Консультация для педагогов. Тема: "Дидактические игры и игровые упражнения по развитию цветовосприятия".
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Кондрацова Вера Владимировна

В.В. Кондрацова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»

г. Сергиев Посад, Россия

 

Консультация для педагогов.

Тема: «Дидактические игры

и игровые упражнения

по развитию цветовосприятия».

 

 «СПРЯЧЬ МЫШКУ»

Дидактическая задача: учить детей подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие цвета.

Игровые правила: закрывать норку дверцей такого же цвета.

Игровые действия: закрыть все норки дверцами соответствующего цвета.

Ход игры:

Педагог показывает малышу игрушечную кошку, которая готовится идти на охоту.

Чтобы спрятать всех мышек, надо закрыть норки дверцами тех же цветов. Тогда кошка не заметит мышку.

Дать ребёнку время спрятать мышек, пока кошка спит; и только потом выпустить её на охоту. В случае неверного выполнения задания кошка заберёт у малыша мышку. Если это слишком расстроит ребёнка, надо помочь ему исправить ошибку.

« ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

Дидактическая задача: учить подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие цвета.

Игровые правила: правильно подобрать цвет воздушного шарика к цвету ниточки.

Игровые действия: «привязать» воздушные шарики к ниткам соответствующего цвета.

Ход игры:

Педагог объясняет ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам подходящего цвета и показать, как это сделать. После этого можно дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибся.

 

 

 

« СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ В СТАКАН»

Дидактическая задача: упражнять детей в умении сравнивать цвета, находить нужный, активизировать в речи употребление слов, обозначающих названия цветов спектра.

Игровые правила: правильно находить капельки нужного цвета и собирать их в стакан.

Игровые действия: собрать в стаканы капельки: красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, коричневого, голубого, розового, белого и чёрного

цветов.

Ход игры:

На столе перед детьми раскладываются вырезанные из цветного картона капельки.

Педагог кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: « В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём много одинаковых капелек». И так повторяется с капельками всех цветов.

« ПОМОГИ РЫБКАМ»

Дидактическая задача: закреплять умение детей сравнивать цвета и подбирать нужный по образцу, активизировать речь.

Игровые правила: правильно подбирать рыбку детку к такому же цвету как мама рыбка.

Игровые действия: разложить рыбок-деток рядом с их рыбками-мамами

соответствующего цвета.

Ход игры:

На столе разложены рыбки-мамы: красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, коричневого, голубого,  розового, фиолетового, белого и чёрного цветов. В стороне от них вперемешку разложены рыбки-детки тех же цветов. Педагог говорит:

-Маленькие рыбки потеряли своих мам. Давайте поможем каждой рыбке найти свою маму.

Ребёнок берёт рыбку-детку и кладёт её рядом с её мамой (большой рыбкой того же цвета). Игра продолжается до тех пор, пока все детки не найдут своих мам.

« СОБЕРИ ЦВЕТОЧКИ»

Дидактическая задача: упражнять детей в умении подбирать нужный цвет

по - образцу, активизировать речь.

Игровые правила: подбирать к серединке цветка лепестки такого же цвета;

Подбирать следует по одному лепестку; выигрывает тот, кто быстрее

всех соберёт цветок.

Игровые действия: предложить ребенку собрать лепестки к серединкам основных цветов, оранжевого, коричневого, белого, чёрного, розового и голубого.

 Ход игры:

На полу разложены серединки цветочков. В стороне вперемешку лежат лепестки тех же цветов. Вызываются дети по количеству цветов. Педагог даёт задание:

  • Вика будет собирать цветок красного цвета (Вика подходит к серединке красного цвета)
  • Ярослав, соберёт цветок синего цвета.  (Ярослав встаёт у серединки синего цвета).

         И так со всеми цветами.

  • Кто первый соберёт свой цветок — тот выиграл. Не забудьте, брать надо по одному лепестку.

 « ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ЦВЕТОК ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА»

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём наложения, активизировать речь детей.

Игровые правила: правильно находить для бабочки каждого цвета нужный цветок.

Игровые действия: посадить на все цветочки бабочек такого же цвета.

Ход игры: На столе перед детьми разложены все  цвета радужного спектра.

Отдельно вперемешку лежат бабочки тех же цветов. Педагог берёт красную

бабочку и сажает на красный цветок, проговаривая свои действия: « Я беру бабочку красного цвета и сажаю на цветок такого же цвета. Смотрите, бабочка спряталась, её не видно. Теперь её не увидит и не поймает птичка. Теперь вы посадите остальных бабочек на цветочки таких же цветов, чтобы бабочек не было видно.

« ПОДБЕРИ К ЧАШКЕ БЛЮДЦЕ ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА»

Дидактическая задача: упражнять детей в умении находить нужный цвет, активизировать употребление в речи названия основных и дополнительных цветов.

Игровые правила: правильно подобрать к каждой чашке блюдце по цвету

Игровые действия: ребёнок подбирает к чашкам разных цветов блюдца такого же цвета.

Ход игры:

На столе перед ребёнком разложены в ряд чайные пары, но цвет чашки не соответствует цвету блюдца. Педагог говорит:

-Кто-то перепутал все чашки и блюдца. Давай с тобой исправим ошибки и наведём здесь порядок (берёт красное блюдце и кладёт его под красной чашкой) Теперь ты продолжай, сделай так, чтобы чашка и блюдце были одинакового цвета.

 

«ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Дидактическая задача: продолжать учить узнавать и называть основные и дополнительные (оранжевый, коричневый), чёрный и белый цвета,

выделять заданный цвет из всех остальных.

Игровые правила: дети начинают движение только тогда, когда увидят эталон цвета своего автомобиля.

Игровые действия: автомобили разных цветов движутся по показу карточки своего цвета.

Ход игры:

Педагог, раздаёт детям автомобили разных цветов (или дети сами выбирают

понравившийся автомобиль). Показывает карточку жёлтого цвета — начинают движение автомобили жёлтого цвета и т.д.

« МАШИНЫ И ГАРАЖИ»

Дидактическая задача: продолжать учить узнавать, выделять и называть основные и дополнительные (оранжевый, коричневый), белый и чёрный

цвета, находить нужный цвет по образцу, активизировать речь.

Игровые правила: подобрать к гаражу машину такого же цвета.

Игровые действия: поставить к гаражу машину соответствующего цвета.

Ход игры:

На столе перед детьми разложены в ряд гаражи разных цветов. В стороне вперемешку лежат машины тех же цветов. Педагог просит ребёнка поставить

рядом с гаражами машины таких же цветов.

« ЦВЕТНЫЕ СУМОЧКИ»

Дидактическая задача: продолжать учить детей узнавать, различать и называть

основные цвета, находить предметы этих цветов в окружающей обстановке, группировать предметы по цвету.

Игровые правила: собирать в сумочку предметы только такого же цвета

Игровые действия: ребёнок находит в окружающей обстановке предметы такого же цвета, как сумочка.

Ход игры:

Педагог предлагает детям выбрать себе любую сумочку, назвать, какого она цвета. Затем внимательно посмотреть вокруг и положить в свою сумочку предметы такого же цвета, что и сумочка. Детям даётся определённое время (1-2 мин), после чего предметы извлекаются из сумочек и проверяется, правильно ли они собраны, нет ли ошибок.

« ПРИСТЕГНИ КРУЖОК К ПУГОВИЦЕ ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА»

Дидактическая задача: закреплять умение детей узнавать, различать, называть

основные цвета, находить одинаковые, активизировать речь, развивать мелкую моторику

Игровые правила: правильно находить и пристёгивать кружки нужного цвета к пуговицам.

Игровые действия: пристегнуть к пуговицам кружки таких же цветов

Ход игры:

Перед ребёнком на столе лежит коврик с пришитыми пуговицами красного, жёлтого, синего и зелёного цветов, рядом — тканевые кружки тех же цветов. Педагог просит ребёнка показать пуговицу красного (жёлтого...) цвета, потом найти и пристегнуть кружок такого же цвета.

Или воспитатель показывает пуговицу и просит ребёнка назвать, какого она цвета.

Затем предлагает найти кружок того же цвета и пристегнуть к этой пуговице. И так с остальными цветами.

« ЧТО БЫВАЕТ ТАКОГО ЦВЕТА?»

Дидактическая задача: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак того или иного цвета.

Игровые правила: ребёнок называет предмет того или иного постоянного цвета,

если предмет назван верно — ребёнок получает карточку с его

изображением.

Игровые действия: дети выбирают по одной карточке (основные цвета, +чёрный, белый, оранжевый, коричневый) и называют 2-3 предмета того же цвета, что и карточка.

Ход игры:

Педагог просит детей выбрать по одной карточке из предложенного набора.

После того, как дети выбрали и назвали цвет карточки, им предлагается назвать 2-3 предмета такого же цвета, как и цвет карточки. Педагог раздаёт детям картинки с изображениями правильно названных предметов. Если же предмет ребёнком назван неверно, то он не получает картинки. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, дети раскладывают картинки и называют их изображения, например: « У меня лимон, подсолнух, яблоко, они жёлтого цвета».

Педагог напоминает детям о том, что некоторые предметы всегда бывают только

одного цвета, например: огурец — зелёный, апельсин — оранжевый, снег —белый...

« ЦВЕТА РАДУГИ»

Дидактическая задача: познакомить детей с последовательным расположением

цветов в спектре; учить подбирать цвета радуги в определённой последовательности по образцу, используя стихотворение «Цвета радуги»

Игровые правила: правильно выложить изображение радуги

Игровые действия: дети выкладывают вторую половинку радуги, называют цвета по порядку

Ход игры:

Педагог спрашивает, кто из детей видел радугу после дождя. Уточняет, какие в радуге цвета, предлагает послушать стихотворение:

«Цвета радуги»:

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная — вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета!

КРАСНЫЙ

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры — красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные гвоздики весело глядят.

ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост она похожа:

Оранжевая тоже.

ЖЁЛТЫЙ

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит,

Жёлтые груши на ветках висят,

Жёлтые листья с деревьев летят.

ЗЕЛЁНЫЙ

У нас растёт зелёный лук

И огурцы зелёные,

А за окном зелёный луг

И домики белёные.

С зелёной крышей каждый дом,

И там живёт весёлый гном

В зелёных брючках новых

Из листиков кленовых.

ГОЛУБОЙ

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами ещё голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо — на нас.

СИНИЙ

В синем море — островок,

Путь до острова далёк,

А на нём растёт цветок -

Синий-синий василёк.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву её и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Затем педагог предлагает положить перед собой листы бумаги с половинкой

радуги. Обращает внимание на расположение цветов в радуге. После этого дети по заданию педагога прикладывают разноцветные полоски, получают целое изображение радуги. Особое внимание воспитатель обращает на голубой цвет, называет его, просит детей повторить, уточняет, после какого и перед каким он расположен. Затем дети называют все цвета по порядку.

 

Список использованной литературы.

1.Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. С.35 - 83

2.Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. / Стребелева Е.А.// – Владос С.56 - 63

3.Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым. /Закрепина А.В. Пронина Л.В.// Практическое пособие для родителей, педагогов дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. С. 77 - 86

4. Маришина И. Дидактические игры для развития цветовосприятия и цветоразличения. С. 44 - 48

5.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./М.: Просвещение, 1987г. С.226

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания"

Семинар - практикум для педагогов на тему "Игры и игровые упражнения  для развития речевого дыхания"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые доро...

Презентация - консультация родителей на тему "Дидактические пособия (игры и игрушки) для сенсорного развития детей раннего возраста своими руками"

Уважаемые родители!В данном материале я хочу предложить Вам активно поучаствовать в развитии Вашего ребёнка путём обогащения его развивающей среды дома. В презентации представлены дидактические пособи...

Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для родителей  на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»...

Доклад для педагогов на тему: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....