, букет цветов.

Основная часть.

Ребята, перед вами лежит тесто. Возьмите его, отщипните от него небольшой кусочек, как у меня. Теперь давайте скатаем из него колобка. Получилось? Молодцы! Теперь сделаем из него толстый блинок. Хорошо, теперь отщипнем еще два таких кусочка, и снова скатаем двух колобков, а из них сделаем толстые блины. Замечательно!

Теперь будем делать лепесточки для цветов. Снова отщипываем тесто и раскатываем его скалкой. Возьмем формочки лепесточков  и будем ими выдавливать на тесте. Ребята, у всех получается? Хорошо!

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Мамин праздник»

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Закрыть глаза, погладить веки.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу. Сейчас с вами прикрепим лепесточки к основе. Перед вами лежат палочки, они будут служить нам основой - стебельком для цветочка. Вставим его в цветочек, чтобы выполнить правильно, посмотрите на картинку.

Ребята, а чего у нас не хватает на цветочке еще? Правильно, листьев на стебельке. Возьмем последний кусочек теста, раскатаем его и выдавим из него формочками листики.

Хорошо! Осталось их прикрепить к стебелькам цветочков.

Подведение итогов.

Замечательно! Ребята, смотрите, какие у нас получились красивые букеты. Теперь мы можем их подарить маме.

Занятие № 3

«Здравствуй весна!»

Цель: выполнение поделки (солнышка) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 5, 6), стек, трафарет (солнышко), скалки, опорная схема № 2.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают,

Под ее ногами.

Черные проталины,

На полях видны,

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

( Г. Ладонщиков)

- Ребята, о чем это стихотворение? (О весне).

- А давайте мы вспомним признаки весны? Что происходит с природой, когда наступает весна? (Становится тепло, тает снег, появляются листочки, трава, прилетают птицы).

- Да, ребята. Весной ярко светит солнце, греет землю и от этого тает снег. Бегут ручьи. Появляются лужи, проталинки. Просыпаются насекомые. Весной появляются первые цветы: подснежники, мать-мачеха.  Набухают почки на деревьях, появляется первая трава. Прилетают птицы из теплых стран. Вся наша природа оживает, выходит из глубокого зимнего сна. 

Основная часть.

- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами будем из теста лепить весеннее солнышко. Ребята, перед вами лежит тесто. Возьмите его, отщипните от него небольшой кусочек, как у меня. Теперь возьмем скалочки и раскатаем тесто, чтобы оно стало плоским. Получилось? Молодцы! Возьмите трафарет, приложите его к тесту и вырежьте по его контуру тесто стеком.

Хорошо, теперь отщипнем еще кусочек и скатаем из него шар. Замечательно! Получившийся шар, прикрепляем к вырезанному из теста солнышку, повторяем все за мной.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Весна»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. 

Потягивание 

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! 

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным 

разведением рук вверх, в стороны 

Справа - первые цветочки появились на лужочке. 

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором 

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. 

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором 

Мы кораблик смастерили, 

Соединить ладони перед грудью, смотрим на ручки.

В ручеёк пустить решили. 

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя, глазки подняли вверх.

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! 

Моргаем глазками.

Вот как весело играть и в весенний день гулять! 

Легкие подпрыгивания на месте 

Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Посмотрите, у всех получились красивые солнышки, но чего на нем не хватает? Правильно! Глаз и рта, а можно сделать еще язычок, будто солнышко дразнится. Оно любит в это время года нас подразнить, то спрячется за тучку, то выйдет.

Возьмите два маленьких кусочка и скатаем из них маленькие шарики! Теперь прикрепите их к солнышку, это глаза солнышка, стеком нарисуем рот, а из оставшегося кусочка слепим язычок.

Подведение итогов.

Замечательно! Ребята, смотрите, какие у нас получились красивые солнышки. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 4

«Моя семья»

Цель: выполнение поделки (моя семья) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; формировать у детей правильное представление о семье, воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), картон, влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 7, 8), стек, скалки, объемные геометрические фигуры (пасочки), перья жар-птицы.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Моя семья»

- Ребята, возьмите перья Жар-птицы в руки и послушайте стихотворение:

Кто возьмет перо то в руки,

Тот услышит от него,

Что дороже мамы с папой,

Нет на свете ничего.

Нет дороже, чем бабуля, или тетушка твоя,

Потому что эти люди, для тебя одна семья!

- Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни каждого человеке – о семье. Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе. Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.

Русский народ считал, что счастье в дом приносит Жар-птица. Так вот, пролетела Жар-птица и оставила нам свои перья с загадками.

- Ребята, отгадайте загадки про членов семьи.

Кто встает раним – рано

В доме с ней добро, тепло,

Дочку, сына одевает

Да и в садик провожает (мама).

Он машину ловко водит,

В стенку гвоздик заколотит,

Маме дома помогает,

И с детишками играет (папа).

Кто ребята, отвечайте,

Вкусно готовит всегда,

Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,

Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка).

Носит медали он на груди,

Всем он на помощь стремится прийти,

Бабушка кличет его молодцом,

Стар он годами, а молод умом (дедушка).

Основная часть.

- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами будем из теста лепить панно своей семьи. Ребята, перед вами лежит тесто. Возьмите его, отщипните от него небольшой кусочек, как у меня. Теперь возьмем скалочки и раскатаем тесто, чтобы оно стало плоским. Получилось? Молодцы! Возьмите прямоугольные формочки и выдавите ими тесто.

Хорошо, теперь отщипнем еще 8 маленьких  кусочков и скатаем их в маленькие шарики. Замечательно!

На прямоугольном кусочке теста будем рисовать бруски, смотрите и повторяйте за мной. Хорошо! А теперь шарики прикрепим по краям брусочков.

Пришло время приступить к постройке крыши дома. Возьмите тесто, отщипните от него кусочек, который поместится в вашем кулачке, и раскатайте его скалочками. Замечательно! Теперь возьмем треугольную формочку и выдавим ею на тесте. Крыша готова! Прикрепляем ее к основе дома. Получился прекрасный дом! Давайте его поместим на картон.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

 «Мостик»

 Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.                 

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.              

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.         

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.                             

 Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,                                        

Глаза поднимают вверх, опускают  вниз.

Вправо, влево повернем,                                                     

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.                                             

 Глазами смотрят вверх, вниз.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Посмотрите, у всех получились красивые домики, но кого в них не хватает? Правильно! Папы, мамы и вас.

Возьмите три маленьких кусочков, а у кого есть братик или сестричка, то еще четвертый кусочек, и скатаем из них маленькие шарики! Теперь прикрепите их к домику, посмотрите, как это сделано на картинке. У всех получилось? А теперь каждый из вас сделает глаза, рот и нос своим членам семьи.

Подведение итогов.

Замечательно! Ребята, смотрите, какие у нас получились красивые домики с вашими семьями. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы все раскрасите в нужные цвета.

Занятие № 5

«Моя Родина - Россия!»

Цель: выполнение поделки (флаг России) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение, воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию, познакомить детей с гербом, флагом.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), пластмассовые трубочки, влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 9, 10, 11, 12), стек, скалки.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Моя Родина - Россия»

Ребята, сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию по нашей родной стране. Вы готовы? (Дети отвечают).

- А как называется страна, в которой мы живем? (Дети отвечают).

- Ребята, посмотрите на нашу выставку (пейзажи гор, полей, морей, городов, что вы видите? (Дети отвечают).

- Это наша бескрайняя Родина - Россия! Россия является самой большой и одной из богатейших стран. У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн. Давайте вспомним, что мы знаем флаге. Что изображено на гербе?

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый

Он - России дух свободный.

А какие цвета изображены на флаге России?

Белый цвет-березка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска - облачный рассвет.

- Правильно ребята, а еще белый цвет – это благородство и чистота, синий - честь русского народа, а красный - наша любовь к России.

Герб и флаг, дети, это символы России.

Основная часть.

- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами будем из теста лепить флаг России. Ребята, перед вами лежит тесто. Возьмите его, отщипните от него небольшой кусочек, как у меня. Теперь возьмем скалочки и раскатаем тесто, чтобы оно стало плоским. Получилось? Молодцы! Хорошо, теперь отщипнем еще два таких кусочка, и снова их раскатаем. Замечательно!

Теперь возьмем прямоугольные формочки и будем ими выдавливать на тесте. Ребята, у всех получаются плоские прямоугольники? Хорошо!

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

 «Золотая хохлома»

А сейчас вновь гимнастика для глаз.         

(Дети выполняют данные движения стоя)

Глаза крепко закрываем,

Широко их открываем.

Все умеем мы моргать

И глазами «рисовать».                         

(Поднять глаза вверх, сделать ими круговое вращение по часовой стрелке и против часовой стрелки.)

Ветка влево повернулась                 

(Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове.)

И в колечко завернулась.                         

(Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо,                 

(Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове.)

Получился лист на славу!                         

(Согнуть правую руку в локтевом суставе.)

Рядом с листиком трёхпалым                 

(Присесть.)

Земляника цветом алым                         

(Обхватить колени руками, посмотреть вниз.)

Засияла, поднялась,                 

(Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки.)

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,                         

(Наклоны туловища в стороны.)

Золотая хохлома!                                 

(Опустить руки вниз.)

Продолжение работы.        

Ребята, продолжим с вами работу. Сейчас между собой соединим прямоугольники, затем к ним прикрепим пластмассовую палочку. Повторяйте за мной. У всех получилось?

Подведение итогов.

Замечательно! Ребята, смотрите, какие у нас получились красивые гербы. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы все раскрасите в нужные цвета.

Занятие № 6

«Транспорт»

Цель: выполнение поделки (машины) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; раскрыть значение транспорта для людей.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 13, 14, 15), стек, скалки, сундучок, опорная схема № 3.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Транспорт»

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на занятие к вам я пришла с конвертом, в нем загадка, а правильный ответ находится в волшебном сундучке. Давайте попробуем с вами отгадать.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина)

- Что это ребята? Правильно, машина.

- Скажите, зачем нам нужен транспорт и какой вы знаете? (Наземный, воздушный, водный. Машины нужны для того, чтобы перевозить людей и груз на большие расстояния, путешествовать). Хорошо, все верно!

- На сегодняшнем занятии с вами мы будем лепить из теста машину, и у каждого она  будет своя. Давайте приступим.

Основная часть.

Ребята, перед вами лежит тесто. Возьмите его, отщипните от него кусочек с размером с ваш кулачок. Теперь хорошо разомнем тесто и слепим из него кубик. Получилось? Молодцы!

Из этого кубика теперь будем лепить машину. Сначала вылепим переднюю часть машины. Но чтобы машина смогла поехать, ей нужны колеса. Отщипните четыре небольших кусочка и скатаем из них шарики. Повторяйте за мной. У нас с вами получились колеса. Прикрепим их к машине.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Машины»

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень.

(Дети выполняют круговые движения глазами)

Поедут направо, налево, кругом-

(Выполняют движения глазами влево, вправо)

Свободны машины и ночью и днем.

(Хлопают глазами)

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Посмотрите, у всех получились красивые машины. Давайте с вами возьмем стеки и ими нарисуем у машины окна. Замечательно!

У нас с вами осталось еще немного теста. Давайте немного украсим наши машины, сделаем для нее кепку, как на картинке. А чтобы машина нам всегда радовалась, нарисуем ей улыбку и слепим глазки.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые веселые автомобили. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 7

«Грачи прилетели»

Цель: выполнение поделки (птицы) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; воспитывать осознанные, правильные отношения к птицам и природе.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 16, 17), стек, спички, опорная схема № 4.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Весна. Птицы»

- Здравствуйте, ребята!

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплою весеннею ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники-грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон. (Обращаемся к сюжетным картинкам).

- На сегодняшнем занятии с вами мы будем лепить из теста грача, и у каждого он  будет свой. Давайте приступим.

Основная часть.

Ребята, перед вами лежит тесто. Возьмите его, отщипните от него кусочек с размером с ваш кулачок. Теперь хорошо разомнем тесто и слепим из него шар, затем сделаем из него блин. Повторяем все за мной. Получилось? Молодцы! Отщипнем еще небольшой кусочек теста и слепим из него голову нашему грачу. Вновь скатываем шар, а потом превращаем его в блин.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Птички»

Летели птички,

Прослеживание глазами за предметом по кругу.

Собой невелички.

Как они летели,

Движения глазами вправо – влево.

Все люди глядели.

Как они садились,

Движения глазами вверх – вниз.

Люди  все дивились.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Посмотрите, у всех получилось тело грача. Но что у него не хватает?  Правильно, глаз, клюва, крыльев и лап. Отщипнем маленький кусочек теста и слепим из него глаз и клюв. Хорошо! У нас с вами осталось еще немного теста. Из него слепим крылышко и лапки. Возьмем стеки и нарисуем перья на крыле.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые грачи. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 8

«Подснежники»

Цель: выполнение поделки (подснежников) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 18, 19), стек, картон.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Подснежники»

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня я вам хочу рассказать сказку об одном красивом и удивительном цветке. Готовы? Тогда слушайте.

Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. Они говорили о светлом наземном мире, и вслед за ними сквозь снег пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу.

- Кто там? Войдите! - сказал цветок.

- Не могу! - сказал солнечный луч. - Мне никак не отворить дверь.

Подожди до лета, тогда я наберу силу.

- А когда будет лето? - спросил цветок и повторял этот вопрос всякий раз, как новый солнечный луч пробивался под землю. Но до летней поры было еще далеко, повсюду лежал снег, и каждую ночь вода подергивалась ледком.

- Как мне это надоело! - сказал цветок. - Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но пробиваться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:

- Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся навстречу светлому солнечному миру.

Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

- Прекрасный цветок! - пели солнечные лучи. - Как ты нежен и свеж!

Ты первый!  Ты единственный! Любимый наш! Ты несешь в города и селения весть о лете, о теплом лете ...

Ему было так радостно ... Он стоял в бело-зеленом наряде и славил лето. Но до лета еще было далеко, тучи закрыли солнце, и подул резкий холодный ветер.

- Рановато ты явился! - сказали Непогода и Ветер. - Мы еще покажем нашу силушку! Ты нас еще узнаешь! Сидел бы лучше дома и не выскакивал на улицу щеголять нарядами. Не пришла еще твоя пора!

И снова наступили холода. Потянулись хмурые дни без единого солнечного луча. Погода стояла такая, что маленькому цветку впору было промерзнуть насквозь. Но он и сам не знал, какой он сильный: ему прибавляли сил жизнерадостность и вера в то, что лето все равно придет ... и так он стоял, исполненный любви, веры и надежды, в белом наряде на белом снегу, и склонял голову, когда густо падали снежные хлопья и дули ледяные ветры.

- Ты сломаешься, - говорили они. - Замерзнешь, засохнешь! Что ты здесь искал? Зачем доверился солнечному лучу? Он обманул тебя. И поделом тебе, безумец. Эх ты, вестник лета!

- Безумец! - повторил цветок, когда настало морозное утро.

- Вестник лета! - обрадовались дети, которые вбежали в сад. -

Полюбуйтесь, какой он славный, какой красивый, самый первый, единственный!

И от этих слов цветку сделалось так хорошо, как от теплых солнечных лучей ...

(Из сказки «Подснежник» Г.Х. Андерсена)

- Теперь вы знаете, почему его называют подснежником - расти он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный! А еще его называют вестником весны. Кто увидит голубые или белые цветы подснежника, понимает, что весна пришла! А летом подснежник опять спрячется в своей луковке, что находится в земле, будет в ней отдыхать и набираться сил, чтобы перезимовать зиму и пораньше проснуться раннею весной.

- На сегодняшнем занятии с вами мы будем лепить из теста подснежники. Давайте приступим.

Основная часть.

Ребята, подснежник состоит из стебелька, листьев и цветка.

Лепить мы начнем стебельки. Скатаем три тонкие длинные колбаски из теста и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью). Теперь приступим к листьям. Листья у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие - в верхней части стебля.

Скатаем длинную толстую колбаску для крупных листьев, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Цветы»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Глазки открыли, вправо-влево поглядели.

Ресницами помахали.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Приступим за цветочки. Вначале скатать горошину из теста и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая. Точно так же изобразить другие подснежники.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые подснежники. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 9

«День космонавтики»

Цель: выполнение поделки (космонавта) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; закрепить знания о празднике «День космонавтики». 

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 20, 21), стек, проволока, свеча, опорная схема № 6.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Космоса»

- Здравствуйте, ребята!

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают, но только во сне.

- Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? Правильно, о космосе. С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек. Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел в космос.

Ребята, догадались, что сегодня мы будем лепить из теста? 

Основная часть.

Ребята, космонавт состоит из головы, туловища и конечностей (ног и рук).

Лепить мы начнем голову в скафандре. Скатаем два шарика разной величины, большой и маленький. Тот, что поменьше, сплющиваем в лепешку и прикрепляем к «скафандру», оформляем личико, лепим глазки и носик.

Теперь приступим к туловищу. Скатаем цилиндр (валик) и надрезаем стекой до середины, чтобы получились ножки.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Космос»

Раз, два, три

Ремни пристегни. Ракета ввысь лети.

Космонавты, глубже дыши.

Посмотри в иллюминатор, вдруг!

Чудеса одни вокруг.

В воздухе, как ласточки, мы парим

Из отсека в отсек мы летим.

Садимся в кресло мы с трудом

Еще трудней удержаться в нем...

Вот приземляемся мы на Земле,

Чтобы знания получить тебе и мне.

Гимнастика со свечей: фиксация  взгляда на пламени свечи  (пока не устают глаза).

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Обуем нашего космонавта. Скатаем из теста два овала и сплющим их, прикрепляем к ногам. Замечательно! Остались руки. Скатаем две колбаски, прикрепляем к туловищу. Теперь лепим два шарик, сплющиваем и стекой разрезаем, чтобы получилась варежка. Повторяем все за мной.

Хорошо! Возьмем проволоку и вставим ее в скафандр, на концы прикрепим два шарика, слепленных из теста.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые космонавты. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 10

«Неваляшка»

(народная игрушка)

Цель: выполнение поделки (неваляшки) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; познакомить с наличие разнообразных видов неваляшек в игровом уголке.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 22, 23), стек, неваляшка, опорная схема № 7.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Неваляшка»

- Здравствуйте, ребята!

Что за кукла – неваляшка

В ярко-розовой рубашке?

Говорит ей: «Надо спать!»

Но она опять встает опять.

- Ребята, о какой игрушке это стихотворение? (О неваляшке)

- Посмотрите, эту куклу действительно никак нельзя уложить спать. Попробуйте положить неваляшку на бок – она тотчас встанет. Ничего не получается! В Россию неваляшка попала не так давно – около двухсот лет назад. Первых ванек-встанек делали из дерева – их точили на станке, расписывали ярками красками и покрывали лаком. Первоначально неваляшек в России называли «кувырканами». Обычно неваляшки изображалась в виде купцов или клоунов. Порой такие игрушки передавались целыми поколениями или хотя бы от старших детей к младшим.

Ребята, наверное, вы уже догадались, что сегодня мы будем лепить из теста? 

Основная часть.

Ребята,  матрешка состоит из головы, туловища и рук.

Свою работу мы начнем с туловища и головы. Скатаем два шарика разной величины, большой и маленький. Соединяем их между собой. Катаем еще два маленьких одинаковых шарика, повторяем все за мной. Это будут руки неваляшки, крепим их туловищу. Молодцы!

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Буратино»

Буратино потянулся,                 

Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.

Вправо - влево повернулся,

Вниз - вверх посмотрел

И на место тихо сел.                 

Не поворачивая головы, смотрят вверх - вниз, вправо -  влево.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Сейчас мы будем лепить лицо для неваляшки. Скатает шарик чуть меньше головы и сплющим его. Прикрепляем к голове. Возьмем стек, на рисуем им на лице нос и рот. Из оставшегося кусочка теста слепим глазки и прикрепим. Замечательно!

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые неваляшки. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 11

«Мир путешествий»

Цель: выполнение поделки (коня) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 24, 25), стек, опорная схема № 8.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Путешествия»

- Здравствуйте, ребята!

Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,

К родным, на отдых, по делам, к друзьям,

Нам интересного встречается так много,

Что все запомнить не под силу нам!

И каждый новый день, как приключение,

За поворотом новые места, нас ждут –

Красивая природа, города,

Счастливые и интересные мгновенья!

Все люди на земле любят путешествовать. Ребята, а на каком транспорте можно путешествовать?  (На самолёте, пароходе, автобусе, машине,  поезде, верблюде, оленях, воздушном шаре…).

- На чем путешествовали вы?

- Что нового и интересного вы узнали и увидели?

Основная часть.        

Сегодня, мы будем с вами лепить лошадь, она будет нашим помощников во время последующих занятий.

Перед вами лежит тесто, отщипните от него кусочек размером с ваш кулачок. Скатываем из него валик и изгибаем его дугой. Надрезаем с одной стороны стекой так, чтобы получились шея и ноги, за помощью обратимся к схеме. Теперь делаем надрезы стекой, чтобы получились ноги.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Лошадка»

Мы поскачем на лошадке         

Вправо – влево.                 

(Вправо - влево.)

Вверх – вниз.                         

(Вверх – вниз.)

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Теперь из шеи формируем голову и лепим ушки, глазки, прикрепляем к мордочке. Стекой нарисуем ноздри и рот. Ребята, чего не хватает у лошади? Правильно, гривы. Возьмите оставшейся кусок и скатайте из него колбаску, прикрепите ее вдоль шеи. Повторяем все за мной.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые лошадки. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 12

«Домашние животные»

Цель: выполнение поделки (поросенка) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; закрепить знания о домашних животных.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 26, 27), стек, опорная схема № 9, пуговицы-глазки.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Домашние животные»

- Здравствуйте, ребята! У людей есть домашние животные. Закройте глаза. Прислушайтесь. Что вы услышали? (Педагог имитирует голос поросёнка).

Дети: я услышал, как поросенок хрюкает и т.п.

- Верно, а почему этого животного называют домашним? (Он живет рядом с человеком, который за ними ухаживает). Правильно! А каких вы еще знаете домашних животных? (Корова, коза, овца, кошка, собака и т.д.). Правильно, в свою очередь домашние животные приносят пользу для человека: корова даёт молоко, овца и коза шерсть, свинья мясо, а собака  помогает человеку в охоте и охраняет его жилище. Ребята, а теперь попробуйте угадать эту загадку.

Кто имеет пятачок, 

Не зажатый в кулачок? 

На ногах его копытца. 

Ест и пьёт он из корытца.

- Кто это? Правильно, поросенок.

- Ребята, наверное, вы уже догадались, что сегодня мы будем лепить из теста? 

Основная часть.        

Ребята, слепим с вами вот такие фигуры как на картинки: большой шар, маленький шар, из которого сделаем блин, он станет пяточком, четыре бруска – это будут лапки поросенка. Хорошо, теперь все соединим вместе.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Лошадка»

Мы поскачем на лошадке         

(Прослеживание глазами за предметом)

Вправо – влево.                 

(Вправо - влево)

Вверх – вниз.                         

(Вверх – вниз)

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Теперь возьмем оставшееся тесто и слепим из него хвостик поросенку. Стекой нарисуем ноздри на пяточке, и прикрепим пуговицы-глазки.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые поросята. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 13

«Витамины в баночке»

Цель: выполнение поделки (винограда) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 28, 29), стек, картон, трафарет виноградного листа, баночка, нарисованная на картоне, конверт с письмом, опорная схема № 10.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Витамины»

- Здравствуйте, ребята! Нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил колу. К сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

- Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке. Скажите, что вы любите есть больше всего? Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами?  Ребята, что вы знаете о витаминах? Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека .Например, витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире. Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все-таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправиться.

Основная часть.        

Ребята, сегодня на занятии предлагаю вам слепить виноград. Он содержится большое количество необходимых человеку витаминов. Приступим к поделке. Перед вами лежит тесто. Отщипните 9 равных кусочков и каждый скатайте в шарик. Перед вами лежит картон с нарисованной баночкой, в нее сейчас мы поместим наш виноград. Расположите шарики так, как показано на схеме. Замечательно! У нас с вами получилась огромная гроздь винограда.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Ягоды»

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой,

Кто черникой,

Кто сушеной земляникой.

Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу. Отщипнем еще два равных кусочка и раскатаем их. Возьмите трафарет листочка, приложите к тесту и вырежьте его стекой. Получившиеся листики прикрепите к грозди винограда.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые баночки с витаминами. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 14

«Золотая рыбка»

Цель: выполнение поделки (рыбки) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; закрепить знания о рыбах.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 30, 31), стек, трафарет рыбки, опорная схема № 11.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Дружба»

- Здравствуйте, ребята!

Ребята, отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть – не мигаю.

Крылья есть – не летаю.

Кто это? (Рыба.)

- Правильно, ребята, это рыба. Существует много разновидностей рыб (окунь, щука, карась).

- А где живут рыбы? Верно, рыбы живут в море, в океане, в озере, в реке. Рыбы живут в воде, без нее они не могут существовать, как мы с вами не можем без воздуха. Есть рыбки, которые живут в аквариуме, например, золотая рыбка. У рыбки есть туловище, плавники, хвост, глаза. Хвост рыбкам служит «рулем», а плавники нужны для того, чтобы плавать. Тело у рыбки покрыто пластинками, которые называются чешуей. Она защищает тело рыбы от повреждений: от острых камней, других хищников. Ребята, вспомните сказку, где главным героем была рыбка. Правильно, сказка «Золотая рыбка». Вы, наверное, догадались, сегодня на занятии мы с вами будем лепить золотую рыбку.

Основная часть.        

Приступим к работе. Перед вами лежит тесто. Отщипните кусок с ваш кулачок. Скатайте его в шар, теперь из него будем лепить новую для вас фигуру, конус. Смотрим на изображение и повторяем. Молодцы!

Теперь скатаем два одинаковых шара и тоже сделаем из них конусы, они будут плавниками рыбки.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Рыбак»

В старом городском саду

Рыбки плавают в пруду.

Можно рыбок наловить

И уху из них сварить.

Но рыбак наш бравый

Взял сачок дырявый.

Надя Хилтон

Водим взглядом за «рыбкой».

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Теперь будем лепить хвост. Отщипните маленький кусочек теста, скатываем его в шар и снова превращаем в конус. Прикрепляем хвост к рыбе. Остались глаза и губы. Берем тесто, катаем две маленькие колбаски и крепим их на передней части. Все повторяйте за мной. Замечательно! А теперь приступаем к глазам. Скатываем две маленькие горошины и крепим по бокам головы у рыбы.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые золотые рыбки. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 15

«День победы»

Цель: выполнение поделки (звезды) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; закрепить знания о традициях празднования Дня победы.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 32, 33), стек, крючок, георгиевская ленточка, скалка, трафарет звезды, опорная схема № 12.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «День победы»

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня праздник – День Победы 

Счастливый, светлый день весны! 

В цветы все улицы одеты 

И песни звонкие слышны. 

22 июня 1941 года без объявления войны германские войска напали на нашу Родину. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась Великая Отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов людей. Весь народ встал на защиту Родины.

Герои пограничники первые встретили врага. 22 июня 1941 года здесь разорвались первые немецкие снаряды и бомбы. Грохот и вой самолётов покрывали всё. Но застава не дрогнула. Пограничники грудью заслонили крепость. И здесь фашисты впервые узнали, что такое советская стойкость и советское мужество. Долго немцы крепость бомбили. С каждым днём оборона слабела. Не слабел только дух боевой. Но немецкая рать одолела. Пал под натиском «Город – герой». Один из солдат написал на стене «Я умираю, но не сдаюсь».

На защиту родной земли встали не только солдаты, но и женщины, старики и даже дети. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами, но с верой в победу.

Многие города и деревни были захвачены. Но их жители не сдавались и оказывали сопротивление захватчикам. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарами. Многих солдат спасли от смерти добрые женские руки. На равнее со взрослыми сражались с фашистами и дети. Ребята были разведчиками, связными в партизанских отрядах. Герои не жалели своей жизни, чтобы победить ненавистных врагов. Те, кто оставался в тылу, работали на заводах. Но даже в тяжёлое военное время солдаты и моряки в краткие минуты затишья находили в себе силы для веселья, песни и пляски.

Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наконец враг был сломлен! Войны освободили от фашистских захватчиков не только нашу Отчизну, но и многие страны Европы. Они дошли до Берлина и водрузили на Рейхстаге красный флаг.

9 мая, День Победы. На улицы и площади городов вышли тысячи людей. У всех на глазах блестели слёзы радости и печали одновременно. Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. На улицах пели, танцевали незнакомые люди, обнимали друг друга.

Утром 9 мая в главных городах России проходят военные парады. Ветераны надевают медали. Люди дарят им цветы. Ветераны собираются вместе и вспоминают, как они воевали, о своих боевых товарищах, поют песни военных лет.

9 мая ровно в семь часов вечера начинается минута молчания. В эту минуту мы молчим и думаем о тех, кто спас мир от фашистов, о тех, благодаря кому мы сейчас живём в прекрасной мирной стране. Давайте встанем и мы, почтим память павших героев.

Основная часть.        

Ребята, сегодня мы с вами будем лепить медаль – звезду. Ею награждали солдат, которые совершили героический поступок.

Перед вами лежит тесто. Отщипните кусок размером с ваш кулачок. Теперь возьмем скалку и раскатаем его. Возьмите трафарет звезды, приложите к тесту и стекой вырежьте. Обратной стороной стеки выдавим дырочку на любом конце звезды. Замечательно!

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Стрельба глазами»

Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз) не доводя их до утомления.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Теперь возьмем маленький кусочек теста и скатаем из него колбаску. Ею выложим цифру 9 на звезде, повторяем за мной. Хорошо! Возьмем крючок, вставим его в дырочку звезды и проденем в крючок георгиевскую ленту.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые звезды. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите. А 9 мая на празднике, вы сможете подарить их ветеранам.

Занятие № 16

«Первая радуга»

Цель: выполнение поделки (радуги) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; развивать чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 34, 35), стек, картон.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Первая радуга»

- Здравствуйте, ребята!

Давайте отгадаем с вами загадку.

Дождь кончается – 

Она появляется,

Семицветная дуга

Под названьем …  (Радуга)

Возможно, вам, ребята, посчастливилось видеть необыкновенно красивую картину: только что отшумел и ушёл прочь весенний дождь, из-за туч появилось солнышко – и через всё небо от края до края встала яркая разноцветная дуга. Семь полосок. Это радуга. Увидев радугу, люди загадывают желания, улыбаются, радуются.

Цвета радуги идут в строго определённом порядке и никогда не меняют своих мест. А чтобы легче было запомнить их последовательность, мы с вами выучим  мнемоническую фразу («запоминалку»): Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Ребята, вы, наверное, уже догадались, чем мы сегодня с вами займемся, будем лепить радугу.

Основная часть.        

Перед вами лежит тесто. Отщипните семь равных кусков. Теперь все их скатаем в колбаску и согнем их в дугу. Перед вами лежит картон, возьмите его, в любой части его начинаем прикреплять дуги радуги. Замечательно!

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Радуга»

Над землёю коромысло

Разноцветное повисло.

Водим глазками справа – налево, слева – направо, не поворачивая голову.

Льются вешние лучи,

В них купаются грачи.

Моргаем ресничками.

И омытые водою

Долгожданной дождевою

Шепчут радостно луга:

«Здравствуй, радуга-дуга!»

Закрываем глазки.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Но на небе не одна радуга «красуется», она появляется после дождика и солнышка, поэтому нужно слепить солнышко и тучки. Берем кусочек теста, лепим из него шар и прессуем – получилось солнце. Возьмем еще три кусочка теста разной величины и раскатаем их – получились тучки. Крепим все к картону. Осталось изобразить дождик, но его мы нарисуем красками, как высохнет наша поделка.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые поделки. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 17

«Вместе весело шагать…»

Цель: выполнение поделки (символ дружбы) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; воспитывать чувство опрятности, порядка.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 36, 37), стек, картон, скалки.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Дружба»

- Здравствуйте, ребята!

Горе у бабушки этой,

Очень грустит она:

Вся посуда бабули

В лес убежала с утра.

Вот теперь идет она,

Слезы проливая,

Как же ей теперь прожить,

Ох, она не знает!

Вот такое горе,

Горюшко… Федоры!

- Ребята, вы, конечно, все знаете, кто такая Федора. Из какой сказки? (Федорино горе).

- Что же у нее случилось? (У нее убежала посуда).

- А почему вся посуда убежала? (Федора ее не мыла).

- Ребята, а зачем нужно мыть посуду, наводить дома порядок? (Чтобы было чисто, уютно, аккуратно).

- А чем же закончилась сказка? (Федора попросила прощение у посуды, всю ее перемыла и села пить чай).

Среди все посуды у Федоры был господин-самовар, который был за старшего. Вот и мы сегодня с вами  на занятии слепим самовар.

Основная часть.        

Приступим к работе. Перед вами лежит тесто. Отщипните кусок с ваш кулачок. Скатайте его в шар – это будет основа самовара. Теперь отщипнем еще немного теста и слепите из него квадратик, у квадратика вылепим ножки. Повторяем все за мной. Хорошо! Прикрепляем ножки ко дну самовара – с любой стороны шара. Основная часть нашего самовара готова. Остались детали.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Посуда»

Я с посудой осторожна –

Моргаем ресничками.

Ведь разбить посуду можно.

Устремляем взгляд вперед.

Я носить, и ставить буду

Смотрим влево, смотрим вправо.

Аккуратно всю посуду!

Закрываем глазки.

(С. Буслова)

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Теперь будем лепить носик и ручки самовару. Отщипните три небольших кусочка теста и скатайте из них колбаски. Теперь две прикрепляем по бокам – это ручки, одну впереди – получился носик. Все повторяйте за мной. Замечательно!

И последняя деталь для нашего самовара – крышечка. Возьмите оставшийся кусочек и скатайте из него шар. Теперь этот шар разрежьте стекой пополам. Одну из половинок крепим к верхушки самовара. Теперь скатайте маленький шарик и прикрепите его к крышечке. Получилась ручка.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые самовары. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 18

«Вместе весело шагать…»

Цель: выполнение поделки (символ дружбы) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; формировать нравственные качества у воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 38, 39), стек, картон, трафарет детской руки, скалки, опорная схема №13.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «Дружба»

- Здравствуйте, ребята!

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

(Ю. Энтин)

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о дружбе и выполним поделку – символ дружбы.

Дружба – это отношения между людьми на основе доверия, уважения и общих интересов.  Дружба приносит радость и удовлетворение от общения. При слове «дружба» вспоминаешь своих друзей, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми или с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе.

Ребята, что, по-вашему, значит быть настоящим другом? (Общаться друг с другом, помогать в трудную минуту, советоваться, вместе решать проблемы).

Основная часть.        

Приступим к поделке. Перед вами лежит тесто. Отщипните 5 равных кусков с ваш кулачок. Каждый кусочек раскатаем скалочкой. Перед вами лежит трафарет детской руки, возьмите его, приложите его к тесту, и стекой вырежьте. Замечательно! Те же действия проделаем со вторым и третьим кусочком.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Друг»

Если у друга случилась беда,

На помощь к нему приду я всегда.

Любую проблему решаем мы вместе,

С другом делать все интересней.

Следим взглядом за «картонной рукой», закрыли глазки и поморгали.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

У нас с вами осталось два кусочка. Возьмите их, раскатайте и обведите на них трафарет. Молодцы! Все справились. Теперь расположим «ручки из теста» на картоне по кругу, как на символе.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые символы дружбы. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 19

«В гостях у сказки»

Цель: выполнение поделки (кота ученого) на основе полученных представлений, знаний о тесте.

Задачи: продолжать учить детей работать с тестом; развивать мелкую моторику рук; формировать ловкость и умение управлять своими движениями; вызвать интерес к творчеству; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; развивать творческое воображение; воспитывать любовь и интерес к русской литературе.

Оборудование: тесто (заготовленное заранее), влажные полотенца, наглядный материал (Рис. 40, 41), стек, конверт с письмом, опорная схема № 14.

Организационный момент.

На доске висят сюжетные картинки на тему: «В гостях у сказки»

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня в детский сад пришло загадочное письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки. Приглашаю вас в гости, в Лукоморье». Ученый Кот.

- Оказывается, письмо из Лукоморья. А что такое «Лукоморье»?

- Из какой сказки Лукоморье?

- А какие вы еще знаете сказки?

- А кто рассказывает и хранит сказки? (Ученый Кот)

Ребята, мы с вами вспомнили много ваших любимых сказок. Поэтому предлагаю слепить каждому своего хранителя сказок – Ученого Кота.

Основная часть.        

Приступим к поделке. Перед вами лежит тесто. Отщипните кусок с ваш кулачок, скатайте из него толстый валик (колбаску). Возьмите стек и разрежьте по обоим краям колбаску, как показано на рисунке, выгните колбаску. Хорошо! Это получилось тело нашего кота. Теперь приступим к голове. Отщипните тесто и скатайте его в шар, прикрепите к туловищу.

Ребята, пока мы с вами занимались с тестом, то наши глазки устали. Давайте, вместе с вами сделаем зарядку.

Зрительная гимнастика.

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,                 

Разводят руки в стороны.

Кошка вышла на карниз.                

Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх.                

Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз.                

Смотрят вниз.

Вот налево повернулась.                

Смотрят влево.

Проводила взглядом мух.                

Взглядом проводят «муху» от левого плеча  к правому.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.                       

 Дети приседают.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.                        

Смотрят прямо.

И закрыла их руками.                

Закрывают глаза руками.

Продолжение работы.

Ребята, продолжим с вами работу.

Возьмите кусочек размером чуть меньше головы, скатайте его в шар, сплющьте. Это мордочка кота, крепим ее к голове, повторяем все за мной. Теперь возьмем стеку, нарисуем усики и рот. Ребята, чего же еще не хватает у кота? Правильно, ушек и глаз. Скатаем две маленькие горошины, они будут служить глазами. Теперь приступим к ушкам. Скатаем две очень маленькие колбаски и сплющим их в виде треугольников, прикрепляем.

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотрите, какие у нас получились красивые Ученые Коты. Теперь мы можем их оставить сушить,  а дома вы раскрасите.

Занятие № 20

«Большие дела маленьких рук»

(выставка-отчет)

Цель: проведение итоговой выставки творческих работ детей.

Задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, повысить самооценку, развивать художественный вкус, выработать ответственность.

Оборудование: фотографии детей за работой и сами работы детей.

Организационный момент.

На доске висят фотографии, на столах представлены работы детей.

- Здравствуйте, ребята!

Я ужасно испугался,

Я грущу четыре дня.

Вдруг талант мой потерялся,

Убежал вдруг от меня.

Я его искал повсюду:

В тёмной комнате, в саду.

Что теперь я делать буду?

Без таланта пропаду.

Не могу никак жирафа

Я теперь дорисовать.

Может, спит талант за шкафом?

Как же мне его достать?

Думал, думал я упрямо,

Как талант вернуть опять

И решил, что надо маму

Для него нарисовать.

Я в работу окунулся,

Рисовал портрет три дня,

И талант ко мне вернулся,

Мой талант нашёл меня.

Основная часть.        

- Ребята, сегодня у нас с вами не занятие, а самая настоящая выставка ваших работ. Сейчас мы с вами окунемся в историю создания их поделок. На протяжении каждого занятия у вас появлялись новые детские шедевры, ваши способности, умения, творческий потенциал раскрывался на каждом новом занятии. С вами было очень весело и интересно работать. А сейчас давайте с вами вспомним, как все начиналось.

- Скажите, с чего начиналась наша первая поделка? (Знакомство с тестом).

- Какие темы отражены в ваших поделках? (Семья, сказки, культура и обычаи России, важные события нашей страны). Молодцы!

- Чему вы научились, работая с тестом?

- Зачем мы с вами выполняли эти работы?

- Расскажите, у кого какая самая любимая поделка?

- Что вы с ней теперь делаете или, может быть, хотите кому-нибудь ее подарить?

Подведение итогов.

Ребята, все вы молодцы! Смотря на все работы, нельзя сказать, какая из них лучше, потому что каждый из вас вложил частичку себя. На этом наша выставка заканчивается. Я с вами не прощаюсь, а говорю до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения

Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребёнку с проблемным зрением познать признаки и свойства окружающего мира. Учёными давно доказа...

Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

Примерно 90% всей информации ребенок получает через зрение. Но это не означает, что при слепоте или глубоких нарушениях зрения ребенок  теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы ...

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей нахдится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей нахдится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения (старшая группа).

В рамках образовательной деятельности закрепляются представления дошкольников с нарушением зрения о времени года "Зима" посредством использование нетрадиционной техники «Рисование цветной солью»....

Рекомендации тифлопедагога для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях»

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...