Монтессори-педегогика
книга по коррекционной педагогике по теме

Вся жизнь ребенка это движение к совершенствованию себя, к завершению созидания в себе человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_montessori.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ум человека, не трудящегося над удовлетворением своих нужд, но требующего их удовлетворения от других, становится тяжелым и неповоротливым. Если такой человек когда-нибудь прозреет и, сознав свое жалкое состояние, пожелает вернуть свою самостоятельность, он убедится, что у него не осталось для этого сил.

Мария Монтессори

Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

В процессе развития разум ребенка постепенно трансформируется в разум взрослого. Становясь сознательным существом, «человеком разумным», ребенок теряет уникальную способность мышления естественно и без усилий абсорбировать знания о внешнем мире. «Он бессознательно вбирает в себя все и постепенно переходит от бессознательного к сознательному по пути, полному радости и любви», - пишет М. Монтессори.

М. Монтессори призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но способ её написания.

При оборудовании помещения как общественного места учитывается, что оно предназначено для общения и взаимодействия детей в возрасте от 3 до 6 лет. По мнению М. Монтессори, это способствует социальному развитию детей группы. В помещении, следовательно, должны быть материалы, относящиеся к зоне ближайшего развития каждого ребенка.

Дидактический материал

Помощь саморазвитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет осуществляется посредством дифференцированной системы материалов относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму и чтению, математика, а также раздел, посвященный так называемому космическому воспитанию - знакомству с окружающих миром и человеческой культурой. В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности, и все вместе являются основной частью подготовленной среды.

В своем первом основополагающем труде «Метод научной педагогики» Монтессори предлагает разнообразный сенсорный материал. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и развитию речи.

Богатством и глубиной содержания, оригинальностью и конкретностью материалов, побуждающих ребенка к активной деятельности, характеризуется метод М.Монтессори по обучению детей математике.

Значительный интерес представляет также подход М.Монтессори к обучению дошкольников письму и чтению. При этом обучение письму в системе М.Монтессори, на основе использования определенных методик, предшествует обучению чтению, что уже само по себе было и остается инновационным в дошкольной педагогике.

Высокая алгоритмичность и удивительное разнообразие присущи упражнениям по овладению навыками практической повседневной жизни. Специальные пособия и рамки Монтессори широко используются в практике детских садов и «живут» порой самостоятельно, вне системы М.Монтессори.

В целом система М. Монтессори отличается следующими ведущими принципами: опора на интерес, индивидуальный подход и свобода выбора.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике.

Второе - индивидуальный подход. Это не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Нужно сказать, что Монтессори педагогика сугубо индивидуальна. Это не групповая работа. Групповому занятию в Монтессори-детском саду, например в группе детей от 3 до 5 лет, уделяется 15 минут. Основной способ жизни - свободная работа с предметами окружающей среды.

Основополагающим принципом организации педагогической деятельности М.Монтессори считает предоставление ребенку свободного выбора деятельности в подготовленной среде. Сущность этого принципа заключается в том, что через освоение окружающего мира, через приобретение собственного опыта, через возможность действовать независимо (свободно), ребенок приходит к способности и мыслить также независимо и свободно. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог Монтессори-класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас.

Интересно отметить, что ни сама Мария Монтессори, ни её последователи (ни педагоги современных монтессорианских садиков) никогда не ставили себе задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка. Вся Монтессори-среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором: с чем ему заниматься. То есть он всегда находится в ситуации выбора своей деятельности. Ребенок приходит в детский сад и говорит: «Я хочу стирать». - «Пожалуйста, иди стирай». Другой приходит: «Я хочу считать». Он идет и занимается счетом. При этом каждый Монтессори-материал предполагает возможность длительной самостоятельной работы с ним. Обращение к педагогу за помощью рассматривается не как несостоятельность, а как стремление к совершенствованию выбранного вида деятельности.

Известно, что Монтессори не отрицала важной роли игры в процессе развития детей, но она настойчиво подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно с игрушками. Монтессори была противницей ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, потому что малыши одинаково «впитывают» и плохое и хорошее и могут воспроизводить это в спонтанной ролевой игре. Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Вполне применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.

В целом, в основе разрабатываемой М.Монтессори педагогической системы лежат следующие базисные идеи и установки:

- учет возрастной периодизации развития ребенка и актуализация раннего образования и воспитания ребенка;

- необходимость всестороннего изучения ребенка и учет сензитивных периодов его развития;

- предоставление ребенку свободы выбора вида деятельности и её продолжительности

- наличие подготовленной культурно-развивающей среды;

- особая роль педагога.

Важным фактором в реализации самостоятельной деятельности ребенка М. Монтессори видит свободу, как право на выбор вида деятельности, её продолжительности, места, партнера и т.д. Такая свобода ограничивается только интересами коллектива, что приводит к формированию положительного социального поведения, уважению членов коллектива, ответственности за свои действия.

Системой М. Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, используют и отвергают, внедряют как целостную систему или только отдельные ее элементы. Главное - она не оставляет равнодушным того, кто познакомился с ее идеями и методикой. Разработанная в первой четверти нашего века, система М.Монтессори знала разные периоды - критику, всплеск внимания и признания, забвение и вновь восторженный интерес.

Таким образом, гуманистический потенциал идей М. Монтессори заключается в развитии индивидуальности ребенка и находит свое выражение в системе методов и приемов, создающих условия для самообучения, самовоспитания и саморазвития ребенка.