Тема: «Развиваем память»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Период дошкольного возраста  – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы,интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка. Память в детском возрасте, является одной из основных, центральных, психических функций. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_yf_cfqn.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

Тема:  «Развиваем  память»

Задачи:

  • развивать мелкую моторику, внимание;
  • развивать образную и двигательную память;
  • развивать зрительную и слуховую память;
  • закреплять умение пользоваться мнемическим приемом «повторение», умение осуществлять самопроверку результатов запоминания;
  • развивать логическое мышление, речь, зрительное восприятие;
  • учить снимать эмоциональное и мышечное напряжения.

Материал: набор  картинок

Ход занятия

1 часть Ритуал приветствия «Мы стоим рука в руке …»

Дети встают в круг, берутся за руки. Приветствуют друг друга, поднимая и опуская сомкнутые руки и произнося хором:

«Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх),

Можем маленькими быть (приседают),

Но никто один не будет».

Игра «Эхо»

Психолог говорит детям «Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Вася, Вася", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя»

2. Разминка Мозговая гимнастика  (упражнения «Колечко», «Ладонь – кулак – ребро»)

«Колечко»

Первый раз упражнение выполняется в спокойном темпе. Второй и третий повтор – с ускорением. Следует перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно по 3-5 кругов, затем обеими руками вместе (3-5 раз).

 «Ладонь – кулак – ребро»

Инструкция. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга.

Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет пробу вместе с психологом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. Основная часть

Игра «Что изменилось?»

Психолог: «Сейчас мы поиграем в очень интересную игру».

Инструкция. Психолог предлагает малышу внимательно рассмотреть 6-8 предметов в течение 2-3 (возможно до 5) минут и запомнить, где что лежит.

Рассматривание предметов сопровождается комментариями ребенка: какой цвет, форма, как используется данный предмет человеком, между какими предмета находится. После этого ребёнок отворачивается. Когда ребёнок отвернется, психолог меняет местами два-три предмета, а потом задает вопрос: «Что изменилось?»

Играть можно 2-3 раза. Не забывайте хвалить, даже за незначительный успех.

Примечание. В эту игру дети могут играть между собой самостоятельно.

Повысить сложность игры можно за счет увеличения общего количества предметов; количества предметов, которые меняют место расположения, и сокращения времени, отводимого на запоминание.

Игра «Идем в магазин»

- А сейчас представьте, что вы отправились в магазин. В магазине купили….

Далее дети по – одному продолжают цепочку, вспоминаю все, что было сказано перед этим. В конце игры, когда все « купят» по слову, психолог задает вопрос: - кто вспомнит все, что мы купили в магазине.

Игра «Размышляй-ка»

Инструкция. Психолог бессистемно выкладывает перед ребенком картинки из одного набора и просит установить правильную последовательность.

Психолог: «Художник рисовал картинку очень медленно. Дорисовывал её на разных листочках. А теперь не знает, что сначала, а что потом нарисовал. Постарайся разложить картинки в правильной последовательности и расскажи, какие изменения ты видишь».

 Упражнение «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

Упражнения по Э. Джекобсону.

Психолог: «Вы сегодня выполняли сложные игры, я считаю, что сейчас надо немного расслабиться. Предлагаю вот такие упражнения.

Упражнение «Сосулька». Сожмите пальцы обеих рук в кулачки максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе – разожмите (должно появиться ощущение легкого тепла).

Упражнение «Тяни». Вытяните руки вперед на вдохе (как будто хотите что-то достать), на выдохе опустите руки.

Упражнение «Носочки». Пятки потяните к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе расслабьте ноги и опустите носки.

Упражнение «Бяка-Бука». Наморщите лоб, нос, сведите глаза «в кучку» на вдохе, на выдохе расслабьте лицо.

Упражнение «Буратино». На вдохе улыбнитесь максимально, сделайте губы трубочкой и выдохните воздух со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».

  Итог занятия:

- Чем мы сегодня занимались?

- Что понравилось больше всего?

 Ритуал прощания «Ручеёк радости» 

Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают каждому по кругу радость.