Главные вкладки

    "Ловкие ручки" коррекционная программа для детей 5-7 лет.
    рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Данная программа расчитана на детей, нуждающихся в дополнительной работе по развитию мелкой моторики, осуществляется при индивидуальном подходе с учетом индивидуального маршрута развития воспитанника.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Принято на педагогическом

    совете МБДОУ «Детский сад

    общеразвивающего вида №79»

    протокол № 1 от 28.08.2015г.

                      

    Утверждаю:

    Заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79»

    В.М.Люкова _________________ Приказ №122    от 28.08.2016г.

    «Ловкие ручки»

    Коррекционная программа для детей 5–7 лет

    для развития мелкой моторики кисти руки

    на 2015-2017 г.г.

    Авторы: воспитатели ВКК

    Г. В. Пидусова

    Т. В. Проскурякова.

    Содержание.

    1. Пояснительная записка____________________________________2

    2. Актуализация____________________________________________4

    3. Цель и задачи Программы_________________________________ 5

    4. План коррекционной работы_______________________________ 6

    5. Материально-техническое и методическое обеспечение________13

    6. Список литературы_______________________________________14

    7. Приложения_____________________________________________15

    1. Пояснительная записка.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

    ФГОС ДО учитывает:

    -индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

    -возможности освоения ребенком Программы ДОУ на разных этапах ее реализации.

    Данная программа направлена :

    - на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Коррекционная работа направлена на:

    1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной Программы;

    2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

    -способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    -ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

    -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

    -ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

    -знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.;

    -ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    2.Актуализация.

    Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как

    правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Также развитие мелкой моторики способствует успешному овладению речевыми умениями и навыками.

    Наш детский сад посещают здоровые дети и имеющие проблемы со здоровьем:

    дети с нарушениями речи (дислалия, стёртая дизартрия, заикание, ОНР, дизатрия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия); часто болеющие; дети с лёгкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной); педагогически запущенные дети; дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания). Количество таких воспитанников составляет 10-15% от общего количества детей в ДОУ.

    Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.

    Акт письма определяется учеными (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т. Д.

    Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон).

    Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

    Особое внимание уделяется обучению графическим навыкам леворуких детей, которые нуждаются в специальной помощи, особенно на начальных этапах. Важно обратить внимание, что лист бумаги у леворукого ребенка располагается под наклоном справа налево, а свет должен падать справа.

    Коррекционно-педагогическая работа по развитию мелкой моторики кистей рук у дошкольников с ОВЗ проводится как на индивидуальных занятиях с детьми, так и во всех видах учебно-воспитательной работы: во время НОД, ручного труда, самообслуживания, на прогулке, в свободной деятельности – как индивидуальный подход.

    Работа строится на основе пяти разработанных направлений с учетом общедидактических и коррекционных принципов обучения:

    1) развитие тактильного восприятия;

    2) совершенствование общей координации движений;

    3) формирование пространственной ориентации;

    4) развитие мелкой моторики пальцев рук;

    5) формирование графических навыков

    3. Цель и задачи Программы.

    Цель:

    Развивать функциональные возможности обеих кистей и пальцев рук.

    Задачи:

    - вызвать интерес к самостоятельной деятельности и решению игровых задач.

    - развивать конструктивные умения и навыки;

    - совершенствовать графические умения и навыки;

    - активизировать двигательную активность, крупную и мелкую моторику;

    - формировать волевые качества, воспитывать эстетический вкус;

    - учить доводить начатое дело до конца, получать положительные эмоции от  

       выполненной работы.


    4. План коррекционной работы для детей 5-6 лет.

    1. План первого года обучения.

    2. План второго года обучения.

    План коррекционной работы для детей 5- 6 лет.

    сентябрь

    1  неделя

    2      неделя

    3    неделя

    4      неделя

    П.Г. «Кулачок- ладошка»

    П.И. «Большой - маленький»

    Д.У. сортировка кукольной одежды

    Лего: «Башенка»

    Пальчиковый бассейн: стирка

    П.Г. «Яичко»

    П. И. «Петушок»

    Д.У. коробка для крышек разного размера.

    Мелкая мозаика (зернышки)

    Пальчиковое рисование: «Яичко»

    Граф. упрр.: «Дождик»

    П.Г. «Гнездышко»

    П.И. «Гей, чей дом?»

    Д.У. сыпучий материал.

    Сортировка природного материала

    Пальчиковый бассейн: утята

    Лего: «Уточка»

    П.Г. «Коготки»

    П.И. с мячами

     (бумажные комочки)

    Пальчиковое рисование: «Мячики»

    Д.У. с шариками разного размера

    Граф. упр.  «Семечки»

    октябрь

    П.Г. «Пчела»

    Граф. Упр. «Травка»

    П.И. «Хвосты»    

     Лего: «Ворота»

    Пальчиковый бассейн: кораблики

    Граф. Упр. «Травка»

    П.Г. «Рыбка»

    П.И. «Осень»

    Д.У. вкладыши- чашечки.

    Плетение «Змейка» (веревки)

    Ягоды (бумажные комочки)

    Граф. упр. «Веревки»

    П.Г. « Очки»

    П.И.

    « Напёрсток»

    Д.У. сыпучий материал  перекладывание бобов из одной ёмкости в  две маленькие.

    Моделирование с природным материалом

    Пальчиковый бассейн: рыбки

    П.Г. «Гора»

    П.И. с шариками

    Д.У. вкладыши- пирамидки,  «Мозаика»

    Тренажер «Ромашка»

      Граф. упр. «Стебельки»

    ноябрь

    П. Г. «Пальчики здороваются»

    П.Г. «Гусь»

    П.И. «Пальчики»

    Д.У. шнуровка «Ботинок»

    Игры со счётными палочками «Сложи квадрат»

    Граф. упр.  

    «по дорожке»

    П.Г. «Домик»

    П.Г. «Мишка»

    П.И. «Дом»

    Д.У.  «Разрезные картинки» (выкладывание)

    Игры с бусинками

    Граф. упр.  

    «по дорожке»

    П.Г. «Человечек»

     П.И. «Наша группа»

    Д.У. сыпучие материалы, пересыпание из кувшина в кувшин.

    Пальчиковое рисование: «Листики»

    Граф. упр.

    «Машины едут по дороге»

    П.Г. «Коза и козлёнок»

    П.Г. «Зайчик»

    П.И. «Башня»

    Д.У. подбор откручивающихся крышек и бутылочек.

    Массаж с цилиндром.

    «Заяц скачет по дорожке»

    декабрь

    П.Г. «Пальчики бегут».

    П.Г. «Пальцы вместе - пальцы  врозь».

    П.И. «Снежки»

    Д.У. «Снежки» (бумага)

    «Змейка»  (плетение  веревки).

    Граф. упр.:

    «зернышки для цыплят»

    П.Г. «Оленьи рога».

     П.И. «Наша группа».

    Д.У. мешочки для ощупывания с различными крупами.

    Пальчиковое рисование: «Снежинки»

    Пальчиковой бассейн: льдинки

    Граф. упр.:

    «Крупинки»

     П.Г. «Улитка».

    П.И. «Каша в кувшин».

    Д.У. «Снег на ветке» (природный материал, пластилин)

    Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.

    Граф. упр.:

    «семечки для птичек»

    П.Г. «Братья».

     П.И. «Пирог».

    Д.У. сортировка ракушек

    Пальчиковое рисование: «Пирожки»

    Пальчиковый бассейн: камушки

    Граф. упр.:

    «Камушки на дне»

    январь

     

     П.Г. «Повар».

    П.Г. «Ёлочка».

    П.И. «На ёлке».

    Д.У.  волчки.

    Шнуровка «Мы обедаем».

    Пальчиковый бассейн: льдинки

    Граф. упр.:

    «Снег идет»

     

    П.Г. «Весёлые маляры».

    П.И. «Ровным кругом».

    Д.У. сортировка

    природного материала.

    Пальчиковое рисование: «Кляксы»

    П.Г. «Мебель».

    П.И. «Домик».

    Д.У. рисования на манке.

    Д.У.Рамки с застёжками.

    Пальчиковый бассейн: кораблики

    Граф. упр.:

    «Клубок»

    П.Г. «Солнце».

    П.И. «Лебёдушка».

    Д.У.  Фигуры – вкладыши.

    Шнуровка:

    «Паровоз»

    Граф. упр.:

    «Солнышко» 

    февраль

     П.Г. «Курочка».

    П.И. «Гуси-лебеди».

    Д.У. сортировка платочков.

    Пальчиковый бассейн: стирка платочков.

    Граф. упр.:

    «Клубок»

    П.Г. «Лиса»

    П.И. «Кролик»

    Д.У. сортировка

    цветных предметов.

    Пальчиковое рисование «Снежки»

    Массаж  с мячиками.

    П.Г. «Белка».

    П.И. «Есть у каждого свой дом»

    Д.У. «Орешки» (сыпучий материал)

    Граф. упр.:

    «Круги на воде»

    Пальчиковый бассейн «Льдинки»

     П.Г. «Коготки».

    П.И. «Собачка».

    Д.У. «Открой и посмотри» (коробочки, футляры, кошельки)

    Игры со счётными палочками: «Сложи флажок»

     Граф. упр.: «Улитка»

     

    март

    П.Г. «Цветки».

    П.И. «Дождик»

    Д.У. «Мимоза» (ветка, пластилин)

    Пальчиковый бассейн: лилии

    Граф. упр.: «Штриховка кругов»

     П.Г. «Весёлые ладошки»

    П.И. «Дрозд – дроздок»

    Д.У. шнуровка  «Пальма», «Грибок».

     Рисование «Тюльпан» (Цветные ладошки)

     П.Г. «Рыбка».

    П.И. с мячами

    Д.У. «Разложи бусы» (бусины пинцетом в чашечки).

    Лего: «Рыбка»

    Граф. упр.:

    «Разукрась мяч»

    П.Г. «Крючочки».

    П.И. «Утята»

    Д.У. нанизывание фигурок, колечек на шнурочки.

    Пальчиковый бассейн: утята

    Граф. упр.:

    «Штриховка квадрата»

    апрель

    П.Г. «Повар».

    П.И. «Машина едут».

    Д.У. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями.

    Лего «Машина»

    Граф. упр.: «Кирпичики»

    П.Г. «Качели».

    П.И. «Котята и волк».

    Д.У. рамки с застёжками.

    Массаж с мячиком.

    Граф. упр.:

    «Штриховка «Разукрась мяч»

    П.Г. «Собака».

    П.И. «Кот и воробьи».

    Д.У. составление целого из частей (круг) методом наложения.

    Трафарет «Животные»

    Мозаика «Солнышко»

    П.Г. «Веник».

    П.И. «Займи место».

    Д.У. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом

    Лего «Забор»

    Граф. упр.:

    «Штриховка треугольников»

    май

    П.Г. «Пальчики разбежались».

    П.И. с мячами «Поймай мяч»

    Д.У. модули с прищепками

    Граф. упр.: «Дорожки»

    П.Г. «Деревья»

    П.И. «Мартышки и книжки»

    Д.У. «Цветок» (нитки, бархатная бумага)

    Мелкая мозаика: «цветы»

    Граф. упр.:

    «Дорожка «Бусы»

    П.Г. «Зоопарк».

    П.И. «Травка – муравка»

    П.И. «Тили – Бом»

    Д.У.» Свари кашу»: пересыпание  крупы ложкой.

    Граф. упр.: «Дорожка «Волна»

    П.Г. «Братья»

    П.Г. «Весёлые ладошки»

    Д.У. сортировка салфеток

    Мозаика «Цветы»

     Рисование «Букет» (Цветные ладошки)

    План коррекционной работы для детей 6-7 лет.

     

    сентябрь

    1  неделя

    2      неделя

    3    неделя

    4      неделя

    П.И. « Зеркало»

    Д.У. сортировка

    квадратов(блоки)

    Лего: «Куб»

    Пальчиковый бассейн:

    «Сокровища на дне»

    Граф. упр.: «Косой дождик»

    П.Г. «Дудочка»

    П. И. «Фантазеры»

    Д.У. сортировка кругов(блоки)

    Мелкая мозаика (солнышко)

    Оригами «Домик»

    Граф. упр.: «Зигзаг»

    П.Г. «Дай молочко, буренушка»

    П.И. «Домики»

    Д.У. сортировка прямоугольников(блоки)

    Лего: «Домик»

    Граф. упр.: «Забор»


    П.Г. «Козлик»

    П.И. «Мой мяч»

    Оригами «Кот»

    Д.У.: Плетение косички.

    Граф. упр.: «По дорожке»
    октябрь
    П.Г. «Пять грибов»

    октябрь

    П.Г. «Пять грибов»

    П.И. «Собери грибы»    

    Лего: «Грибок»

    Сортировка прир. Материала.

    Граф. упр. «Грибки»



    П.Г. «Жирафы и слоны»

    П.И. «Зоопарк»

    Д.У.: «Сложи по образцу»

    Плетение «Змейка» (веревки)

    Граф. упр.: «Проводи животных по домам»

    П.Г. «Бабушкин кисель»

    П.И. « Напёрсток»

    Д.У. «Сложи по образцу»

    Тестопластика «Листья»

    Граф. упр.: «Где спряталась мышка»

    П.Г. «Зайки-побегайки»

    П.И. «Поймай облако» (воздушные шары)

    Д.У. «Найди место» палочки К)

    Пластилинография «Тучи»

     Граф. упр. «Проводи Красную Шапочку»

    ноябрь

    П.Г. «Как мы маме помогали»

    П.И. «Будь внимательным»

    Д.У. выкладывание «Разрезные картинки»

    Пластилинография «Флаг России»

    Лего «Флаг России»

    Граф. упр. «Самолеты летят»

    П.Г. «Веселая старушка»

    П.И. «Пингвин с мячом»

    Д.У. Поймай рыбку пинцетом.

    Игры со счётными палочками «Сложи узор»

    Граф. упр.  «Дорисуй квадрат»

    П.Г. «Юля и варежки»

    П.И. «Наша группа»

    Д.У. «Сварим кашу» сыпучие материалы, пересыпание ложкой.

    Оригами «Тарелка»

    Граф. упр. «Дорисуй варежки»

    П.Г. «Улей»

    П.И. «Пчелы»

    Д.У. «посади пчелку на цветок пинцетом»

    Мозаика «Соты»

    Массаж «Пружинка»

    Граф. упр. «Обведи соты»

    декабрь

    П.Г. « Зимние забавы».

    П.И. «Снежки»

    Д.У. бумага для сминания (снежки)

    Змейка (плетение – веревки).

    Граф. упр.: «Сделай снеговика».

    П.Г. «10 котят».

    П.И. «Кот и мыши».

    Д.У. «Выложи дорожку из фасоли (риса)».

    Оригами «Мышка».

    Массаж пружинкой.

    Граф. упр.: «Помоги мышке».

    П.Г. «Мышки и часы».

    П.И. «Мышеловка».

    Д.У. «Дорожки из крупы» (По основе)

    Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.

    Граф. упр.: «Дорисуй елку».

    П.Г. « Новый год».

    П.И. «Зеркало»

    Д.У.  нанизывание бус для елки

    Вырезание из бумаги «Зимние узоры»

    Граф. упр.: «Дорисуй снежинку»

    январь

    П.Г. "Белки-непоседы".

    П.И. "Совушка"

    Оригами "Заяц"

    Шнуровка "Барашек".

    Граф. упр.: "горка"

    П.Г. "Шла кукушка".

    П.И. "Ровным кругом".

    Д.У. сортировка

    природного материала.

    Вышивание по картону "Дорожка"

    Граф. упр.: "снежки"

    П.Г. "Маша-хозяйка".

    П.И. "Домик".

    Д.У.  рисования на манке "Домик"

    Граф. упр.: "Дорисуй домик"

    П.Г. "Пирог".

    П.И. "Испеки пирог".

    Тестопластика: "Пирожки с начинкой"

    Д.И. "Узнай крупу на ощупь" (фасоль, гречка, пшено)

    Граф. упр.:" Укрась пирожки"

    февраль

    П.Г. «Иголка и наперсток».

    П.И. «Снежная королева».

    Д.У. сортировка платочков.

    Пальчиковый бассейн: стирка платочков.

    Граф. упр.: «Квадратики»(клетка)

    П.Г. «Кот - повар»

    П.И. «Кролик»

    Стежки по картону «Дорожка»

    Пальчиковое рисование «Снежки»

    Массаж с мячиками.

    Граф. упр.: «Следы воробья» (клетка)

    П.Г. « Ветер-ветерок».

    П.И. «Есть у каждого свой дом»

    Д.У. «Лестница» (палочки К.)

    Лего «10 ступенек»

    Граф. упр.: «Ступеньки» (клетка)

    П.Г. « Перчатки и мышата».

    П.И. «Самолеты».

    Д.У. «Самолет из счетных палочек»

    Вышивание по картону «Самолет»

    Граф. упр.: «кружки в ряд» (клетка)

    март

    П.Г. «Упрямые козлики».

    П.И. «Школа мяча»

    «Мимоза» (рисование пластилином)

    Лего «Мальчик»

    Граф. упр.: «Квадраты и круги» (клетка)


    П.Г. «Толстые поросятки»

    П.И. «Дрозд – дроздок».

    Д.У. шнуровка  «Пальма»

    Вышивание по картону «Кубики»

    Граф. упр.: «продолжи ряд» (клетка)

    П.Г. «Считалка».

    П.И. с мячами

    Д.У. раскладывание бусин пинцетом в чашечки.

    Мозаика «Мячик»

    Граф. упр.: «Круги на полоске» (линейка)

    П.Г. «Мышонок».

    П.И. «Утята»

    Лего «Уточка»

    Пальчиковый бассейн: «утята пывут»

    Граф. упр.: «ручей» (линейка)

    апрель

    П.Г. « Домик гномика».

    П.И. «Воробышки и автомобиль».

    Д.У. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями.

    Лего «Машина»

    Граф. упр.: «Столбики»(линейка)

    П.Г. « На поляне стоит дом».

    П.И. «Жмурки».

    Вышивание по ткани «Дорожка»

    Массаж с мячиком.

    Граф. упр.: «дорожка зигзаг» (клетка)

    П.Г. «Полянка».

    П.И. «Солнце и дождик»

    Д.У. составление целого из частей (круг, квадрат)

    Мозаика «Солнышко».

    Массаж «Пружинка»

    Граф. упр.: «пружинка» (линейка)

    П.Г. «Гости».

    П.И. «Займи место».

    Д.У. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом

    Лего «Девочка»

    Граф. упр.: «продолжи ряд» (клетка)

    май

    П.Г. «Дружба».

    П.И. с мячами «Школа мяча»

    Вышивание по ткани «Дождик»

    Мозайка «Облака»

    Граф. упр.: «наклоненные палочки» (косая линейка)

    П.Г. «Новые кросовки».

    П.И. «Будь внимателен».

    Пластилинография «Радуга»

    Д.У. «Собери квадрат»

    Граф. упр.: «Большие и малые квадраты» (клетка)

    П.Г. «Ботинки»

    П.И. «Тили – Бом».

    Д.У. «Составь квадрат из треугольников»

    Лего: «Башня»

    Граф. упр.: «трость»(косая линейка)

    П.Г. «Весёлые ладошки»

    Д.У. сортировка салфеток.

    Вышивание по картону «Цветок»

    Граф. упр.: «Продолжиряд» (клетка)


    5. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы.

    Для решения задач развития мелкой моторики, созданы необходимые условия:

    1. Уголки в группах 

    - с игровыми компонентами, который регулярно обновляется для поддержания интереса детей к развивающей деятельности.

    2. методическое обеспечение.

    • пазлы: «Азбука», «Цифры», «Игрушки», «Формы», «Звери»
    • мячики, цилиндры для массажа
    • «Кубики в картинках»
    • пирамидки разных размеров
    • вкладыши «Геометрические фигуры»
    • мозаика разных размеров;
    • счётный материал;
    • палочки Кюзенера
    • мелкая мозаика
    • конструктор Лего
    • разрезные картинки
    • рабочие тетради
    • прищепки;
    • трафареты;
    • тренажер «Ромашка»
    • шнуровки
    • блоки Дьенеша
    • крупы в банках
    • веревки, нитки
    • емкость для занятий с водой.
    • природный материал
    • пластилин
    • графитные карандаши
    • тетради в крупную клетку;
    • тетради в широкую линейку
    • бумага для письма и рисования А4
    • бумага для творчества
    • гуашь
    • пинцет
    • бусины, бисер
    • материал для сортировки

    3. Методики:

    1. «Пальчиковый бассейн»: игры-манипуляции в емкости с водой (+36 градусов) или с мелким наполнителем.

    2. «Цветные ладошки»;

    3. «Пальчиковые игры»;

    4. «Пальчиковая гимнастика»;

    5. Работа с иглой по различным основам;

    6. «Графические упражнения»;

    7. «Оригами»;

    8. «Пластилинография».

    4. Взаимодействие с родителями:

    - информационные стенды для родителей,

    - анкетирование;

    - индивидуальные консультации (по требованию);

    - организация мастерклассов для родителей «Нескучные занятия с детьми»;

    - участие родителей совместно с детьми в тематических выставках на базе ДОУ.

    6. Список литературы.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 14 ноября 2013 г.

    Регистрационный N 30384, от 14. 11. 2013 г.,

    Подготовка дошкольников к обучению письму.

    Методическое пособие. / Филиппова С. О. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.

    Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования / Хархан Г. В. «Логопед», 2004г. №5.

    «Пальчиковые игры»/ О. И. Крупенчук, СПб. ,2003.

    Формирование графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. / Е. КИНАШ, ФГБУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Москва.

     

    Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ составитель Т. В. Калинина. Волгоград:

    Учитель, 2012.

    Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет/ авт. -сост. И. А. Рябкова, О. А. Дирлюкова. – Волгоград: Учитель. -2012.

    Развивающие игры для детей 2-7лет/ авт. -сост. Е. Н. Михина. – Волгоград: Учитель -2012.

    Интернет-источники:

    http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

    http://logoportal/ru/palchikovyie-igryi-dlya-detey-5-7-let//html

    7. Приложение.

    Методика формирования графических навыков «Графические упражнения»

    1 этап обучения включает пять серий заданий. Детям предлагаются образцы линий, данные пунктиром, для формирования и закрепления умения правильно пользоваться пишущими предметами (мелками, фломастерами, карандашами) и совершать графическое действие совместно со взрослым или по показу.

    Первая серия заданий.

    Обучает правильному захвату пишущего предмета, умению проводить прямые вертикальные прерывистые линии на альбомном листе бумаги в направлении сверху в низ: дождик, семечки, иголки, трава ит. п.

    Вторая серия.

    Формируется умение безотрывно проводить вертикальные линии в направлении сверху вниз: стебельки, черенки, ленточки, заборчик, шпалы и т. п.

    Третья серия.

    Формируется умение безотрывно проводить горизонтальные прямые линии

    От одного графического объекта до другого в направлении слева направо: мячик катится по дорожке, зверята бегут по тропинке, машины едут по шоссе.

    Четвертая серия.

    Формируется умение ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах и произвольно: зернышки для цыплят, песок в формочках, семечки для птичек, снег падает и т. п.

    Пятая серия.

    Формируется умение проводить безотрывно спиралевидную линию от центра по нарастающей к периферии и наоборот – от периферии к центру в направлениях слева направо и справа налево, при этом внимание ребенка фиксируется на точке, с которой начинается линия: клубочки, нитки, круги на воде и т. п.

    2 этап включает в себя четыре серии заданий.

    В графических заданиях этого этапа все упражнения направлены на формирование зрительно-двигательной координации, умения ориентироваться на листе бумаги формата А4 и работать по показу.

    Первая серия заданий.

    Дети обучаются штриховать контуры геометрических форм, простых предметных изображений, ориентируясь на точки указатель- стрелку.

    Вторая серия заданий.

    Дети овладевают умением проводить безотрывные линии дорожки (прямые, волнистые, ломаные) шириной от 2 до 2,5 см. и от1 до 1,5 см в направлении сверху вниз, слева на право, ориентируясь на вспомогательные ориентиры –точки, стрелки, штрихпунктирные линии.

    Третья серия.

    Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу,

    сличать графические изображения со счетными плоскостными палочками, используя метод наложения: заборчик, елочка, грибочек, лесенка и т. п.

    Четвертая серия.

    Формируется умение копировать изображения простых геометрических форм и предметов (круг, треугольник, гриб, домик, снеговик и др.) на плоскости листа (снизу, сверху, слева, справа) и дорисовывать их. Также закрепляется умение проводить разные линии по заданной штрихпунктирной. Для мотивации используются игровые приемы с предметами, сюжетные картинки.

    3 этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные ействия, закрепляют умение ориентироваться на указатель стрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию умения работать по показу.

    Первая серия.

    Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом без отрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до1см). Кроме того, дети учатся ориентироваться на указатель стрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т. п.

    Вторая серия.

    Дети учатся ориентироваться на альбомном листе бумаги (верх– низ, левая сторона– правая сторона, середина); обводить геометрические формы и простые изображения предметов по внешним контурам; проводить дугообразные линии по указателю стрелке; дорисовывать контуры изображений простых предметов. Продолжается формирование целостных образов простых предметов, представленных в изображениях (например, дом, елочка, гриб, зонт и т. п.).

    Третья серия.

    Закрепляется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги (определять середину листа, что изображено на верху и внизу, с лева и справа, в углах верхнем левом и верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом); умение проводить безотрывные линии по диагоналям через середину листа; при выполнении заданий ориентироваться на указатель стрелку и штрихпунктирную линию: посади улиток на грибочки, угости дельфинов рыбой, запусти ракету в космос и т. п.

    Четвертая серия.

    Включает графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу. Дети обучаются соблюдать интервалы и очередность геометрических фигур; последовательно обводить формы поштрих-пунктирной линии, ориентируясь на указательстрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т. п.

    Пальчиковые игры (гимнастика) для детей 5-7 лет

    Пальчиковая гимнастика

    Методические указания

    1

    «Налим»

    Жил в реке один налим,

    Два ерша дружили с ним.

    Прилетали к ним три утки

    По четыре раза в сутки,

    И учили их считать

    Раз, два, три, четыре, пять.

     

    Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

    Движения ладонями с двух сторон.

    Взмахи ладонями.

    Согнуть кулачки.

    Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

    2

    «Дудочка»

    Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

    Потерял пастух дуду.

    А я дудочку нашла,

    Пастушку я отдала.

    - Ну-ка, милый пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок,

    Там Буренка лежит,

    На теляток глядит,

    А домой не идет,

    Молочка не несет.

    Надо кашу варить,

    Сашу кашей кормить.

     

    Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.

    «Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.

    Наклон вперед за воображаемой дудочкой.

    Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.

    «Идти» пальцем по столу.

    Показывая «рожки» из пальчиков.

    Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.

    Отталкивающие движения двумя ладонями.

     

    «Варят» кашу указательным пальцем.

    Подносят ко рту воображаемую ложку.

    3

    «Дай молочка, Буренушка!»

    Дай молочка, Буренушка,

    Хоть капельку на донышке.

    Ждут меня котятки,

    Малые ребятки,

    Дай им сливок ложечку,

    Творогу немножечко,

    Масла, простоквашки,

    Молочка для кашки.

    Всем дает здоровье

    Молоко коровье.

     

    Имитировать, как доят корову.

    Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.

    Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.

    Опять показывают, как доят коров.

    Показывают поднятые вверх большие пальцы.

    4

    «Козлик»

    Вышел козлик из дверей,

    Выгнул шею:

    «Дай хлеба скорей!»

    «Дай пирожок!»

    Протянул копытце:

    «Дай воды напиться!»

     

    Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.

    Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.

    Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.

    Правая рука складывается лодочкой.

    5

    «Перчатки и мышата»

    Шустрая мышка

    Перчатку нашла.

    Гнездо в ней устроив,

    Мышат позвала,

    Им корочку хлеба

    Дала покусать,

    Погладила всех

    И отправила спать.

     

    Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

    Сложить ладони «ковшиком».

    Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

     

    Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.

    Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.

    Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

    6

    «Жирафы и слоны»

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носах.

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носах.

     

    Ребенок хлопает ладошками по всему телу.

     

     

    Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

     

     

    Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.

     

    Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

    7

    «Бабушкин кисель»

    Бабушка кисель варила

    На горушечке

    Для Андрюшечки.

    Вдруг летел соколок

    Через бабушкин порог.

    Вдруг он крыльями забил,

    Бабушкин кисель разлил.

    Вот и нету киселька для Андрюшечки.

     

    Правая рука «помешивает кисель».

    Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом.

    Ладонь правой руки ложится на грудь.

    Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

    Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями.

    8

    «Зайки-побегайки»

    По лесной лужайке

    Разбежались зайки.

    Вот какие зайки,

    Зайки-побегайки,

    Сели зайчики в кружок,

    Роют лапкой корешок.

    Вот какие зайки,

    Зайки-побегайки.

     

    Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз.

    Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

    Руки перед грудью (лапки зайца).

    Руки на голове (уши зайца).

    Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями.

    Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики.

    9

    «Веселая старушка»

    У веселенькой старушки

    Жили в маленькой избушке

    Десять сыновей.

    Все без бровей

    Вот с такими ушами,

    Вот с такими носами,

    Вот с такими усами,

    Вот с такой головой,

    Вот с такой бородой!

    Они не пили, не ели,

    На старушку все глядели,

    И все делали вот так…

     

    Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

    Сложить руки углом и показать избушку.

    Показать десять пальцев.

    Очертить брови пальцами.

    Растопыренные ладони поднесены к ушам.

    Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

    Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.

    Очертить большой круг вокруг головы.

    Показать руками большую бороду.

    Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».

    Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.

    Ребенок показывает любые загаданные им действия.

    10

    «Как мы маме помогали»

    Раз, два, три, четыре,

    Мы посуду маме мыли:

    Чайник, чашку, ковшик, ложку

    И большую поварешку.

    Мы посуду маме мыли,

    Только чашку мы разбили,

    Ковшик тоже развалился,

    Носик чайника отбился,

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    Вот как маме помогали!

     

    Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

    Потереть одной ладошкой о другую.

     

    Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.

    Потереть одной ладошкой о другую.

     

    Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

    Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

    11

    «Юля и варежка»

    Юля варежку надела:

    «Ой, куда я пальчик дела?

    Нету пальчика, пропал,

    В домик свой он не попал».

    Юля варежку сняла:

    «Посмотрите, я нашла!

    Ищешь, ищешь – не найдешь,

    Здравствуй, пальчик, как живешь?»

     

    Ребенок сжимает пальчики в кулак.

     

    Ребенок разжимает все пальчики, кроме большого.

     

    Ребенок разгибает большой палец.

     

    Ребенок сжимает все пальчики в кулачок.

    12

    «Улей»

    - Это что за чудо-дом?

    Чудо дом-кубышка?

    - Кто живет там? Мышка?

    - Что вы, что вы!

    - Нет, нет, нет!

    Живут в доме только пчелы!

    Пчелы там летают,

    Детей своих считают:

    Один, два, три, четыре, пять.

    Мы не будем им мешать.

    Пчелки мед соберут…

    И (имя ребенка) принесут.

     

    Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица.

    Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок.

    Возмущенно машет руками.

    Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел.

    Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит.

    Ребенок снова сжимает кулачки.

    Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца.

    Ребенок заводит обе руки за спину.

    Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика.

    13

    «Пять рыбок»

    Пять маленьких рыбок играли в реке,

    Лежало большое бревно на песке.

    И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

    Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

    А третья сказала: «Мне хочется спать!»

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать,

    А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

    Плывите скорее, чтоб не проглотил!»

     

    Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе.

    Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок.

    Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения.

    Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону.

    Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.

    Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь.

    Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот.

    Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают.

    14

    «Десять котят»

    У Мурочки нашей есть десять котят,

    Сейчас все котята по парам стоят:

    Два толстых, два ловких,

    Два длинных, два хитрых,

    Два маленьких самых

    И самых красивых.

     

    Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол.

    Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.

    Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу.

    15

    «Осень»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем листья собирать,

    Листья березы, листья рябины,

    Листья у тополя

    И у осины,

    Листики дуба мы соберем,

    Маме осенний букет соберем.

     

    Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.

    Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

    Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

    16

    «Мышка и часы»

    Мышь полезла как-то раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: «Бом!»

    Мышь скатилась кувырком,

    Мышь полезла второй раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

    Мышь скатилась кувырком.

    Мышь полезла в третий раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»

    Мышь скатилась кувырком.

     

    Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.

    Ребенок хлопает в ладоши над головой.

    Ребенок «скатывает» руки на пол.

    Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.

    Ребенок «скатывает» руки на пол.

    Ребенок «скатывает» руки на пол.

    17

    «Гном»

    Жил да был веселый гном

    С огромными ушами.

    Он на сахарной горе

    Спал под воротами.

    Вдруг, откуда ни возьмись,

    Великан подкрался,

    Скушать гору захотел,

    Но только подавился!

    Ну а что ж веселый гном?

    Гном все спит глубоким сном!

     

    Ребенок поднимает руки над головой и изображает колпачок гнома.

    Ребенок описывает руками большие круги вокруг ушей.

    Ребенок ставит локти на стол, руки прямо, ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник.

    Ребенок пальцами изображает ворота.

    Ребенок поднимает руки высоко над головой.

    Ребенок громко смеется, держась за живот!

    Ребенок изображает спящего гнома.

    18

    «Белки-непоседы»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Пришли к нам белки поиграть.

    Одна куда-то ускакала,

    Четыре белочки осталось,

    А теперь скорей смотри:

    Их уже осталось три.

    Ну и ну, какая жалость,

    Только две у нас осталось.

    Эта новость так грустна,

    Осталась белочка одна,

    А пока мы их считали,

    Белочки от нас сбежали.

     

    Ребенок показывает пять пальчиков.

    Ребенок прячет руку за спину.

    Ребенок показывает четыре пальчика.

    Ребенок прячет руку за спину.

    Ребенок показывает три пальчика.

    Ребенок прячет руку за спину.

    Ребенок показывает два пальчика.

    Ребенок прячет руку за спину.

    Ребенок показывает один палец.

    19

    «Шла кукушка»

    Шла кукушка мимо рынка,

    У нее была корзинка.

    Вдруг корзинка на пол – бух,

    Полетело десять мух!

     

    Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.

    Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».

    Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.

    Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками.

    20

    «Маша-хозяйка»

    Наша-то Маша

    Сметлива была,

    Всем она в доме

    Работу нашла.

    Мисочку собачка

    Моет язычком,

    Мышка подбирает

    Крошки под столом,

    Кошка под окошком

    Когтями скребет,

    Курочка в сережках

    Избушку метет.

     

    Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху.

    Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.)

    Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.

    Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены.

    Пальцы правой руки скребут ладонь левой.

    Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую.

    21

    «Домик гномика»

    Под грибком – шалашик-домик,

    Там живет веселый гномик.

    Мы тихонько постучим,

    В колокольчик позвоним,

    Двери нам откроет гномик,

    Станет звать в шалашик-домик.

    В домике дощатый пол,

    А на нем дубовый пол,

    Рядом стул с высокой спинкой,

    На столе – тарелка с вилкой.

    И блины горой стоят –

    Угощенье для ребят!

     

     

    Ребенок соединяет ладошки шалашиком.

    Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой.

    Ладони обеих рук ребенка обращены вниз, пальцы скрещены; средний пальчик правой руки опущен вниз и слегка качается.

    Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу.

    Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки.

    Ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки.

    Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены  и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони.

    22

    «Упрямые козлики»

    Как-то раз к кому-то в гости

    Шел козленок через мостик,

    А навстречу шел другой,

    Возвращался он домой.

    Два рогатых глупых братца

    Стали на мосту бодаться, не желая уступить

    И другого пропустить.

    Долго козлики сражались,

    Разбегались и толкались.

    Вдруг с разбега лбами – бух!

    И с моста в водичку – плюх!

     

    Ребенок большими пальчиками прижимает к ладошке средние и безымянные.

     

    Ребенок держит кисти рук горизонтально и медленно сближает руки.

     

    На каждую строчку ребенок соединяет руки.

     

    Ребенок хлопает в ладоши.

     

    Ребенок роняет руки на колени.

    23

    «Толстые поросятки»

    Двое толстых поросят

    За воротами стоят.

    Поросята эти ждут,

    Что им кушать принесут.

    Двое толстых поросят

    Снизу в щелочку глядят.

    Бегают туда-сюда:

    «Где же вкусная еда?»

    Двое толстых поросят

    В дверь копытцами стучат.

    Вдруг открылась эта дверь:

    «Можно выбежать теперь!»

    Двое толстых поросят

    Громко, радостно визжат:

    «Вот корыто, да, да, да,

    А в нем вкусная еда!»

     

    Ребенок ставит ладошки ребром на стол, как «закрытые ворота», большие пальчики подняты.

     

    Ребенок просовывает большие пальцы между мизинцами и безымянными.

     

    Ребенок сгибает и разгибает большие пальчики.

     

    Ребенок стучит большими пальчиками по ладошкам.

     

    Ребенок немножко раскрывает ладошки, не отрывая при этом их от стола.

     

    Ребенок складывает ладошки как корытце и шевелит большими пальчиками.

    24

    «Иголка и наперсток»

    Вышивает, шьет иголка.

    Пальцу колко, пальцу больно,

    А наперсток

    В тот же миг

    К (имя ребенка) на пальчик

    Прыг!

    Говорит иголке:

    - Шей!

    А колоться ты не смей.

     

    Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой руке.

     

    Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток.

     

    Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка, ребенок шьет.

    Ребенок грозит пальчиком левой руки.

    25

    «Кот-повар»

    Падал снег на порог,

    Кот испек себе пирог,

    А пока лепил и пек,

    Ручейком пирог утек.

    Пирожки себе пеки

    Не из снега, а муки.

     

    Ребенок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол.

    Ребенок изображает лепку пирога.

    Ребенок «бежит» пальчиками обеих рук по столу.

    Ребенок вновь изображает лепку пирога.

    26

    «Пять грибов»

    Топ-топ – пять шагов,

    В туесочке пять грибов.

    Мухомор – он красный,

    Но этот гриб опасный,

    А второй – лисичка – рыжая косичка,

    Третий гриб – волнушка – розовое ушко,

    А четвертый гриб – сморчок,

    Бородатый старичок.

    Пятый гриб – белый,

    Кушай его смело.

     

    Ребенок «шагает» пальчиками по столу.

    Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок, большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.

    На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по одному пальчику, начиная с мизинца.

    27

    «Ветер, ветер, ветерок»

    Ветер по лесу гулял,

    Ветер листики считал:

    Вот – дубовый,

    Вот – кленовый,

    Вот – рябиновый, резной,

    Вот – с березки, золотой.

    Вот – последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку.

     

    Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения.

     

    Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого.

     

    Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени.

    28

    «Мышонок»

    Сел мышонок на масленок,

    А масленок – липкий гриб,

    Посидел на нем мышонок

    И прилип, прилип, прилип.

     

    Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок правой.

    Ребенок вращает кулачком правой руки.

    Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку правой.

    Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится».

    29

    «Считалка»

    Сколько пальчиков у нас?

    Посчитаем?

    - Это – раз!

    Загибаем?

    - Это – два!

    Продолжаем?

    - Три, четыре…

    Где же пятый?

    - Вот, смотрите!

    Продолжаем на другой:

    Вот шестой, седьмой, восьмой…

    Пиф-паф-ой-ой-ой!

    Да, девятый он такой!

    Сколько пальчиков всего?

    - Ровно десять! О-го-го!!!

     

    Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

     

    Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

     

    Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

     

    Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

    «НОВЫЙ ГОД»

    Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
    Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
    Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
    Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
    Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.

    На поляне стоит дом.

    На поляне дом стоит,  (дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук    

                                                   соприкасаются друг с другом.
    Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы

                                                     соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
    Мы ворота открываем,     (Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
    В этот домик приглашаем.

    Полянка.

    Здравствуй, полянка большая!
    Здравствуй, трава – мурава!
    Здравствуй, ягодка лесная!
    Ты поспела и вкусна.
    Мы корзиночку несём – 
    Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.

    Дружба.

    Дружат в нашей группе                   пальцы рук соединяют
    Девочки и мальчики.                        в замок (несколько раз) 
    Мы с тобой подружим
    Маленькие пальчики.
    Раз, два, три, четыре, пять                пальцы с мизинчика поочередно 
    Начинаем мы считать.                       соединяют друг с другом
    Раз, два, три, четыре, пять
    Мы закончили считать                     (Руки вниз, встряхивают кистями) 

    Гости

    В гости к пальчику большому                          - Поочередно берет пальцы правой
    В гости к пальчику большому                           руки (по тексту).
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний, 
    Безымянный и последний. 
    Сам мизинчик-малышок, 
    Постучался на порог. 
    Вместе пальчики-друзья,                                  -Складывает пальцы в замок.
    Друг без друга им нельзя.

    «Новые кроссовки»
    Как у нашей кошки
    На ногах сапожки.
    Как у нашей свинки
    На ногах ботинки.
    А у пса на лапках
    Голубые тапки.
    А козлёнок маленький
    Обувает валенки.
    А сыночек Вовка -
    Новые кроссовки.
    (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
    Вот так,
    Вот так,
    Новые кроссовки.

    «Ботинки»
    Всюду, всюду мы вдвоём
    Неразлучные идём.
    (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
    Мы гуляем по лугам,
    По зелёным берегам,
    Вниз по лестнице сбегали,
    Вдоль по улице шагали,
    После лезем под кровать, 
    (загибают по одному пальчику, начиная с большого)
    Будем там тихонько спать.
    (укладывают ладони на стол)

     «Жук»

    Я веселый Майский жук.                   -шевелят указательным и средним пальцами(усы)
    Знаю все сады вокруг,
    Над лужайками кружу,                      -машут перекрестными ладонями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий физкультурного досуга "Ловкие и смелые" для детей подготовительной группы детского сада посвященный Дню Космонавтики

    Сценарий досуга «Ловкие и смелые»Задачи:- укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки;- развивать слуховое внимание, инициативу, активность;- формировать положительный наст...

    Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

    Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

    Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.

    Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:созданию предп...

    Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

    Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

    индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»

    Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями  умственного развития №1» Петродворцового район...

    Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

    Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...